Правовое регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ правового регулирования труда работника-мигранта в РФ.
В соответствии с намеченной целью определен круг задач:
а) рассмотреть понятия «иностранный работник» и работодатель»;
б) рассмотреть работника-мигранта как субъект трудового права;
в) проанализировать нормативно-правовое регулирование трудовых отношений с иностранными работниками;
г) рассмотреть и проанализировать особенности заключения и прекращения трудового договора.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Правовой статус работника-мигранта как субъекта трудового правоотношения………………..……………………………………………………………..6
1.1. Понятия «иностранный работник» и «работодатель»………………………..6
1.2. Работник-мигрант как субъект трудового права………………………….…11
Глава 2. Особенности трудовых правоотношений с иностранным работником…………………………………………………………………………………...17
2.1. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений с иностранными работниками…………………………………………………………………….17
2.2. Особенности заключения и прекращения трудового договора…………….21
Заключение….………………………………………………………………..….….32
Список использованных источников……………..………………………........….35

Работа содержит 1 файл

курсовая_ng.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

В содержание права на трудовую миграцию входит реальная возможность принятия фактически сделанного предложения поступить на работу в любое государство-член ЕС, свободно передвигаться по его территории и трудиться там на основе тех же юридических норм, которые действуют для местных работников, а также оставаться на территории государства - члена ЕС после завершения работы в соответствии с правилами, установленными ЕС.

Центральное место среди актов «вторичного права» ЕС, регулирующих трудовую миграцию, занимают:

- Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенская конвенция), заключенная в г. Шенгене 19.06.1990;

- регламент № 68/1612 от 15 октября 1968 г. о свободе передвижения работников в ЕС;

- регламент № 70/1251 от 29 июня 1970 г. о праве работников-мигрантов оставаться на территории государства - члена ЕС после завершения там работы.

Наряду с этими основополагающими актами различные аспекты трудовой миграции, положения работников-мигрантов регламентируют несколько десятков директив, рекомендаций и иных актов. Перечислим некоторые из них:

- стратегический план действий по регулированию легальной миграции на 2006-2009 годы. Брюссель, 21 декабря 2005 г. SEC (2005)1680;

 - регламент ЕС №562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах);

 - регламент (ЕС) №1030/2002 Совета от 13 июня 2002 г. «Об установлении единообразного формата вида на жительство для граждан третьих стран»;

- директива 2005 71 ЕС Совета от 12 октября 2005 г. «О специальной процедуре допуска граждан третьих стран в целях научных исследований»;

- директива 2004/573/EC Совета «Об организации совместных авиарейсов для возвращения нелегальных мигрантов из третьих стран»;

- директива 2004/114/ЕС Совета от 13 декабря 2004 г. «Об условиях допуска граждан третьих стран в целях образования, обмена учащимися, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности»;

- директива ЕС от 23 октября 2007 г. «Об условиях перемещения и предоставлении места жительства высококвалифицированным специалистам из третьих стран»;

- директива 2003 109 ЕС Совета от 25 ноября 2003 г. «О статусе граждан третьих стран, легально проживающих на долгосрочной основе»;

- Письмо Европейской Комиссии от 19 июля 2006 года «Об итогах противодействия нелегальной иммиграции и определении приоритетов ЕС в этой области»;

- Директива ЕС от 23 октября 2007 г. «Об условиях перемещения и предоставлении места жительства высококвалифицированным специалистам из третьих стран»;

- Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза. Заключено в г. Сочи 25 мая 2006 г.

Отметим, что в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Таким образом, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иных федеральных законах, а также «определяется международными договорами Российской Федерации». При этом особенности правового регулирования порядка пребывания, передвижения, проживания и трудовой деятельности иностранных граждан в РФ определяется их фактическим статусом. В этой связи вышеупомянутый Закон четко разграничивает следующие три основные категории иностранных граждан: а) временно пребывающие на территории РФ; б) временно проживающие в РФ; в) постоянно проживающие в РФ. Особую категорию составляют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, а также находящиеся под ограниченной юрисдикцией РФ.

К иным федеральным законам, регламентирующим порядок миграционного учета и порядок пребывания иностранных лиц на территории РФ относятся:

- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», где в главах IV, V подробно регламентирован порядок оформления и выдачи документов, а также процедура въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

- Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации«, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 77 «Об утверждении Правил учета в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), следующих транзитом через территорию Российской Федерации, и взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля при его осуществлении».

В дополнение к вышеперечисленным законам Правительством РФ и иными миграционными органами РФ изданы иные нормативные акты.

Так, правила оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства утверждены соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 586.

Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы установлены Постановлениями Правительства РФ от 4 октября 2007 г. № 635 и от 9 июня 2003 г. №335.

Итак, миграционное законодательство как стран-членов ЕС, так и РФ, представлено множеством нормативных актов различных категорий, при этом необходимо отметить, что в России наибольшее число таких актов было принято в 2006-2007 гг. в связи со стремлением правительства упорядочить миграционные процессы, роль которых имеет большое значение для развития национальной экономики.

2.2. Особенности заключения и прекращения трудового договора

Трудовая деятельность иностранных работников регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, установленных законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ним иными специальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 11 ТК РФ «на территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации»12.

Таким образом, работники-мигранты оформляются на работу на тех же условиях, что и российские граждане, то есть на основании трудового договора. Именно трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений с работником-мигрантом.

Трудовой кодекс РФ дает четкую характеристику понятия трудового договора. Это «соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя»13.

Согласно ТК РФ, заключение трудового договора должно осуществляться в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. При этом один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя14.

В Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» от 1949 г. рекомендуется, чтобы трудовой договор переводился на понятный мигранту язык. При этом один экземпляр договора вручается мигранту до его выезда с территории эмиграции или, если на то последует согласие обеих сторон, в приемном центре по прибытии в страну эмиграции. В последнем случае мигрант извещается письменно до отъезда документом, который касается его лично или группы, к которой он принадлежит, относительно профессиональной категории, в которую он будет зачислен, и других условий работы, в частности относительно обеспеченного ему минимального размера заработной платы15.

Порядок оформления иностранных граждан на работу на территории Российской Федерации определяет их правовой статус. В соответствии со статьей 2 Закона об иностранных гражданах иностранные граждане могут признаваться временно пребывающими в Российской Федерации, временно либо постоянно проживающими в Российской Федерации16.

Трудоустройство временно пребывающих иностранных граждан, то есть прибывших в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание, представляет в рамках данного исследования наибольший интерес.

Как уже говорилось выше, согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 №114-ФЗ иностранные граждане обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде за ее пределы предъявить визу, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации17.

Так как Российская Федерация со многими странами СНГ имеет двусторонние соглашения о безвизовых поездках, временно пребывающих иностранных граждан можно условно разделить на две группы: те, которые пребывают в России в порядке, не требующем получения визы (далее – «безвизовые»), и те, которые пребывают в России на основании визы (далее «визовые»). Это имеет существенное значение, поскольку трудоустройство «безвизовых» иностранных граждан значительно отличается от трудоустройства «визовых».

Рассмотрим особенности заключения трудового договора с временно пребывающими «безвизовыми» иностранными гражданами.

Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона об иностранных гражданах предусмотрено, что «иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, которое выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу»18. Форма такого заявления содержится в Приложении №2 к Приказу ФМС России от 25 декабря 2006 года №370. Подавать такое заявление может либо сам иностранный работник, либо работодатель. Получает разрешение на работу иностранный гражданин лично.

В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона об иностранных гражданах работодатели или заказчики работ (услуг) разрешение на привлечение и использование иностранных работников иметь не нужно. Однако, такому работодателю необходимо уведомить органы миграции, занятости и налоговую инспекцию.

Для каждого из указанных адресатов работодатель оформляет 2 экземпляра бланка уведомления, один из которых отправляется адресату, другой – остается на почте, а у работодателя же в подтверждение остается отрывная часть бланка уведомления, в котором проставляется отметка о приеме.

Что касается уведомления налоговой инспекции, то анализ содержания подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Закона об иностранных гражданах свидетельствует о том, что уведомлять налоговую инспекцию необходимо в отношении каждого иностранного гражданина, привлекаемого к осуществлению трудовой деятельности в России, независимо от того, в «визовом» или «безвизовом» порядке прибыли указанные граждане в Российскую Федерацию, в течение 10 дней со дня заключения трудового договора. Об этом же говорится в Письме ФНС от 14 февраля 2008 года №ШС-6-3/102 «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников». Следовательно, бытующие в практике разногласия о том, надо ли уведомлять налоговую при приеме на работу «безвизовых» иностранных граждан или не надо, необходимо решать положительно.

Рассмотрим особенности заключения трудового договора с временно пребывающими «визовыми» иностранными гражданами.

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона об иностранных гражданах в отличие от «безвизовых» иностранных граждан, в случае трудоустройства временно пребывающих «визовых» работников-мигрантов работодателю необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Временно пребывающий «визовый» иностранный гражданин также должен иметь разрешение на работу. При этом оба разрешения (на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу иностранному гражданину) получает работодатель. А до этого момента работодатель должен пригласить иностранного гражданина в Россию в целях осуществления трудовой деятельности.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем в соответствующий орган. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель представляет в Федеральную миграционную службу следующие документы: разрешение на привлечение и использование иностранных работников; документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Информация о работе Правовое регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами