Принципы правового регулирования трудовых отношений. Социальное партнерство в сфере труда. Профессиональная подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XIX - XX вв. формирование рыночных отношений в экономике России, обусловило возникновение и развитие партнерских отношений.Однако основные идеи согласования интересов капиталистов или рабочих были сформированы значительно раньше. Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем. На первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя.

Содержание

Введение.
1. Принципы правового регулирования трудовых отношений.
2. Социальное партнерство в сфере труда.
3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО.docx

— 38.13 Кб (Скачать)
  1. Принципы  регулирования трудовых отношений.

 Закреплены в статье 2 трудового кодекса Российской Федерации:

  • Свобода труда (свобода выбора труда и свобода соглашения на определённый труд, свобода выбора профессии и рода деятельности)
  • Запрещение принудительного труда и дискриминация в сфере труда (данные принципы раскрываются в статьях 3 и 4 трудового кодекса)
  • Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве
  • Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (соответствие условий труда требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, на выходные и нерабочие праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск)
  • Равенство прав и возможностей работников
  • Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда
  • Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе (учитывается производительность труда, квалификация и стаж работы по специальности) и переподготовку и повышение квалификации
  • Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и законных интересов
  • Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах
  • Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений
  • Социальное партнёрство
  • Обязательность возмещения вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей
  • Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением
  • Обеспечение права каждого работника на защиту государством его трудовых прав и свобод
  • Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, права на забастовку
  • Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключённого трудового договора
  • Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства
  • Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности
  • Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Теоретические основы социального партнерства.

На рубеже XIX - XX вв. формирование рыночных отношений в  экономике России, обусловило возникновение  и развитие партнерских отношений.Однако основные идеи согласования интересов капиталистов или рабочих были сформированы значительно раньше. Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем. На первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Долгое время они не были объектом научного исследования. Хотя некоторые суждения касательно этих элементов, можно увидеть в работах многих ученых, которые хотели осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства. Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.

Государственный деятель  Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.) один из первых попытался провести системный анализ социальных конфликтов и способов воздействия на них. Он выделял в конфликте кроме разрушительной функции, ещё и созидательную. Макиавелли, считал, что на конфликт нужно уметь правильно воздействовать, и это должно делать государство.

Английский философ  Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) первым осуществил теоретический анализ системы социально- трудовых отношений. Он указал на то, что к возникновению конфликтов ведут пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов.

Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия, является "Общественный договор" Жан-Жака Руссо (1712-1778гг.). В  этом трактате, опубликованном в 1762г., рассматривается общество, основанное на законах, перед которыми все равны  и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть не большим по территории (образец - Швейцария). Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения. 

Существует 3 подхода в понимании  социального партнерства:

Гармоническо - утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом».Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения - объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.

Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того невозможно. Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов.

Социальное партнерство - специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному  обществу с рыночной экономикой.

Современная российская модель социального  партнерства

Социальное партнерство - это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и  защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной  власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества. Социальное партнерство - система взаимоотношений между:

· работниками (представителями  работников),

· работодателями (представителями  работодателей),

· органами государственной  власти,

· органами местного самоуправления,

направленная на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных, непосредственно связанных  с ними отношений (ст.23 ТК РФ). В России сегодня сложилась разветвленная многоуровневая система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

В настоящее время  система социального партнерства  в Российской Федерации представлена:

- Генеральным соглашением  между общероссийскими объединениями  профсоюзов, работодателей и Правительством  Российской Федерации, заключенным  на 2002-2004 годы;

- 65 отраслевыми тарифными  соглашениями;

- 78 трехсторонними  региональными соглашениями;

- более 4206 соглашениями, заключенными в субъектах Российской  Федерации по отраслевому или  территориальному принципам;

- почти 182 тысячами  коллективных договоров. 

Генеральное соглашение.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями  профсоюзов, общероссийскими объединениями  работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 впервые  было заключено на 3 года - это максимальный срок действия соглашения, предусматриваемый  Трудовым Кодексом. В основном это  было связано со

сроками реализации основных направлений социально-экономической  политики среднесрочной программы  Правительства Российской Федерации. Действующее сегодня Генеральное  соглашение, состоит из семи разделов, включает в себя 163 обязательства  Сторон и три приложения.

Отраслевое  соглашение.

Сегодня в Российской Федерации на федеральном уровне действует 65 отраслевых соглашений, заключенных  профсоюзами, входящими в ФНПР, и  одно соглашение готовится к подписанию. Соглашения имеют срок действия два - три года. Со стороны работодателя выступают как министерства, ведомства  так и отраслевые объединения  работодателей. В основном отраслевые соглашения подписаны двумя сторонами, на трехсторонней основе подписаны  три соглашения: Российским независимым  профсоюзом работников угольной промышленности, Ассоциацией машиностроительных профсоюзов Российской Федерации, Российским профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности. В 2003 году заканчивается  действие 18-ти отраслевых соглашений, которые подписывались еще до принятия Трудового кодекса.

Региональные  соглашения.

Обеспечение договорного  регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, подготовку проектов соглашений, организацию  контроля за их исполнением на соответствующем уровне в субъектах Российской Федерации обеспечивали республиканские (краевые, областные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевые, территориальные и иные комиссии. Результатом работы указанных комиссий явилось заключение трехсторонних региональных и территориальных соглашений, которые определяли общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации. 

Особенности системы социального  партнерства в  РФ:

- размытость субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45

ассоциациям и союзам внутренним и международным. Профсоюзное  движение находится в стадии формирования;

-отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Трудовой Кодекс в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы - санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей;

- сужается материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т. д.;

- рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает социально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движения проявляется в формировании широких многофункциональных движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития;

- преобладание государственной собственности приводит к тому, что любой мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с государством;

- в России не было, да и не могло быть теоретической и социально-психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужна система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ. 
 
 
 
 
 
 

3.Профессиональная  подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников.

Подготовка.

Обучающая деятельность предприятия (дороги) представлена достаточно разнообразными ее видами. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии железной дороги собственными силами (т.н. «внутризаводское обучение»). Во внезаводском обучении роль предприятия дороги сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах (либо заявках) на подготовку. Само обучение осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством различного вида стимулов влияет на самообразование своих работников, на развитие ими профессионального мастерства.

Информация о работе Принципы правового регулирования трудовых отношений. Социальное партнерство в сфере труда. Профессиональная подготовка