Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:13, реферат
Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и он нуждается в стимулировании для обеспечения необходимого уровня усилий.
Введение
Структура и сущность рынка труда
Цена труда: факторы, влияющие на ее величину
Причины и формы безработицы
Формирование заработной платы
Как изменяется оплата труда в России
Список литературы
В частности, к декабрю 1995 года спад производства в России оценивался как 35%, тогда как уровень безработицы составлял 8.2%. К апрелю 1999 г. безработица, оцениваемая по методике МОТ, выросла до 12.4% трудоспособного населения, что значительно ниже, чем в большинстве переходных экономик Центральной Европы. Впрочем, оценка безработицы в долях трудоспособного населения, а не рабочей силы, мало показательна: очевидно, что в плановой экономике искусственно поддерживался чрезмерно высокий уровень занятости, и, что то же самое, нормальный уровень безработицы был принудительно мал; понятие полной занятости практически совпадало с принципом обязательности труда. При либерализации экономики совершенно естественно ожидать роста числа лиц, не принадлежащих рабочей силе, особенно если учесть, что в современных российских условиях производительность труда и фактический доход индивида при самозанятости в "натуральном хозяйстве" часто выше, чем при работе в старом или новом секторе. (Легко подсчитать, например, что среднемесячная заработная плата жителя Ленинградской области в мае 1999 года была эквивалентом рыночной стоимости двух-трех мешков картошки). К сожалению, ни официальная статистика, ни результаты независимых исследований не дают достаточно информации на этот счет.
Сопоставление заработной платы с фактическими затратами труда позволяет по-новому взглянуть на дискуссию (см. Сlarke, Ed., 1998) о том, является ли рынок труда в России жестким или гибким. Как известно, признаками жесткого рынка труда являются относительно высокая заработная плата и высокий уровень безработицы. В России зарегистрированная ставка заработной платы мала, а зарегистрированный уровень безработицы мал, что наводит на мысль о высокой гибкости рынка труда. Противоположная картина - относительно высокая фактическая ставка заработной платы и высокая фактическая безработица, что свидетельствует о большой жесткости рынка труда - возникает, если рассматривать фактические затраты труда. Что касается низкого зарегистрированного уровня безработицы, он действительно имеет место и играет определяющую роль в поддержании политической и социальной стабильности: сохраняя статус занятых, люди которые немедленно стали бы безработными в по-настоящему гибкой экономике, не выбывают из электората и через формальные институты способствуют определенному смещению политики (подобно тому как на Западе иное смещение вызвано отсутствием безработных в электорате - см., например, Saint-Paul, 1996).
Обозначим через Lf фактические затраты труда в "старом" секторе, через Lo зарегистрированную занятость, через Wo зарегистрированную ставку заработной платы. Так, в приведенном примере с заработной платой в Ленинградской области, хотя официальная скрытая безработица невелика, очевидно, что фактически работники работают неполный день, и Lf < Lo . Определим фактическую ставку заработной платы как Wf= WoLo/Lf. Эта величина показывает заработную плату за единицу фактических затрат труда.
Фирмы в "старом" секторе (и государство) могут в значительной степени контролировать регистрируемую ставку заработной платы, Wo, а также
регистрируемую занятость, Lo. Что касается, фактической ставки заработной платы и фактических затрат труда , то они, во многом, находятся под контролем работников. Профсоюзы не играют в России той роли в переговорах о размере заработной платы, которая уделена им на Западе. Однако, работники с успехом заключают в России подобные сделки негласно и без участия профсоюзов. (Сделаем небольшое замечание по поводу силы профсоюзов и рабочих коллективов. Согласно Kapeliushnikov, 1998, в 1997 г. лишь 2% менеджеров промышленных предприятий, придерживающих избыточную рабочую силу, указали противодействие профсоюзов как важную причину такого придерживания. В то же время 14% сослались на стремление избежать конфликтов с рабочим коллективом. 19% отметили как одну из причин того, что рабочие не уходят с предприятий, находящихся в критическом состоянии, их принадлежность трудовому коллективу).
На наш взгляд договоренность о времени фактического труда, соразмерном размеру заработной платы, является в "старом" секторе частью своеобразного социального контракта между менеджерами и работниками. С одной стороны, мененджеры являются в значительной мере ставленниками трудовых коллективов и потому не могут проводить активной политики сокращения численности работников или уменьшения размера заработной платы. С другой стороны, негласная договоренность между менеджерами и рабочими состоит в том, что работники стараются не вникать в вопросы, связанные с приватизацией предприятия, консолидацией капитала, заработной платой менеджеров; в свою очередь, менеджеры предоставляют работникам значительную свободу в использовании рабочего времени и принадлежащего предприятиям оборудования.
Упрощенно ситуация в "старом" секторе может быть описана следующим образом. Фактическая ставка заработной платы, Wf, определяется самими работниками, исходя из альтернативной ставки заработной платы (reservation wage), каковой является ставка заработной платы в "новом" секторе. (В Матвеенко и др., 1998 рассматривается связь альтернативной ставки заработной платы с механизм коллективизма в "старом" секторе). Предложение труда в "старом" секторе по фактической ставке Wf неограниченно - "старый" сектор имеет для домохозяйства, предлагающего труд, приоритет по сравнению с "новым". Одна из причин связана с возможностью лишь медленного изменения структуры предложения труда (см. модель в разделе 3), другая - с разного рода льготами, предоставляемыми "старым" сектором (жилье, питание, земельные участки, детские учреждения, медицинское и санаторное обслуживание, бесплатный проезд и т.д.). Хотя объем этих льгот быстро сокращается, но сохраняется ожидание будущих льгот. Существенной является также возможность использования ресурсов фирм в личных целях работников - по-видимому, такие возможности в "старом" секторе больше, чем в "новом".
В "старом" секторе имеется постоянное избыточное предложение труда (разумеется, по фактической, а не по зарегистрированной ставке), но выявить его трудно, поскольку безработица принимает, в основном, "распределенный" характер. Это означает, что вместо сокращения числа занятых, занятость равномерно распределена между избыточным количеством работников. Присутствуют и официально регистрируемые формы скрытой безработицы, такие как неоплачиваемые отпуска, неполный рабочий день, однако их масштаб значительно меньше, чем у "распределенной" безработицы. Наличие "распределенной " безработицы может быть объяснено несколькими причинами: это упоминавшийся уже социальный контракт между работниками и менеджерами, который не позволяет менеджерам уменьшить число работников; возможность использовать факт наличия значительного числа низкооплачиваемых работников при получении субсидий и кредитов, при лоббировании политических решений; значительные издержки увольнения работников (впрочем, последняя причина, хотя она часто называется исследователями, на наш взгляд сама по себе не является существенной в условиях общего кризиса неплатежей).
В целом, процесс формирования ставки заработной платы видится нам следующим образом. Домохозяйства формируют некоторую функцию предложения труда Ls(W), зависящую от фактической реальной ставки заработной платы (в расчете на единицу фактически затрачиваемого труда). Фирмы "старого" сектора, также принимая в расчет фактическую ставку заработной платы Wf, формируют спрос на труд Ld1(W). (В первом приближении будем рассматривать фирмы "старого" сектора как фирмы на конкурентном рынке; в таком случае фукция спроса на труд определяется из равенства предельного продукта труда фактической реальной ставке заработной платы Wf). Предложение труда в "новом" секторе определяется как разность Ls2(W)=Ls(W)-Ld1(W). Фирмы "нового" сектора, в свою очередь, формируют спрос на труд Ld2(W). Если "новый" сектор является совершенно конкурентным, то спрос на труд определяется по производственной функции "нового" сектора из условия равенства предельного продукта труда реальной ставке заработной платы. В "новом" секторе из равенства спроса и предложения определяется равновесная ставка заработной платы, которая и служит фактической ставкой заработной платы в "старом" секторе, Wf. Тем самым, определена и фактическая занятость в "старом" секторе, Lf. В случае, когда как "старый", так и "новый" сектор являются конкурентными, фактическая ставка заработной платы в них совпадает, и имеет место полная занятость. В таком случае, скрытая безработица и "распределенная" безработица должны трактоваться как добровольная безработица, связанная с использованием части времени домохозяйства в независимом неформальном секторе, а также в виде свободного времени.
Более реалистичной представляется гипотеза о том, что вход в "новый" сектор затруднен, в частности, в силу причин, связанных с локальной оптимизацией распределения времени домохозяйства (о чем шла речь выше) , а также ввиду низкой мобильности населения (что связано, например, с институтом прописки) и наличия инсайдеров в ряде отраслей "нового" сектора. В таком случае ставка заработной платы в "новом" секторе может быть выше, чем фактическая ставка заработной платы в "старом" секторе. Имеющиеся данные не позволяют прямо ответить на столь важный вопрос как соотношение между ставками заработной платы за час фактического труда в секторах. Пользуясь данными Хахулиной (1996), например, можно сказать, что в январе 1996 г. средний заработок за час рабочего времени на дополнительной работе превышал в 1.9 раза зарегистрированную (но не фактическую) ставку заработной платы на основной работе. Можно предположить, что дополнительная работа в значительной степени связана с занятостью в "новом" секторе, однако эти данные ничего не говорят о фактических затратах труда и фактической занятости в "старом" секторе.
В 1950-х
годах в СССР сложился огромный разрыв
в размерах заработной платы, которую
получали, с одной стороны, высший
слой государственных служащих (так
называемая "номенклатура" - круг
лиц, назначаемых на должности вышестоящими
органами) и, с другой стороны, масса трудящихся.
Во второй половине 1950-х годов заработки
высокооплачиваемых служащих были значительно
снижены и, как говорится, "заморожены"
Одновременно началось поэтапное (1 раз
в 5 лет) повышение заработной платы низко-
и среднеоплачиваемых рабочих и служащих.
В итоге среднемесячная заработная плата
рабочих и служащих народного хозяйства
страны выросла с 64 руб. в 1950 г. и 80 руб.
в 1960 г. До 275 руб. в 1990 г. Между тем все более
усиливалось уравнительное вознаграждение
за труд. Достаточно сказать, что, например,
инженер, врач, юрист получали за свою
работу меньше, чем квалифицированный
рабочий.
С 1992 г. в Российской Федерации было отменено
государственное централизованное регулирование
уровня заработной платы на предприятиях.
Однако не вступили в силу конкуренция
и Другие регуляторы на рынке труда. В
результате стали проявляться следующие
весьма противоречивые тенденции в динамике
заработной платы.
Первая тенденция: резко возросло
денежное вознаграждение у нескольких
групп работников:
Вторая
тенденция: в 1990-е годы стоимость рабочей
силы удешевилась почти в 2 раза. Если в
1991г. среднемесячная начисленная заработная
плата работников предприятий и организаций
(в ценах 1991 г.) составляла 548руб., то в 1998
г. она снизилась до 264руб. Работнику предприятия
или организации в 1998г. в среднем было
начислено 1101 рублей (в масштабе цен 1998
г.), что в пересчете на доллары США составляет
всего 113 долл.
Третья тенденция: установилась и
сохраняется ненормальное соотношение
между минимальной заработной платой
и величиной прожиточного минимума.
В Советском Союзе никогда не был законодательно
определен прожиточный минимум. В 1992г.
исполнительная власть Российской Федерации
ввела так называемый "биологический"
прожиточный минимум. В него включены
19 основных продуктов питания (из расчета
в день, например, хлеба - 0,5 кг, мяса - 100
г, колбасы - 10 г, 1/2 яйца, картофеля - 400 г
и др.), а также очень небольшие расходы
на непродовольственные товары и услуги.
Величина прожиточного минимума трудоспособного
населения в 1998 г. составила 555 руб., хотя
минимальная заработная плата рабочих
и служащих была равна 83 тыс. руб., то есть
в 6 раз меньше.
В 1998 г. принят Федеральный закон "О
прожиточном уровне в Российской Федерации".
В нем, в частности, предусматривается
необходимость выравнять уровень минимальной
оплаты труда с прожиточным минимумом.
Однако нигде не указано, в какие сроки
это будет достигнуто. После принятия
закона сложившееся в этом отношении положение
нисколько не улучшилось.
Четвертая тенденция: во многих регионах
страны вместо денежной заработной платы
широко применяются различные суррогаты
(заменители).
В одном случае работникам предприятий
взамен денег выдают "талоны" - клочки
бумаги с печатью, по которым в определенных
магазинах распределяют продовольствие.
Затем "деньги"-однодневки уничтожают.
По стране насчитывается свыше 150 подобных
видов зарплаты.
Некоторые фирмы расплачиваются за труд
частью своей товарной продукции. На руки
работникам выдают, например, на ликеро-водочных
заводах бутылки водки, на плодово-овощных
предприятиях - огурцы и т. д.
Пятая тенденция: на многих предприятиях
и организациях в 1990-х годах сильно выросла
задолженность предприятий и учреждений
по заработной плате. Так, просроченная
задолженность предприятий и организаций
по оплате труда работникам возросла с
1993 по 1998г. в 1570 раз. Сотни тысяч людей были
лишены возможности получать заработанные
ими средства к жизни в течение нескольких
месяцев, а иногда даже за год и больший
срок.
С конца 1998 г. российское правительство
стало принимать меры по обеспечению выплаты
заработков в надлежащие сроки и ликвидации
образовавшейся задолженности по оплате
труда. Восстановление законных прав трудящихся
- это непременное условие для улучшения
стимулирования их продуктивной деятельности.