Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:05, творческая работа
В юридической литературе наряду с термином "трудовой спор" часто встречается и словосочетание "трудовой конфликт". Объектом трудового конфликта выступают трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовой конфликт - более широкое понятие. Кроме столкновения (столкновение противоположных взглядов, стремлений, серьезные разногласия, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы) в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и политическими требованиями.
Понятие и классификация трудовых споров
Понятие индивидуального трудового спора
Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые согласительной комиссией
Срок обращения в согласительную комиссию по трудовым спорам
Трудовые споры о восстановлении работника на прежней работе
Понятие консенсуса
Переговоры как метод разрешения конфликтов
Основные стратегии переговоров в решении трудовых конфликтов
Процесс ведения переговоров
Примирение и посредничество
Процедуры примирения/посредничества
Медиация
Проведение медиации
Арбитраж
Процедура арбитража
Примирительные процедуры в трудовых отношениях в зарубежных стран
США
Европейские примеры примирительных процедур
Японский опыт разрешения трудовых конфликтов
Основной порядок рассмотрения трудовых споров в Российской Федерации
Условия завершения конфликтов
Требования - это сформулированные участника
Американские исследователи предлагают строить переговоры на таких принципах:
- Отделите людей от
проблемы. Жестко поступайте с
проблемой, мягко с людьми. Как
правило, люди
- Разделяйте интересы от требований. Каждый человек и каждая организация имеют много интересов, которые можно удовлетворить различными способами. Обнаружив свои интересы, стороны могут начать поиск общих интересов и путей возможного удовлетворения интересов партнера.
- Разделяйте прошлое
от будущего. Сосредоточьтесь на
настоящем и перспективах. Прошлые
обиды должны уступить место
реальному взаимовыгодному
- Разделяйте результаты от процесса. Ищите взаимовыгодные варианты. Попробуйте сначала вместе с партнером по переговорам выдвинуть как можно больше идей, вариантов, а потом уже критически проанализировать их, отобрав самые перспективные.
- Разделяйте критерии решения от эмоций. Настаивайте на использовании объективных критериев. Часто случаются ситуации, когда может существовать несколько критериев, которые дают разные результаты, которые каждая из сторон считает законными. В этом случае возможно компромиссное решение или обращение за помощью к посреднику или арбитру.
Начиная переговоры в сфере трудовых отношений, нужно помнить, что переговоры являются особым видом деятельности, который используется в ситуациях, где есть взаимозависимость сторон.
Неоптимальным в ситуации трудового спора является тактика жесткой борьбы, потому что она может привести к эскалации конфликта. Между сотрудничеством и борьбой должен быть найден оптимальный для данной ситуации баланс, что позволит трансформировать конфликтную ситуацию в задачу, которую можно решить.
Успех в переговорах в значительной степени зависит от подготовки к переговорам, квалификации участников и их опыта по разрешению трудовых конфликтов.
Процесс ведения переговоров
Процесс ведения переговоров может состоять из пяти фаз, задача которых формировать соответствующие принципы.
Первая фаза - начало ведения переговоров.
Задачами данной фазы являются:
- установление контакта
- привлечение внимания;
- пробуждение интереса;
- «перехват», в случае
необходимости, инициативы в
Вторая фаза - передача информации.
Она должна выполнять следующие задачи:
- сбор специальной информации по проблемам и требованиям;
- выявление мотивов
и целей участников
- передача запланированной информации;
- формирование основ
для аргументации или
- анализ и проверка
позиции участников
- предварительное определение
направлений последующей
Третья фаза - аргументация.
На этой фазе формируется предварительное мнение, определяется позиция по данной проблеме, которая устраивает обе стороны. Здесь можно попробовать изменить, в случае необходимости, уже сформированное мнение (позицию), закрепить то, что уже сформировалось. На этом этапе можно устранить или смягчить противоречия, которые были до переговоров или возникли в процессе их проведения, критически проверить собственные положения и факты, изложенные участниками переговоров.
Различают следующие виды аргументации:
- доказательную аргументацию - необходимость проверки, точными ли являются собственные сводки, или правильными являются собственные выводы, нет ли в собственной аргументации противоречий, можно ли привести подходящие примеры и сравнения;
- контраргументацию - необходимость проверки, не появляются ли противоречия; нет ли фактов или предложений, которые можно оспорить, или не приведен ли неудачный пример (сравнение), или не сделали ли стороны ложного заключения; или не слишком ли просто представила сторона проблему, или не вытекает ли из этого необходимость показать другую сторону, или не дала ли сторона неправильную оценку и др.
Для достижения успеха в переговорах в аргументации необходимо использовать правила культуры и этики проведения:
- следует оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;
- темп и способы
аргументации следует выбирать
с учетом особенностей
- аргументация должна быть корректной по отношению к сторонам;
- следует избегать
неделовых выражений и формулир
Четвертая фаза - опровержение аргументов сторон.
Важнейшими задачами данной фазы являются:
- разграничение отдельных
- приемлемое объяснение
- нейтрализация замечаний
Во время решения указанных задач следует придерживаться логической структуры опровержения замечаний и аргументов сторон, в частности:
- локализовать каждое замечание или аргумент;
- проводить анализ замечаний;
- выявлять истинные причины;
- выбирать тактику опровержения;
- выбирать метод опровержения;
- проводить оперативное
Пятая фаза - принятие решений.
К основным задачам данной фазы можно отнести:
- достижение основной, или, в худшем случае, запасной (альтернативной) цели;
- обеспечение благоприятной атмосферы в конце переговоров;
- стимулирование сторон к
- составление всеобъемлющего
- подписание соглашения по
Для создания благоприятного климата в начале переговорного процесса необходимо не выпускать из виду некоторые важные мелочи, в частности, следует пользоваться ясными, сжатыми и содержательными вступительными словами и объяснениями; обращаться к собеседникам по имени; проявлять уважение к личности партнера и т.п.
Основной принцип, на котором основываются процедуры урегулирования споров об интересах в системах свободных коллективных переговоров, заключается в том, что стороны должны пытаться разрешить спор самостоятельно путем переговоров. При этом участие третьих сторон предполагается только в случае неудачи переговоров для оказания содействия договаривающимся сторонам в поисках взаимоприемлемого решения.
В зарубежных странах
при ведении деловых переговоро
а) на процедурных вопросах;
б) на поддержании благоприятной для успеха переговоров атмосферы общения;
в) на помощи сторонам в наилучшем понимании собственных интересов, интересов другой стороны, на осознание ими рамок возможной договоренности;
г) на помощи в оформлении итоговых элементов, но с удержанием от советов и предложений по решению спорных вопросов по существу.
Обязанность принять решение полностью возлагается на стороны конфликта.
Другой подход - это когда посредник одновременно выполняет функцию эксперта по спорным вопросам, разрабатывает, выдвигает и согласовывает со сторонами собственные предложения по разрешению трудового спора, а в отдельных случаях, по предварительному согласию сторон, принимает окончательное взвешенное решение по спорному вопросу (так называемый «посреднический арбитраж»). Этот вариант предполагает низкий уровень требований к переговорной квалификации сторон трудового спора и высокие разносторонние требования к квалификации посредника, его беспристрастности и авторитета.
Примирение и посредничество
Коллективный трудовой
спор считается возникшим со дня
письменного уведомления
Коллективные трудовые споры разрешаются в порядке примирительных процедур и (или) в судебном порядке.
Под примирительными процедурами обычно понимают процесс, в котором стороны спора — в трудовых отношениях это работодатель и работник (профсоюз) — приглашают нейтральную третью сторону, то есть посредника для того, чтобы помочь им разрешить свои разногласия. Посредник не обладает правом решающего голоса в отношении конфликта сторон, но он помогает найти взаимоприемлемое решение, с которым стороны соглашаются на добровольной основе. Благодаря своим навыкам и методам, посредник лишь помогает обеим сторонам, а не разрешает спор авторитарными методами. Совершенно очевидно, что примирительные процедуры отличаются как от арбитража, так и от переговоров.
Примирение и посредничество
– это способы оказания содействия
сторонам, участвующим в споре, для
достижения ими взаимоприемлемого
урегулирования конфликта. Примиритель
или посредник содействует
Хотя в сфере трудовых отношений
примирение или посредничество является
основным способом разрешения споров
об интересах или коллективных споров,
они часто считаются
Посредничество часто
Примирение/посредничество может быть добровольным и принудительным. Примирение/посредничество является добровольным, если стороны прибегают к нему по своему усмотрению. Примирение также считается добровольным, если оно осуществляется третьей стороной, избранной по взаимному согласию сторон, вне зависимости от государственных или законодательных механизмов. В некоторых случаях по закону требуется, чтобы обе стороны спора согласились прибегнуть к процедуре примирения или инициировали ее.
Примирение/посредничество является
принудительным, если стороны трудового
спора обязаны прибегнуть к нему.
Принудительное примирение/посредничество
может служить средством
Цель принудительного
Принуждение в отношении процедур примирения/посредничества может состоять в одном из следующих элементов или их сочетании:
- обязанность уведомлять
компетентные органы о
- ограничение на выбор третьей
стороны, осуществляющей
- требование участвовать в
- запрет на организацию
- обязательство придерживаться
условий соглашения, заключенного
в ходе процедур примирения/