Социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь. Цель исследования анализ особенностей государственного управления в данной сфере.
В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Особенности формирования национальной модели социальной
защиты Республики Беларусь…………………………………………...5
1.1 Социальная защита: совершенствование управленческой
деятельности, взаимодействие субъектов и объектов
управления……………………………………………………………5
1.2 Национальная модель социальной защиты Республики
Беларусь………………………………………………………………9
2 Организационная структура системы государственного управления в
области социальной защиты населения……………………………….13
2.1 Министерство труда и социальной политики Республики Беларусь
как субъект управления, его структура и функции……………….13
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание
их деятельности……………………………………………………..15
3 Социальное страхование – одно из важнейших направлений
социальной защиты населения…………………………………………19
3.1 Организационная структура государственного социального
страхования. Деятельность фонда социальной защиты
населения…………………………………………………………...19
3.2 Проблемы социального страхования в Республики Беларусь…...26
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемых источников…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Вар 1.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 В практической  работе отделов важное место занимает разъяснительная работа среди плательщиков и застрахованных по широкому кругу вопросов социального страхования. Эта, не всегда заметная работа, дает несомненную отдачу в конечном результате – собираемости страховых взносов.

 Отдел возглавляет начальник отдела, назначаемый на долж¬ность начальником управления. Численность работников отде¬лов зависит от объемов работы (количества страхователей) в обслуживаемом районе и находится в пределах от 3-4 до 30 человек.

 Нагрузка, в  среднем по республике, составляет 218 страхо¬вателей на одного инспектора. Для сравнения, в 2002 году она равнялась 118. При этом, степень нагрузки колеблется в широ¬ком диапазоне — от 60 до 500 страхователей на одного инспек¬тора. В сельских районах она значительно ниже, чем в районах городов.

 Отмеченное  резкое увеличение нагрузки произошло  в связи с введением с 1 августа  2002 года обязательного государствен¬ного  социального страхования индивидуальных  предпринима¬телей и ростом по  этой причине количества страхователей по¬чти в два раза. Показатель нагрузки на одного работника район¬ного звена важен тем, что от него в максимальной степени зави¬сят уровень и качество проверок страхователей.

 Областные  и Минское городское управления  обеспечивают деятельность Фонда  в соответствующей области и городе Мин¬ске. Они организуют работу городских, районных и район¬ных в городах отделов по качественному выполнению их за¬дач. Управления обеспечивают аккумуляцию собираемых отделами страховых взносов и иных платежей, финансирует расхо¬ды на выплату пенсий и пособий.

 Ответственными  участками работы управлений  является капитализация временно  свободных финансовых ресурсов, ве¬дение персонифицированного  учета сведений о застрахованных. Работу по капитализации средств  ведут все управления, хотя потенциальные возможности, с точки зрения наличия свобод¬ных ресурсов, у всех разные.

 В процессе  своей деятельности Фонд взаимодействует  с органами законодательной и  исполнительной власти: Нижней и  Верхней Палатами Законодательного  Собрания, Правительством республики, практически всеми Министерствами и Комитета¬ми республики, органами исполнительной власти па местах. Это взаимодействие значительно затруднено тем обстоятельством, что Фонд входит в структуру Министерства труда и социаль¬ной защиты Республики Беларуси, а не находится в непосред¬ственном подчинении Правительства, как это имеет место, на¬пример, в России, Украине и других государствах — бывших республиках Союза.

 Заслуживает  особого внимания вопрос взаимодействия  ор¬ганов Фонда и органов комитетов по труду и социальной защи¬те областей и города Минска в части организации назначения и выплаты пенсий. По сложившейся практике в Республике Бела¬русь разобщены органически связанные вопросы: сбор страхо¬вых взносов и финансирование выплат пенсий осуществляется Фондом, а назначение и выплата пенсий - органами Комите¬тов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома. Более подробно этот вопрос освещен в других главах. Здесь уместно лишь сказать, что на это противоестествен¬ное разделение уходит много ненужной работы, при этом нера¬ционально затрачиваются большие суммы государственных средств.

 Наши ближайшие  соседи, как и большинство стран  дальне¬го зарубежья, этот вопрос  решили однозначно, объединив фун¬кции  сбора взносов, финансирования пенсий, организации их назначения и выплат в одном органе, занимающемся вопроса¬ми пенсионною страхования.

 Сложившаяся  структура Фонда является оптимальной  для нынешних условий и объемов  работы. Уровень расходов на ее  содержание самый низкий среди аналогичных структур дальне¬го и ближнего зарубежья. Однако, из этого не следует, что она — предел совершенства. Структура должна изменяться и совершенствоваться адекватно функциональным изменениям и соот¬ветствующим изменениям объемных показателей работы. Уже очевидно, что требуется более глубокое проведение аналити¬ческой работы, работы по актуарному прогнозированию, по со¬вершенствованию работы с финансовыми ресурсами и работы по контролю страхователей. Последнее особенно важно, учи¬тывая проходящие, хотя и медленно, процессы приватизации и разгосударствления, процессы банкротства предприятий и ро¬ста безработицы.  

 Решая вопросы  совершенствования системы управления  социальным страхованием, представляется  важным изучение опыта работы  других стран и, прежде всего, стран с продвину¬тыми системами. В этой связи интересным представляется опыт Германии с ее почти 120-летней историей социального страхо¬вания, существенной частью которого является самоуправление.

 Суть его  состоит в том, что органы  управления социальным страхованием выделены из системы непосредственного госу¬дарственного управления. Это не значит, что государство не несет за него никакой ответственности. Государство создает правовую основу, на которой строятся отношения между стра¬хователем и застрахованным. Оно принимает решения об обра¬зовании учреждений социального страхования или регулирует их возникновение.

 Система самоуправления  дает преимущества государству,  сбрасывая с его плеч многие  заботы, которые эффективно ре¬шаются  самоуправляющимися организациями.  

 3.2 Проблемы социального страхования в Республике Беларусь  

 В настоящее  время система социального страхования  Республики Беларусь переживает  не лучшие времена и в наиболее  сложном положении находится  ее главная составляющая – пенсионная система. Улучшение пенсионного обеспечения граждан является одним из главных приоритетов социальной политики белорусского государства.

 Опережающие  темпы роста пенсий по сравнению  с зарплатоф обеспечили в Республике  Беларусь стабильный рост пенсий. За 2001-2004 г.г. реальный размер назначенных месячных пенсий увеличился в 1,7 раза, повышается их покупательная способность. Сохраняется один из самых высоких среди государств СНГ размеров соотношения средней пенсии и средней зарплаты. В 2004 г. оно составило 43,7%.

 С 1 сентября 2005 года размер средней пенсии  по возрасту увеличился с 198,4 тыс. до 220,2 тысяч или на 11%. Минимальная  пенсия по возрасту – 124,2 тыс.  рублей. [9, С.12]

 В тоже  время растет нагрузка на пенсионную  систему в результате увеличения числа лиц пенсионного возраста при одновременном сокращении численности работающих, а также увеличения числа лиц, выходящих на пенсию ранее установленного возраста в связи с занятостью в особых условиях труда.

 Если в  1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2004 году – только 161. По данному критерию Республика Беларусь занимает одно из последних мест в мире. [8, С.29]

 В Республике  Беларусь сохраняется низкий  возраст выхода на пенсию (60 лет  для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время в республике пенсии получает 26% населения. Согласно прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше.

 Возникнет  проблема – как в данных  условиях сохранить достигнутое  значение коэффициента замещения?  Расчеты на основе прогноза  демографического и экономического  развития, а также развитие рынка труда показали, что для сохранения существующего замещения к 2050 г. потребуется увеличить тарифы страховых взносов на пенсионное страхование с 29 до 50% . Возможен и другой вариант – улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

 Специалистами  МОТ совместно с национальными  специалистами ряда министерств  республики и Фонда социальной  защиты населения в течении  2000 г. был сделан анализ предложений  по реформированию пенсионной  системы Республики Беларусь. Расчеты показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию. И даже в данном случае положение Фонда социальной защиты населения будет оставаться неустойчивым. Более того, начиная с 2030 года Фонд будет работать с дефицитом средств, причем этот дефицит будет наращиваться. [8, С.135]

 В пенсионной  системе Республики Беларусь  немало и внутренних проблем,  одной из которых является  порядок предоставления досрочных  пенсий. В 2003 г. почти 30% пенсий  по возрасту и за выслугу  лет назначено досрочно. Расходы на пенсионные льготы создают дополнительную нагрузку на пенсионную систему и в значительной степени снижает уровень пенсий других категорий граждан. Расточительность пенсионной системы связана также и с тем что законом предусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уплат страховых взносов с начислением пенсии за эти годы (служба в армии, время по уходу за детьми и др.). В совершенных пенсионных системах (например в Германии) за такие периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет страховых фондов и др.).

 К числу  проблем пенсионной системы нельзя  не отнести наличие льготных  страховых тарифов. Например, при  общественном тарифе 29% для коллегии  адвокатов он составляет лишь 8%, для работников сельского хозяйства – 24%. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и делает ее несправедливой. В мировой практике такой подход не используется.

 Кроме того, при тарифе 29% на пенсионное страхование,  по которому платит работодатель, застрахованный вносит только 1% своего заработка. Такой низкий тариф взносов, уплачиваемый самими застрахованными, не вызывает у них чувства собственника системы. На Западе наиболее распространенными являются системы, где работающий и его наниматели платят страховые взносы равными долями или близко к этому.

 В последние  годы наблюдается тенденция, проедания  Фондом социальной защиты накопленных  в прошлые периоды средств.  Основная причина этого – рост  задолженности по уплате страховых  взносов при постоянном росте  потребности. Задолженность по уплате страховых взносов на 1.05.2004г. составила более 204,6 млрд. рублей (60% средств, необходимых для выплаты пенсий в месяц). Это связано как с неблагоприятным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов.

 Существенным  недостатком пенсионной системы  (как и всей системы социального  страхования) является то, что  значительные объемы страховых  сумм идут на «латание прорех»  республиканского бюджета за 1999-2003 годы сумма таких изъятий из Фонда социальной защиты населения равнозначна почти 3-месячной потребности на выплату пенсий (текущая месячная потребность составляет более 340 млрд. рублей).

 Начиная с  2004 года, средства Фонда включены  в состав республиканского бюджета  и проходят через счета Казначейства Министерства финансов. Система стала непрозрачной и, следовательно, возможности для целевого использования средств социального страхования еще более распрямились. Фактически из 36% страховых взносов по прямому назначению идет менее 34%, остальные используются как своеобразный дополнительный налог в пользу республиканского бюджета. [10, С.29]

 Изложенные  проблемы пенсионного обеспечения  и деятельности Фонда свидетельствуют  о необходимости проведения радикальных  реформ в этой области.

 Основные  направления развития пенсионной  системы пенсионной системы определены  Концепцией реформирования системы  пенсионного обеспечения Республики  Беларусь (1997г.). Реализован ряд важнейших  решений: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков в системе государственного страхования; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и др.

 Однако с момента принятия Концепции прошло немало времени, и в связи с этим заложенные в ней решения нуждаются в корректировке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  

1. Сверж А.И.  Главная цель государства —  забота о человеке // Финансы, учет, аудит. 2002. — №9. — С.2-3.

2. Волгин Н.  А., Гриценко Н. Нч Шарков Ф.  И. Социальное государство: Учебник.  —М.: Издательско-торговая корпора¬ция  «Дашков и К°», 2003. — 416 с. 

3. Сверж А.И.  Система социальной защиты и  необходимость ее реформи¬рования  // Финансы, учет, аудит. 2000. — №4. — С.З—5.

4. Политика доходов  и качество жизни населения  / Под ред. Н.А.Горелового –  СПБ.: Питер, 2003. – 653 с., ил. – (Серия  «Учебное пособие»).

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь