Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:57, курсовая работа
Север – это часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения населения. Российский Север занимает около 64 процентов территории нашей страны. Здесь сосредоточены неисчерпаемые богатства: лес, газ, нефть, алмазы, золото и многое другое, то есть все то, от чего зависят темпы социально-экономического развития нашей страны.
Введение
Север – это часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения населения.
Российский Север занимает
около 64 процентов территории нашей
страны. Здесь сосредоточены
В то же время экстремальные
природно-климатические
Живя и работая в
экстремальных природно-
Правовые нормы, регулирующие
условия труда в районах
С учетом этого, объектом
исследования при написании данной
работы являются трудовые отношения
граждан, работающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях,
особенности предоставления социально-трудовых
гарантий работающим в данных регионах
за работу в экстремальных природно-
Актуальность данной работы
выражена тем, что наблюдается тенденция
явного сокращения государственной
поддержки северян. Законодательство
о Крайнем Севере в последнее
время перенесло существенные изменения,
совершенно устарела нормативная база,
регулирующая трудовые отношения в
районах Крайнего Севера и вопросы
районирования Севера. Так же отсутствует
продуманная государственная
Особенностей предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах и механизмов их регулирования позволит выявить проблемы севера и попытаться найти пути их разрешения.
С учетом этого целью данной работы является рассмотреть:
1. особенности трудового
договора с лицами, работающими
в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним
2. компенсация расходов,
связанная с переездом в
3.процентная надбавка
за стаж работы в районах
Крайнего Севера и
4. порядок предоставления
ежегодного дополнительного
При написании данной работы
мной исследовались нормативно-
Содержание трудовых договоров, заключаемых с общей категорией работников отличается от содержания трудовых договоров, заключаемых с рядом отдельных категорий работников. В ряде случаев это обусловлено их отличительными особенностями, спецификой условий их труда.
Трудовое право выделяет
отдельные категории
В отдельные категории
выделены работники, условия труда
которых значительно отличаются
от условий труда иных работников.
Должного внимания заслуживают те,
кто работает в условиях Крайнего
Севера и местностях, приравненных
к ним. Суровые природно-
Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установленные трудовым законодательством, не могут не сказаться на содержании трудовых договоров, заключаемых с такими работниками. Неслучайно в целях оказания практической помощи работникам и работодателям сначала Минтрудом РСФСР по согласованию с Советом Федерации независимых профсоюзов РСФСР был разработан и утвержден Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 2 Типовой трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а затем постановлением Минтруда России от 23.07.1998 г. № 29 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, а также Примерный трудовой договор (контракт) с работниками, привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.1
Установление дополнительных
гарантий указанным работникам обусловлено
экономической
Прежде чем приступить
к рассмотрению гарантий и компенсаций,
предусмотренным для лиц, работающих
и проживающих в районах
1. В ч.1 ст. 164 Трудового кодекса РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.
Права работников могут носить как имущественный, так и неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного и неимущественного характера.
Отличительной чертой неимущественных
гарантий является их непосредственная
связь с местом работы, они призваны
обеспечить сохранение за работником
в установленных
Имущественные гарантии непосредственно
связаны с правом работника на
получение денежного
2. В ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законодательством обязанностей. Из действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие компенсации как правовое понятие.
Во-первых, компенсации имеют возмездный характер, они призваны возместить работнику определенные затраты. Тогда как гарантии, которые предоставляются работникам, не имеют возмездного характера. Гарантии призваны обеспечить работников реализацию трудовых прав работников, а компенсации имеют своей целью возмещение понесенных работниками затрат при исполнении установленных обязанностей, а также при использовании отдельных прав.
Во-вторых, применение понятия
"компенсация" предполагает доказывания
наличия непосредственной связи
понесенных или предполагаемых затрат
работника с исполнением
Работа в тяжелых
В Трудовом кодексе РФ для получения гарантий и компенсаций предусмотрены определенные требования к работникам, прибывающим на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности:
- заключение трудового
договора на срок до 5 лет по
инициативе работника либо
- наличие у работника,
прибывшего на Север из других
регионов, заключения об отсутствии
медицинских противопоказаний
- продолжительность трудового
стажа, необходимого для
В Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1
"О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах
- ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска;
- дополнительный выходной день для работников, имеющих детей в возрасте до 16 лет;
- сокращенная рабочая неделя для женщин;
- компенсации семьям, имеющим детей;
- гарантии медицинского обслуживания;
- оплата стоимости проезда
и провоза багажа к месту
использования отпуска и
- гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом;
- государственные гарантии
работникам, уволенным в связи
с ликвидацией организации,
- компенсация расходов
на оплату стоимости проезда
пенсионерам, являющимся
До настоящего времени применение районных коэффициентов было установлено законодательно в Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1(с изменениями от 24 июля 2009г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"2, в ст. 316 Трудового кодекса, а размеры районных коэффициентов определены нормативными правовыми актами СССР, постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ.
Опять таки, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ внесены изменения как в Закон о Севере3, так и в ст. 316 Трудового кодекса. Теперь размер районного коэффициента должен устанавливаться Правительством РФ, а не федеральным законом, как было раньше.
В редакции Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. ст. 10 Закона о Севере называется "Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям". В ней говорится, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Из положений данного закона вытекает, что Правительство устанавливает размеры районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а субъекты РФ и органы местного самоуправления решают вопрос об их установлении самостоятельно, но не ниже, чем на федеральном уровне. Работодатели организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливают к заработной плате работников районные коэффициенты в размерах, предусмотренных для территории, где расположена организация.
Районный коэффициент – это мера (степень) повышения заработной платы, компенсаций и выплат, призванная компенсировать различия в стоимости жизни населения по регионам. Размер районного коэффициента указывает на какую часть, превышающую единицу, должен быть увеличен заработок работника. Например, при величине районного коэффициента равного 1.15, заработная плата подлежит увеличению на 15%.
По действующему законодательству
районный коэффициент начисляется
на фактический месячный заработок
без ограничений его
-заработная плата,