Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:29, курсовая работа
Данная работа представляет собой попытку осмысления и анализа отношений, складывающихся в сфере деятельности профсоюзных организаций по защите законных прав и интересов трудящихся, определения роли профсоюзов и выработке предложений по повышению эффективности функционирования профсоюзных органов.
Для достижения поставленной цели нужно рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть роль профсоюзных органов в сфере трудового права;
- охарактеризовать статус профсоюзов в сфере труда;
- классифицировать права профсоюзов в трудовом законодательстве;
- выделить гарантии прав профсоюзов в трудовом праве;
- рассмотреть основные положения ответственности профсоюзов в области трудовых отношений и соотношение прав профсоюзов, органов общественной самодеятельности в организациях (на предприятиях, в учреждениях), коллектива работников.
Введение...……………………………………………………………………...3- 4
Глава 1. Профсоюзы – субъекты трудового права.………………...………..5
1.1.Предназначение профсоюзов.………………………………………….5- 7
1.2.Компетенции профсоюзов……….…………………………………….8-10
Глава 2. Права профсоюзов……………………………….…...….…………..10
2.1.Классификация прав профсоюзов по сфере их деятельности………..10-13
2.2.Классификация прав профсоюзов по объему в правоприменении…..13-14
2.3.Классификация прав профсоюзов по защите права на труд …..……..14-17
Глава 3. Гарантии прав профсоюзов в трудовом праве.……………………..17
3.1.Общие положения о гарантиях профсоюзов.………………………….17-19
3.2.Гарантии профсоюзным работникам....………………………………..20-24
Заключение……………………………………………..………………………25
Библиографический список ……………………………..……..……………..27
Содержание.
Введение...………………………………………
Глава 1. Профсоюзы – субъекты трудового права.………………...………..5
1.1.Предназначение профсоюзов.………………………………………….5- 7
1.2.Компетенции профсоюзов……….…………………………………….
Глава
2. Права профсоюзов……………………………….…...….…
2.1.Классификация прав профсоюзов по сфере их деятельности………..10-13
2.2.Классификация прав профсоюзов по объему в правоприменении…..13-14
2.3.Классификация прав профсоюзов по защите права на труд …..……..14-17
Глава 3. Гарантии прав профсоюзов в трудовом праве.……………………..17
3.1.Общие положения о гарантиях профсоюзов.………………………….17-19
3.2.Гарантии профсоюзным работникам....………………………………..
Заключение…………………………………………
Библиографический
список ……………………………..……..……………..27
Профсоюзы по-прежнему остаются основными представительными органами работников в отношениях с работодателями. Главная цель их деятельности — защита социально-трудовых прав работников. Права профсоюзов в этой области определены Федеральным Законом Российской Федерации «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», а также Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, профсоюзы вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При выявлении каких-либо нарушений соответствующий орган профсоюзной организации вправе направить работодателю требование об их устранении. Работодатель должен сообщить о результатах рассмотрения и о принятых мерах в недельный срок с момента получения требования.
Кроме того, профсоюзы могут создавать собственные правовые и технические инспекции труда. Этим правом обладают общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации. Полномочия данных инспекций определяются положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами и их объединениями.
Определение профессионального союза, данное в ст. 2 Закона о профсоюзах, показывает две функции профсоюзной организации: представительство и защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза.
Данная работа представляет собой попытку осмысления и анализа отношений, складывающихся в сфере деятельности профсоюзных организаций по защите законных прав и интересов трудящихся, определения роли профсоюзов и выработке предложений по повышению эффективности функционирования профсоюзных органов.
Для достижения поставленной цели нужно рассмотреть следующие задачи:
-
раскрыть роль профсоюзных
-
охарактеризовать статус
-
классифицировать права
-
выделить гарантии прав
-
рассмотреть основные
Глава 1. Профсоюзы - субъекты трудового права.
1.1. Предназначение
профсоюзов.
Профессиональные
союзы - исторически сложившаяся
организационная форма
Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией Российской Федерации. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества. [1]
Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.
Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются. [8;58]
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:
а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
б) с помощью права;
в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов.
Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции Российской Федерации, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр. [8, 62]
Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.
Профсоюзы
независимы в своей деятельности
от органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, работодателей,
их объединений (союзов, ассоциаций), политических
партий и других общественных объединений,
им не подотчетны и неподконтрольны.
1.2. Компетенции профсоюзов.
Независимость профсоюзов
- первый из основополагающих
принципов положения и
- прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;
- запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй
принцип - самоуправление предусмотрен
Федеральным законом «Об
Третий
принцип - добровольность объединения
в профсоюзы закреплен как
законодательством о
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях». [5]
Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», норм ряда других федеральных законов (законов Российской Федерации), указов Президента Российской Федерации.
В отдельных субъектах Российской Федерации уже приняты свои законы о профсоюзах, например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений: