Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа
Актуальность профсоюзов в условиях мирового кризиса заметно возрастает. Это выражается и в том, что в последнее время заметно увеличивается социальная напряжённость, растут задолженности по заработной плате, и увеличивается количество безработных. В связи с этим, значительная роль в данной ситуации отводятся профсоюзным организациям, как защищающим интересы рабочих.
Введение…………………………………………………………………………....…3
1. История развития профсоюзных организаций в России и за рубежом...….…...5
2. Теоретические основы деятельности профсоюзов …………...……...…….…..10
2.1 Понятие, задачи и функции профсоюзов ………………………….……….….10
2.2 Реализация профсоюзами своих прав …………………………..…………..…17
3. Модернизация российского профсоюзного движения…………………....…. 33
Заключение…………………………………………………………………….…… 39
Библиографический список…………………………………………………..……..41
3.
Модернизация российского
профсоюзного движения
Для определения дальнейших путей развития профсоюзного движения в России, остановимся на актуальных целях и задачах по модернизации.
В
последние годы ведется много
разговоров по поводу необходимости
повышения мотивации
В основном, в этой работе предлагается сделать упор на информирование членов профсоюза и работников предприятий о деятельности профсоюза. По мнению многих руководителей отраслевых профсоюзов, этим должны заниматься преимущественно председатели первичных профсоюзных организаций.
Нисколько не умаляя необходимость усиления информационной составляющей работы отраслевых профсоюзов, предлагаем для решения задачи усиления мотивации профсоюзного членства профсоюзам сконцентрироваться на усилении юридической защиты членов профсоюза. Усилении правовой поддержки работы первичных профсоюзных организаций, поскольку мотивация членства в профсоюзе в основном зависит от уровня защищенности работника, от укрепления его надежды на справедливое решение в случае конфликта с работодателем.
Правовые
инспекции профсоюзов целесообразно
создавать на уровне территориальных
профсоюзных организаций
Кроме
того, плановые посещения предприятий
вышестоящим органом профсоюза
в лице правовых инспекций позволят
повысить авторитет председателей
первичных профсоюзных
Текущий режим работы правовых инспекций должен быть связан с осуществлением юридической защиты членов профсоюза, правовой поддержкой работы первичных профсоюзных организаций, представлением интересов членов профсоюза в суде.
Финансовое обеспечение работы правовых инспекций можно осуществлять как за счет изменения структуры аппаратов территориальных организаций конкретного отраслевого профсоюза, так и привлечением дополнительных отчислений от первичных профсоюзных организаций, например, в размере 1%, о чем их можно убедить необходимостью и полезностью такой службы.
Председатели
профсоюзных комитетов
Также существуют проблемы в области индивидуально – договорного отношения между первичными профсоюзами и работодателями.
В случаях, предусмотренных ТК РФ, индивидуально-договорное регулирование осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 4 ст. 99, ч. 5 ст. 113 ТК РФ), когда возникает возможность привлечения работника к сверхурочным работам или работе в выходные и нерабочие праздничные по основаниям, не закрепленным ТК РФ.
Законодатель не определил порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в процессе индивидуально-договорного регулирования. Использование по аналогии закона ст. 373 ТК РФ, по нашему мнению, невозможно в силу различия правовой природы индивидуально-договорного регулирования и правоприменительной деятельности работодателя.
Предлагается в процессе индивидуально-договорного регулирования сторон трудового договора использовать упрощенный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Он означает, что положительное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации позволяет сторонам договориться об установлении индивидуальных условий труда, отрицательное мнение не может означать запрет сторонам на установление соответствующих условий труда. Фактически выборный орган первичной профсоюзной организации дает рекомендацию, к которой стороны могут и не прислушаться.
Такой упрощенный порядок реализуется в практике деятельности профкомов организаций, поскольку учитывает специфику вопросов, которые, как правило, требуют скорейшего разрешения. Профком практически не выражает мнений, не допускающих привлечения работника к сверхурочным работам (ч. 4 ст. 99 ТК РФ) или к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 113 ТК РФ), особенно, если работник не возражает, согласен или склонен согласиться на такую работу. Создание громоздкой и длительной по времени процедуры, подобно процедуре в один месяц (ст. 373 ТК РФ), при решении указанных вопросов в индивидуально-договорном регулировании, полагаем, недопустимо17.
Эту негативную тенденцию необходимо менять в корне. Председатели первичных профсоюзов должны осуществлять общее руководство профсоюзной организации. Юридическую же защиту, как членов профсоюза, так и самих председателей должны взять на себя правовые инспекции. Работодателей необходимо приучить к мысли о неминуемости наказания в случае нарушения трудового законодательства и норм охраны труда на предприятии.
Необходимо отметить нечеткость формулировок ТК РФ в части, определяющей процедуру формирования представительного органа работников. На практике процедура определения представителей от работников вызывает некоторые трудности. Несмотря на происшедшие в последние годы значительные изменения в профсоюзном движении, тем не менее, во многих организациях сохраняется ситуация, когда членами одной и той же профсоюзной организации являются как непосредственно наемные работники, так и управляющий персонал, вплоть до генеральных директоров акционерных обществ. Такое положение прямо противоречит ст.2 Конвенции МОТ №98 1949г. «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», которая закрепляет запрет на вмешательство в деятельность организаций трудящихся со стороны предпринимателей. Следовательно, участие членов администрации, т.е. представителей работодателя в трудовых отношениях, в общем собрании (конференции), определяющей представителей от работников в отношениях социального партнерства является неправомерным18.
На
наш взгляд, в дальнейшем целесообразно
рассмотреть возможность
Поэтому
в будущем необходимо перейти
к практике, когда бы кандидатуры
председателей первичных
Не
секрет, что ежегодно территориальные
организации каждого
В связи с этим предлагается на базе центральных органов управления отраслевых профсоюзов создавать отделы перспективного развития, которые будут осуществлять интеллектуальное, методическое обеспечение деятельности по созданию новых профсоюзных организаций на тех отраслевых предприятиях, где такие организации еще не созданы. Кроме того, в функции отделов необходимо вменить вопросы, связанные с проведением работы по увеличению охвата членством на тех предприятиях, где первичные профсоюзные организации уже созданы, поскольку в этом - огромный потенциал развития профсоюзного движения страны.
На уровне территориальных профсоюзных организаций функции перспективного развития профсоюза необходимо вменить одному из работников аппарата. На начальном этапе необходимо составить реестр отраслевых предприятий, расположенных в том или ином регионе, где еще не созданы первичные профсоюзные организации.
В настоящее время одной из основных тенденций развития российского государства является внедрение в государственное управление элементов электронного правительства. Осуществление этой деятельности курирует лично Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев.
В связи с этим основной упор информационной деятельности профсоюза необходимо сделать на развитии официальных интернет - порталов отраслевых профсоюзов. Интернет - порталы должны являться не только информационными, но в дальнейшем стать экспертными с возможностью широкого обсуждения вопросов, связанных с развитием профсоюза. Таким образом, в задачи порталов необходимо включить организацию интеллектуальной, экспертной работы, дискуссий с привлечением неравнодушных профсоюзных руководителей, активных членов профсоюза, профсоюзной молодежи.
Также
ко всему прочему необходимо совместно
с Федерацией независимых профсоюзов
России повысить результативность работы
профсоюзной стороны в
В
заключении хочется отметить, что все
перечисленные задачи требуют от профсоюза
нового осмысления и новых творческих
подходов, что являются просто необходимым
на пути модернизации профсоюзного движения
в России.
Заключение
Профсоюз врос всеми своими корнями в нашу жизнь. Теперь никто просто не представляет своей жизни без профсоюза. Другое дело - насколько он в настоящее время дееспособен и вооружен знаниями законодательных и правовых документов, для того, чтобы квалифицированно защищать интересы трудящихся.
А без профсоюза все полностью зависели бы от воли администрации, которая зачастую либо не считается с интересами коллектива, либо не в состоянии принять независимое от основного заказчика решение.
Для попавших в беду людей по разным причинам профсоюз является единственной инстанцией, которая поддерживает их. Да и в моральном плане профсоюзная организация имеет большое значение для трудящихся. Чувствовать себя защищенными в наше неспокойное и сложное время - это уже много для любого человека, особенно со скромным достатком.
Сегодня профсоюзы - это самые крупные общественные объединения в России, один из важнейших социальных институтов, включенных в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В деятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы располагают большими материальными и финансовыми ресурсами влияния на социальные процессы.
Но, не смотря на это, существует множество проблем и противоречий в законодательстве, которые осложняют эффективную деятельность профсоюзных организаций. К таким проблемам относятся:
- российское законодательство о профсоюзах, допускает одновременное членство в одном профсоюзе работодателей, их представителей или собственников имущества организации. Что может повлечь зависимость профсоюза от руководителей организации. Необходимо ввести запрет на создание профсоюза, членами которого одновременно являются работники и работодатели и (или) представители работодателя, а также, собственник имущества организации или его представители;
- ТК РФ не проводит четкого разграничения между формами социального партнерства и формами участия работников в управлении организацией. Представляется целесообразным внесение таких изменений, что бы представители профсоюзов по соглашению с работодателем вправе участвовать в работе коллегиальных органов управления организацией с целью обсуждения вопросов и принятия решений, затрагивающих интересы работников;