Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа
Актуальность профсоюзов в условиях мирового кризиса заметно возрастает. Это выражается и в том, что в последнее время заметно увеличивается социальная напряжённость, растут задолженности по заработной плате, и увеличивается количество безработных. В связи с этим, значительная роль в данной ситуации отводятся профсоюзным организациям, как защищающим интересы рабочих.
Введение…………………………………………………………………………....…3
1. История развития профсоюзных организаций в России и за рубежом...….…...5
2. Теоретические основы деятельности профсоюзов …………...……...…….…..10
2.1 Понятие, задачи и функции профсоюзов ………………………….……….….10
2.2 Реализация профсоюзами своих прав …………………………..…………..…17
3. Модернизация российского профсоюзного движения…………………....…. 33
Заключение…………………………………………………………………….…… 39
Библиографический список…………………………………………………..……..41
2. Теоретические основы деятельности профсоюзов
2.1
Понятие, задачи и функции
профсоюзов
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 г., который вступил в силу 20 января 1996 года.).8
Профессиональные
союзы - исторически сложившаяся
организационная форма
Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.
Функции профсоюза – это основные направления деятельности профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции:
- защитная
- производственная
- воспитательная
- социальная
- международная
Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность:
по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);
по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации уставных задач, представленных профсоюзам прав);
по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);
по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся (устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах и соглашениях).
Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.
Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете, границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.9
Пределы
правового регулирования
а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
б) с помощью права;
в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.
Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр.
Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.10
Независимость
профсоюзов - первый из основополагающих
принципов положения и
Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом "Об общественных объединениях" и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.
Третий
принцип - добровольность объединения
в профсоюзы закреплен как
законодательством о
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый Федеральный закон от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях" (СЗ, 1995, № 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируются специальными законами (ст. 4 Федерального закона "Об общественных объединениях").11
В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах, например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
1) с работодателями, их объединениями и представителями;
2)
с органами государства,
3)
с другими субъектами
Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.12
Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собственности, социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции № 87, 135, 144 и другими.
Таким
образом, основные тенденции развития
и совершенствования
во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями;
во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной организации полномочий;
в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников.
В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями и представителями, а также с государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.