Социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь. Цель исследования анализ особенностей государственного управления в данной сфере.
В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Особенности формирования национальной модели социальной
защиты Республики Беларусь…………………………………………...5
1.1 Социальная защита: совершенствование управленческой
деятельности, взаимодействие субъектов и объектов
управления……………………………………………………………5
1.2 Национальная модель социальной защиты Республики
Беларусь………………………………………………………………9
2 Организационная структура системы государственного управления в
области социальной защиты населения……………………………….13
2.1 Министерство труда и социальной политики Республики Беларусь
как субъект управления, его структура и функции……………….13
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание
их деятельности……………………………………………………..15
3 Социальное страхование – одно из важнейших направлений
социальной защиты населения…………………………………………19
3.1 Организационная структура государственного социального
страхования. Деятельность фонда социальной защиты
населения…………………………………………………………...19
3.2 Проблемы социального страхования в Республики Беларусь…...26
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемых источников…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Вар 1.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 В системе  государственных учреждений активно  работают Республиканский реабилитационный  центр для детей-инвалидов; дома-интернаты  и специальные дома для ветеранов,  престарелых и инвалидов.

 В деятельности  социальных служб на местах  выделяется 2 направления: специализированное  и комплексное оказание социальных  услуг. Специализированные структуры  осуществляют профилактическую  работу и прямое оказание помощи  конкретным социальным группам по разным направлениям. Комплексные учреждения осуществляют самую разнообразную деятельность от возможностей материальной помощи, до медико-психологической помощи до простого человеческого общения и внимания.

 Структуру  системы занятости образуют Управления областных служб занятости, Минский городской центр занятости, региональные, городские, районные центры занятости населения, центры профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения, Республиканский, областные и региональные центры профессиональной ориентации молодежи.

 Проблемами  трудовой деятельности занимаются  областные и Минское городское  управление инспекций труда, межрайонные  инспекции труда, областные и  Минская городская экспертизы условий труда. [3, С.203]

 Большое внимание  развитию социальной сферы уделяется  в Могилевской области. Комитет  по труду и социальной защите  Могилевского облисполкома проводит  государственную политику, осуществляет  управление и государственный  контроль за соблюдением законодательства в области труда, миграции и социальной защиты населения, а также осуществляет взаимодействие по этим направлениям с другими государственными и негосударственными структурами.

 В области происходит интенсивный процесс создания комплексной инфраструктуры учреждений социального обслуживания. В целях оказания многоаспектной помощи нуждающимся создана 25 территориальных центров социального обслуживания населения.

 В этих  учреждениях в настоящее время функционируют отделения первичного приема и оказания срочной помощи. Отделения круглосуточного пребывания центров, рассчитанные на 25-35 мест, функционируют в 9 районах. Они предназначены для постоянного или временного размещения пожилых граждан недалеко от мест их проживания.

 Ведется активная  работа по открытию в области  Домов социальных услуг для  улучшения организации обслуживания  граждан малонаселенных пунктов.  Сейчас их насчитывается 62. Для  престарелых граждан и инвалидов  в Могилевской области действует 9 домов-интернатов: Белынический, Каменский, Быховский, Весновский, Кричевский, Могилевский, Хотимский, Чаусский, Рестянский. Весновский дом-интернат Глусского района предназначен для проживания детей-ивалидов, имеющих глубокую степень отсталости и страдающих детским церебральным параличом. [6, С.24]

 Исключительно  важной сферой деятельности областных  органов социальной защиты является  государственная поддержка семей  с детьми. В областном центре  семьи «Гармония» созданы и  работают школы просветителей здоровья, взаимоотношений, сознательного родительства, клубы здорового образа жизни, семейного туризма «Оптимист». Для координационной работы с семьей и детьми в области созданы консультационные пункты, телефоны доверия, координационные советы, работают клубы, любительские объединения «Семья», «Гармония», «Семейный очаг» и другие.

 К сожалению,  в деятельности органов социального  обслуживания области имеют место  серьезные проблемы: недоукомплектация  кадрами, частая смена кадрового  состава, низкий уровень оплаты их труда. Требует укрепления материально-техническая база, обеспечение нормативно-методической литературой. Данные учреждения нуждаются в оснащении современной компьютерной техникой, аудио-, видеоаппаратурой, мебелью, медицинским оборудованием, средствами реабилитации (кресла-коляски, поручни, трости). Для обслуживания граждан в отдаленных населенных пунктах необходимы автомобили повышенной проходимости, велосипеды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Социальное страхование  – одно из важнейших  направлений

  социальной защиты  населения  

3.1 Организационная  структура государственного  социального 

  страхования. Деятельность  Фонда социальной  защиты населения  

 Одним из  важнейшим направлений социальной  защиты является социальное страхование.  Оно организуется государством для того, чтобы гарантированно поддерживать жизненный уровень людей, подвергшихся воздействию таких неблагоприятных факторов, как старость, ивалидность, заболевания, потеря кормильца и др.

 В республике  действуют 3 вида социального  страхования:

1 а) пенсионное  страхование; 

 б) страхование  по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и  родами, рождением ребенка и уходом  за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью  застрахованного или члена его  семьи (социальное страхование).

2 Страхование  от безработицы. 

3 Страхование  от производственного травматизма  и профзаболеваний. 

 Взносы по  первому виду страхования поступают  в бюджет Фонда социальной  защиты населения. Фонд был  образован в 1 июля 1993 года на  базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социально страхования. Фонд социальной защиты населения осуществляет управление финансами социального страхования, является самостоятельной финансово-кредитной организацией. Размер страхового взноса в данный фонд составляет 36%. Из них 30% направляется на цели пенсионного страхования (29% - доля работодателя и 1% работающих граждан), 6% - на социальное страхование. [7,С.34]

 Из бюджета  фонда социальной защиты населения  страховые средства расходуются  на следующие цели:

 а) выплата  пенсий:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- в случае  потери кормильца; 

- за выслугу  лет. 

 б) выплата  пособий: 

- по временной  нетрудоспособности;

- по беременности  и родам; 

- в связи  с рождением ребенка; 

- женщинам ставшим на учет до 12-недельного срока беременности;

- в связи  с уходом за ребенком до  достижения им 3-х лет. 

- на погребение;

- на оздоровление  населения. 

 в) другие  выплаты [приложение 1].

75-80% всей суммы  по данному виду социального  страхования составляют расходы на выплату пенсий, около 6% - на пособия по временной нетрудоспособности.

 За год  выплачивается более 12 млн. различных  пособий, получателями пенсий  является около 2,6 млн. человек. [Приложение 2,3]

 Таким образом,  Фонд социальной защиты населения в целях выполнения возложенных на него задач:

- осуществляет  сбор и аккумуляцию обязательных  страховых взносов и иных платежей  на государственное социальное  страхование; 

- финансирует  выплаты установленные законодательством  Республики Беларусь пенсий и пособий;

- осуществляет  контроль за своевременным и  полным поступлением обязательных  страховых взносов и платежей, а также контролирует правильность  использования средств, направленных  на финансирование пенсий, пособий  и других выплат по государственному социальному страхованию;

- осуществляет  индивидуальный (персонифицированный)  учет сведений о застрахованных  лицах для целей государственного  социального страхования, создает  базу данных по всем категориям  плательщиков.

 Руководство  Фондом осуществляется его правлением и исполнительным органом – центральным аппаратом Фонда. Ко-личественный и персональный состав правления утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты Республики Бела¬русь (председатель правления Фонда), управляющий Фондом (заместитель председателя правления Фонда) и его заместите¬ли по должности, а также представители Министерства финан¬сов, Министерства экономики. Национального банка, объеди¬нений нанимателей и профсоюзов.

 Правление  Фонда определяет направления  его текущей де¬ятельности и  на перспективу, рассматривает  и утверждает бюд¬жет Фонда  и отчеты о его исполнении. Правление отвечает за своевременное  и полное финансирование Фондом  всех уста¬новленных законодательством выплат. В компетенцию правле¬ния Фонда входя также вопросы: согласование назначения руководителей областных и Минского городского управлений и руководителя контрольно-ревизионного подразделения цент¬рального аппарата, утверждение положений и инструкций по вопросам деятельности Фонда. Правление заслушивает отче¬ты начальников областных и Минского городского управлений об их работе.

 Оперативное  руководство деятельностью Фонда  осуществ¬ляет Управляющий Фондом, назначаемый Советом Министров  Республики Беларусь. Он имеет двух заместителей, назначае¬мых на должность Министром труда и социальной защиты Рес¬публики Беларусь.

 Управляющий  Фондом несет персональную ответственность  за выполнение задач Фонда.  При этом он имеет определенные  полномочия на принятие единоличных решений. В частности, управляющий Фондом утверждает смету расходов и штатное расписание центрального аппарата в пределах установленной численности и расходом на его содержание, положения о структурных подразделениях этого аппарата. Он имеет право также утверждать структуру, бюджеты областных, Минского городс¬кого управлений, численность работников данных управлений.

 Для решения  поставленных задач создана централизован¬ная  двухуровневая система управления.

 Как отмечалось  выше, на республиканском уровне управле¬ние Фондом осуществляется его правлением и исполнительным органом — центральным аппаратом. В аппарате создано 9 са¬мостоятельных структурных подразделений — управлений и отделов, которые выполняют многочисленные функции, глав¬ными из которых являются:

- перспективное  и текущее планирование деятельности  Фонда; 

- организационное  и методическое руководство бухгалтер¬ским  учетом, отчетностью и финансированием; 

- проведение  государственной политики в области  соци¬ального страхования;

- разработка  методических указаний, инструкций, разъяс¬нений по применению законодательства  в области исчисления, взимания  и уплаты страховых взносов; 

- организационная  и методическая работа по внедрению  и ведению индивидуального (персонифицированного) учета за¬страхованных лиц в системе государственного социального страхования;

- правовое обеспечение  деятельности Фонда и проведение  государственной кадровой политики;

- внедрение  автоматизированных информационных  систем;

- ведомственный  контроль, контроль уплаты страховых взно¬сов и иных платежей, а также контроль за правильным использо¬ванием средств государственного социального страхования.

 На областном  уровне и в городе Минске  созданы управле¬ния Фонда с  правами юридического лица. В  составе управле¬ний функционирует 150 городских, районных и районных в городах отделов Фонда. На дату, создания Фонда количество отделов строго соответствовало количеству административных единиц в органах власти на местах. В целях сокращения адми¬нистративного аппарата и повышения оперативности в работе количество отделов в последние годы было сокращено за счет их слияния в ряде городов.

 Эти отделы  не наделены правом юридического  лица, они созданы для оперативного  выполнения задач Фонда и входят  в структуру областных (Минского городского) управлений и не¬посредственно подчиняются им.

 Главными  задачами отделов являются:

- непосредственный  сбор страховых взносов и других  пла¬тежей на государственное  социальное страхование; 

- ведение регистрации  плательщиков;

- организация  и ведение персонифицированного  учета све¬дений о застрахованных  лицах для целей государственного  со¬циального страхования; 

- контроль правильного  использования средств государ¬ственного  социального страхования и принятие  соответствую¬щих мер к плательщикам, нарушающим установленный поря¬док уплаты страховых взносов и иных платежей. Начало этого контроля лежит в ежеквартальной приемке от плательщиков отчетов о средствах Фонда по установленной форме (№ 1-Фонд).

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь