Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Российское законодательство о занятости населения начало формироваться в 1991 г., когда был впервые принят Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР". При подготовке этого Закона и в дальнейшем при его совершенствовании учитывался опыт стран с развитой рыночной экономикой по смягчению социальных последствий безработицы.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр. 2
Глава 1. Общее понятие правого статуса безработного
1.1 Общее понятие безработного………………………………………стр. 4
1.2 Основные права и обязанности безработного…………………….стр. 9
Глава 2. Государственные гарантии социальной поддержки безработного
2.1 Пособие по безработице……………………………………………стр. 14
2.2 Стипендия…………………………………………………………...стр. 22
2.3 Особенности предоставления социальной поддержки безработного
Заключение………………………………………………………………стр.29
Список использованных источников………………………………….стр. 30

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

            План 

Введение………………………………………………………………...стр. 2

Глава 1. Общее понятие правого статуса безработного

1.1 Общее понятие безработного………………………………………стр. 4

1.2 Основные права  и обязанности безработного…………………….стр. 9

Глава 2. Государственные гарантии социальной поддержки безработного

2.1 Пособие по  безработице……………………………………………стр. 14

2.2 Стипендия…………………………………………………………...стр. 22

2.3 Особенности  предоставления социальной поддержки  безработного

Заключение………………………………………………………………стр.29

Список использованных источников………………………………….стр. 30 

 

               Введение 

     Российское  законодательство о занятости населения  начало формироваться в 1991 г., когда  был впервые принят Закон РСФСР "О занятости населения в  РСФСР". При подготовке этого Закона и в дальнейшем при его совершенствовании учитывался опыт стран с развитой рыночной экономикой по смягчению социальных последствий безработицы.

     В последующие годы Закон претерпел  значительные изменения. Достаточно привести такой факт, что изменения и  дополнения в него вносились 13 раз. В него также были внесены изменения Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 г.

     Появляется новая правовая категория — безработный1. В разных странах понятие «безработица» трактуется по-разному. Экономически развитые страны под безработными понимают трудоспособного человека, желающего работать, но не имеющего возможности получить соответствующие его способностям работу. Люди в основной своей массе, при безработице лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

     В Законе РФ «О занятости населения  в РФ» определена политика государства  в области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной службы занятости населения2.

     Закон определяет организационные, правовые и социально-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции России и    международног о  права. 
Глава 1. Общее понятие правого статуса безработного
 

     1.1 Общее понятие  безработного 

     Правовой  статус безработного, так же как  и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.

     Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

     Безработными  не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работу от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.

     Для признания гражданина безработным  причина его увольнения с предыдущего  места работы значения не имеет. Безработным  может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе администрации, причем даже за нарушения трудовой дисциплины. Последнее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости, выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством.

     Как уже говорилось выше, в соответствии с Законом о занятости правительством определен порядок регистрации безработных граждан. Она осуществляется органами занятости по месту жительства.

     Первичная регистрация осуществляется в целях  учета общей численности безработных  и для получения информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.

     Для регистрации в целях поиска подходящей работы, безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке  за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию.

     Инвалиды  в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию.

     Органы  занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

     При отсутствии подходящей работы зарегистрированному  в целях ее поиска может быть предложено при его желании участие в  оплачиваемых общественных работах  или прохождение профессиональной подготовки.

     Регистрация гражданина в качестве безработного органами занятости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

     Безработными, таким образом, признаются граждане, которые:

  • трудоспособны;
  • не имеют работы и заработка;
  • зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
  • ищут работу и готовы приступить к ней;
  • не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

     Граждане, признанные безработными, обязаны в  сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.

     В некоторых случаях, указанных в  Постановлении, которым утвержден порядок регистрации безработных граждан, безработные могут быть сняты с регистрационного учета. К ним, в частности, относятся: признание граждан занятыми, прошедшими профессиональную подготовку, неявка без уважительных причин безработного в службу занятости в установленные сроки и др.

     Для решения вопросов трудоустройства  большое значение имеет понятие «подходящая работа».

     Статья 4 Закона о занятости определяет ее как работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность предлагаемой работы (пределы транспортной доступности) определяется соответствующими местными органами власти с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. В Москве, например, для женщин, имеющих детей, установлено, что до работы от места жительства не должно быть более одного часа езды.

     Предлагаемая  работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка, исчисленного за три последних  месяца по последнему месту работы. Это положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в названных выше субъектах Федерации.

     Понятие «подходящая работа» имеет иное содержание для граждан, впервые  ищущих работу. К ним, прежде всего относятся несовершеннолетние, окончившие школу, и молодые женщины, не работавшие в связи с рождением ребенка. Поскольку и те, и другие чаще всего не имеют определенной профессии (специальности), им в первую очередь надо предложить обучение той профессии (специальности), по которой служба занятости имеет возможность предоставить работу. Первичное профессиональное обучение молодежи в возрасте до 20 лет осуществляется, как правило, в учебных заведениях системы профессионального образования и в учебных центрах предприятия.

     Если  организовать профессиональную подготовку впервые ищущих работу не удалось, таким лицам подбирается работа, не требующая подготовки (в том числе работа временного характера). При этом должен учитываться возраст, состояние здоровья и иные особенности каждого конкретного лица. В соответствии с трудовым законодательством труд женщин и молодежи допускается не на всех предприятиях, а для женщин, имеющих малолетних детей, установлен ряд льгот.

     Всем  гражданам предоставлено право  на профессиональную деятельность во время их пребывания в зарубежных странах, а также право на поиск работы и трудоустройства за границей

     Невыполнение  безработным установленных обязанностей может повлечь применение к нему санкций. Так, в случае нарушения  им обязанности регистрации, перерегистрации  или трудоустройства без уведомления службы занятости выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев. В случае неявки без уважительных причин в службу занятости для получения направления, а также на переговоры с работодателем в течение трех дней со дня направления размер пособия может быть уменьшен на 25 процентов на срок до одного месяца.

     Таким образом, всем безработным, как высвобожденным из предприятий, так и впервые  ищущим работу или желающим возобновить  трудовую деятельность после перерыва, государство предоставляет определенные права, обеспечивая их следующими денежными выплатами; пособиями по безработице; оплатой за участие в общественных работах; компенсацией затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

     Кроме того, высвобожденным работникам выплачивается выходное пособие и сохраняется заработная плата в течение установленного законом срока, а тем, кто осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку или повышает квалификацию, выплачивается стипендия.

     Установлены следующие размеры стипендии:

  • для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда;
  • для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан,
  • для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - за счет средств соответствующих предприятии в размере 100 процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда.

     Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.

     Для безработных установлен особый порядок  исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию или пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает его.3  

Информация о работе Правовой статус безработного