Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 05:57, контрольная работа
В условиях становления рынка большинство имущественных отношений носит возмездный характер, который предполагает необходимость производства расчетов (платежей) за полученные ценности, оказанные услуги, выполненные работы. Расчеты, являясь элементом возмездных имущественных отношений (купли-продажи, строительного подряда, аренды и др.), могут наступать одновременно с получением каких-либо благ, но могут быть во времени отдалены от этого момента. Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта - кредитной организации.
1. Расчётные правоотношения, их виды и формы………………………..……3
2. Судебные расходы: понятие, виды………………………………….…….…19
3.Ситуация 61……………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...28
28
Содержание:
1. Расчётные правоотношения, их виды и формы………………………..……3
2. Судебные расходы: понятие, виды………………………………….…….…19
3.Ситуация 61……………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...2
28
36. расчётные правоотношения, их виды и формы.
В условиях становления рынка большинство имущественных отношений носит возмездный характер, который предполагает необходимость производства расчетов (платежей) за полученные ценности, оказанные услуги, выполненные работы. Расчеты, являясь элементом возмездных имущественных отношений (купли-продажи, строительного подряда, аренды и др.), могут наступать одновременно с получением каких-либо благ, но могут быть во времени отдалены от этого момента. Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта - кредитной организации. В последнем случае на основе соответствующего имущественного отношения возникает новое - расчетное. Эти имущественные отношения опосредуются нормами права и приобретают форму расчетного правоотношения. Расчетными правоотношениями являются также правоотношения, возникающие при производстве платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами финансового и гражданского права, которые в совокупности образуют комплексный институт права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Расчетные отношения регламентируются также постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в Российской Федерации. К компетенции Банка России отнесено установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов. В настоящее время в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, действует Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Банком России 9 июля 1992 года № 14.
Расчеты - это передача или перевод (через банк, иные кредитные учреждения) денежных средств от должника кредитору в порядке исполнения денежного обязательства.
Расчеты между субъектами по гражданско-правовым обязательствам осуществляются наличными и безналичными денежными средствами. Расчет наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями имеет определенные особенности, в частности ограничивается установленным максимальным размером, кассовым лимитом, осуществляется с применением контрольно-кассовых машин и т.д. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
Кроме гражданско-правовых обязательств по безналичным расчетам исполняются и иные обязательства, например налоговые.
Свобода договора обусловливает и свободу субъектов гражданского права в выборе способа расчетов. Так, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Любой из способов расчетов имеет некоторые сходные черты. Во-первых, банк несет общегражданскую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по осуществлению по поручению клиента банковских операций. Во-вторых, содержание, форма, реквизиты, порядок исполнения различных способов расчетов регулируются не только законом, но и банковскими правила.
Способов безналичных расчетов существует несколько, но, безусловно, самым простым, удобным и распространенным из них являются расчеты с использованием платежных поручений. По оценкам специалистов они опосредуют 80% безналичного банковского оборота (не только российского, но и мирового).
Название этого документа говорит само за себя и означает: поручение клиента (плательщика) своему банку о перечислении средств с его расчетного счета в пользу какого-либо субъекта (получателя). Подобным образом организации и частные лица могут:
- расплачиваться за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги (как по факту совершения сделок, так и в качестве предоплаты);
- совершать платежи в счет погашения кредита и уплаты налогов;
- перечислять денежные средства на различные некоммерческие цели, предусмотренные законодательством (например, благотворительность).
Другими словами, с помощью платежных поручений (или, как их часто называют, платежек) юридические и физические лица могут производить все необходимые им расчеты. Для этого необходимо всего 2 условия:
1. Наличие расчетного счета в банке (для физического лица - текущего или лицевого).
2. Наличие денежных средств на счете (хотя в случае, если договором банковского счета предусмотрен овердрафт, то платежи могут совершаться и при отсутствии средств, но в рамках лимита овердрафта).
Денежные средства при этом списываются с расчетного счета плательщика и зачисляются на расчетный счет получателя, который может находиться как в этом же банке, так и в другом (даже иногороднем или иностранном).
Платежное поручение - это документ установленной формы (№ 0401060), предусматривающей заполнение всех необходимых для перечисления средств реквизитов. В их числе:
- наименование документа; - номер, дата перечисления средств и дата оформления документа; - вид совершаемого платежа; - наименование, реквизиты плательщика и получателя средств; - наименование, реквизиты банков плательщика и получателя; - назначение платежа (для налогов установленной формы); - сумму (цифрами и прописью); - вид операции и очередность платежа; - подписи уполномоченных лиц; - оттиск печати (в установленных законом случаях). Клиент может самостоятельно заполнить платежное поручение и обратиться с ним в банк. Но от даты оформления платежки до даты обращения в банк должно пройти не более 10 календарных дней. Как правило, этот документ составляется в четырех экземплярах (по одному экземпляру плательщику, получателю и их банкам). При этом обязательное проставление подписей и оттиска печати (если нужно) предусмотрено только на первом экземпляре, который остается в банке плательщика и подшивается в документы дня банка. На остальных экземплярах достаточно только подписей. Передача платежного поручения в банк может производиться как в бумажном виде, так и в электронном (например, при помощи системы «Клиент-Банк»).
Главное при расчете платежными поручениями - это четкое и внимательное заполнение необходимых реквизитов. В случае несоответствия каких-либо данных денежные средства, конечно, не пропадут бесследно, но могут «зависнуть» на балансе банка в качестве невыясненных и не дойти вовремя до нужного получателя. А это, в свою очередь, может обернуться серьезными последствиями - пенями и штрафам.
Аккредитив - это одна из форм безналичных расчетов между продавцами и покупателями. По своей сути он является гарантией безопасности и законности проведения любой сделки. Оформляя аккредитив, клиент (покупатель) поручает банку перевести определенную сумму денежных средств на счет другого лица (продавца) после выполнения и документального подтверждения им своих обязательств по договору. Применительно к сделке купли-продажи квартиры схема расчетов выглядит следующим образом:
1) Покупатель и продавец заключают между собой договор о том, что рассчитываться по сделке они будут посредством аккредитива;
2) Покупатель обращается в кредитную организацию с заявлением на оформление аккредитива. Для этого он должен иметь свой счет в банке (карточный или депозитный).
3) На имя продавца в обслуживающей его кредитной организации открывается специальный счет «Аккредитивы», о чем извещается его владелец. На этот счет банк покупателя (банк-эмитент) и перечисляет денежные средства со счета своего клиента.
4) При завершении сделки купли-продажи продавец предоставляет в свой банк необходимые по договору документы. Если в их достоверности, правильности и законности оформления не возникает сомнений, то банк продавца (исполняющий банк) списывает средства со счета «Аккредитивы» на счет своего клиента.
Если счета и покупателя, и продавца находятся в одном и том же кредитном учреждении, то схема значительно упрощается.
Подобная система расчетов уместна не только при сделках с недвижимостью. Она возможна при любых операциях, связанных с приобретением товаров или оказанием различных услуг, при условии, что они не связаны с предпринимательской деятельностью частного лица. Подобным образом можно расплатиться за автомобиль, получить дорогостоящие медицинские услуги и т.д. Главное здесь - согласие обеих сторон на проведение расчетов подобным образом. Особую актуальность аккредитивы приобретают при сделках с незнакомыми покупателю продавцами, о репутации которых ничего не известно. Неоспоримым преимуществом аккредитива для физических лиц, впрочем, как и всех безналичных операций, является отсутствие необходимости иметь на руках большие суммы наличных денег и беспокоиться за их транспортировку.
Банки могут открывать своим клиентам несколько видов аккредитивов. Основные из них:
- покрытый аккредитив, называемый также депонированным, открывается при перечислении средств со счета покупателя;
- непокрытый аккредитив (гарантированный) открывается при наличии корреспондентских отношений между банками, т.е. исполняющий банк просто списывает сумму аккредитива с корсчета банка-эмитента, а тот уже потом получает средства от клиента (покупателя), на которого он предоставил гарантию;
- отзывный аккредитив подразумевает возможность его последующей отмены плательщиком;
- безотзывный аккредитив подразумевает возможность отмены только по инициативе продавца.
Порядок расчета по аккредитиву, условия оплаты и извещения сторон, а также реквизиты всех участников сделки отражаются в основном договоре по аккредитиву. Все вопросы, касающиеся взаимоотношения банков при аккредитивной форме расчетов, определяются в соответствующих соглашениях между ними.
Преимущества использования аккредитива очевидны:
- для покупателя - гарантия приобретения товаров или услуг надлежащего качества;
- для продавца - гарантия получения в полном объеме - денежных средств от покупателя;
- отсутствие необходимости предоплаты или оплаты по частям;
- соблюдение условий договора контролируется - третьими лицами - банками;
- если сделка по каким-то причинам не состоялась, - денежные средства будут в полном объеме возвращены покупателю.
Среди большого числа положительных моментов данного вида расчетов все-таки имеются определенные недостатки. Во-первых, достаточно сложный документооборот, обусловленный необходимостью контроля каждого этапа сделки. Во-вторых, наличие комиссий банков за оформление и проведение операций. Как правило, комиссии взимаются с суммы сделки.
При расчетах аккредитивами не только участники сделки заинтересованы в правильности и законности ее заключения. Согласно законодательству, кредитные организации также несут за это ответственность. Потому не стоит волноваться, что исполняющий банк может принять для оплаты не до конца оформленные или поддельные документы. Если кредитное учреждение выступает в качестве гаранта сделки - это всегда означает надежность.
Спектр банковских услуг сегодня настолько широк, что клиенты могут найти среди них варианты на любые случаи жизни. В том числе и аккредитив может стать хорошим помощником в определенных жизненных ситуациях.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющие банки).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщиков (в бесспорном порядке).
При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений банк-эмитент осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляются штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств, количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Все исправления и оба экземпляра реестра заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.
Информация о работе Расчётные правоотношения, их виды и формы. Судебные расходы: понятие, виды