Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:27, реферат
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Международной Организацией Труда право на забастовку рассматривается как часть права на коллективные переговоры, а в совокупности с ним как часть права на объединение.
1. Понятие забастовки
2. Динамика забастовочного движения за рубежом и в РФ
3. Процедура объявления забастовки
4. Органы, возглавляющие забастовку: состав, задача, права и обязанности
5. Ход забастовки: цель, права и обязанности работников, работодателей, гарантии для участников, компенсационные выплаты, минимум необходимы работ (кем и для чего устанавливается, содержание)
6. Незаконные забастовки: порядок признания забастовки незаконной
7. Ответственность участников забастовки
высшего профессионального образования
Реферат
«Право на забастовку»
по дисциплине: Трудовое право
Выполнил: ______________________________
студент ____ курса ________ спец. _____________
группа________ № зачет. книжки________________
Подпись: ______________________________
Преподаватель: ______________________________
Должность: ______________________________
уч. степень, уч. звание,
Оценка: _____________Дата: ____________________
Подпись: ______________________________
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Понятие забастовки
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Международной Организацией Труда право на забастовку рассматривается как часть права на коллективные переговоры, а в совокупности с ним как часть права на объединение.
Идеологическое обоснование
допустимости забастовок базируется на
признании их в качестве средства,
призванного уравновесить положение
сторон конфликта путем предоставления
более "слабой" стороне трудовых
отношений особых возможностей, направленных
на повышение способности
Слово забастовка происходит от итальянского "баста" и определяется как "закончанье, отказ продолжать что-либо". Применительно к сфере трудовых отношений данное понятие традиционно рассматривалось как "оставление, прекращение работы, отказ от работы"
Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Коллективные переговоры - это все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости; и/или б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и/или в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.
В рамках этого процесса забастовка имеет свое определенное место.
Процедура установления условий
труда может ограничиваться переговорным
процессом, в ходе которого стороны
по взаимной договоренности согласовывают
единую позицию без проявления каких-либо
разногласий. В такой ситуации оказание
давления на работодателя в каких-либо
жестких формах попросту нецелесообразно
и способно лишь помешать переговорам.
Представляется, что осуществление
силовых действий, одним из проявлений
которых может являться прекращение
работы, возможно только в ситуации
возникновения разногласий, которые
не могут быть урегулированы путем
переговоров, т.е. при разрешении коллективного
трудового спора. Это позволяет
говорить об отсутствии самостоятельного
характера права на забастовку и
рассматривать его как
Таким образом, забастовка может иметь место в ходе разрешения коллективного трудового спора, возникающего при установлении условий труда в договорном порядке (в процессе коллективных переговоров). Вместе с тем, было бы неверным определять забастовку как специфический способ разрешения коллективного трудового спора, поскольку в ходе забастовки не принимается никаких особых самостоятельных решений, отличных от решений, которые могут быть вынесены в рамках примирительной процедуры. Прекращение работы в качестве средства давления на работодателя призвано побудить последнего к принятию позиций работников и установлению условий труда, для них желательных. Это возможно посредством заключения соглашения между спорящими сторонами в рамках процедуры примирения. Как следствие, забастовка есть часть коллективного трудового спора, средство давления, используемое работниками в ходе примирительной процедуры.
В силу ст. 37 Конституции РФ право на забастовку может быть реализовано работниками не только при урегулировании коллективных трудовых споров, но и в ходе разрешения индивидуального трудового спора. Российское законодательство никогда не содержало норм, регулирующих условия и процедуру проведения забастовочных действий индивидуального характера, а отнесение Трудовым кодексом РФ споров об установлении или изменении индивидуальных условий труда к компетенции комиссии по трудовым спорам и суда и вовсе не оставляет места для проведения индивидуальных забастовок. Такое правовое регулирование, как нами уже отмечалось, представляется малоэффективным, не приводящим к реальному урегулированию спора. Поэтому законодателю следовало бы допустить индивидуальные забастовки, установив условия и порядок их объявления и проведения. Условием реализации права на забастовку в данном случае должно являться предварительное проведение переговоров между работником и работодателем. Опасаться же массового проведения индивидуальных забастовок не стоит, поскольку индивидуальные трудовые споры об интересах были и останутся редкостью.
Динамика забастовочного движения в РФ
Если основываться на данных Росстата, с начала 1990-х годов наблюдалось три всплеска забастовочной активности. Первый приходится на 1991-1992 гг., когда снижение реальной заработной платы в условиях инфляции привело к увеличению числа забастовок в 1991 г. примерно в 7 раз, а в 1992 г., будучи подхлестнуто освобождением цен - более чем в 20 раз по сравнению с 1990 г. (табл.). Основной рост произошел за счет работников бюджетной отрасли, в других отраслях рост забастовочной активности был более умеренным - примерно в 1,5 раза. Новый подъем наблюдается в 1995 - 1998 гг., с пиком в 1997 г., когда Росстат зафиксировал максимальное за весь период число забастовок и участвующих в них работников. Этот период знаменитых шахтерских "рельсовых войн" и активных выступлений бюджетников примерно совпадает по времени с пиком невыплат заработной платы. Задолженность по заработной плате с 1995 г. росла большими темпами и начала сокращаться только к 1999 г. Вместе с этим происходило наглядное сокращение числа фиксируемых индустриальных конфликтов.
Динамика забастовочной активности по данным Росстата (1990 - 2008 гг.)
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Число организаций, на которых проходили забастовки |
260 |
1755 |
6273 |
264 |
514 |
8856 |
8278 |
17007 |
11162 |
7285 |
817 |
Число организаций, на которых проходили забастовки, без организаций образования и здравоохранения |
247 |
405 |
401 |
263 |
235 |
296 |
653 |
685 |
433 |
106 |
25 |
Численность участников забастовок (тыс. чел.) |
99,5 |
237,7 |
357,6 |
120,2 |
155,3 |
489,4 |
663,9 |
887,3 |
530,8 |
238,4 |
30,9 |
Численность участников забастовок в среднем на одну организацию (чел.) |
383 |
135 |
57 |
455 |
302 |
55 |
80 |
52 |
48 |
33 |
37 |
Количество времени, не отработанного участниками забастовок (тыс. чел. - дней) |
207,7 |
2305,7 |
1893,3 |
240,4 |
761 |
1367,0 |
4009,4 |
6000,5 |
2881,5 |
1827,2 |
236,4 |
Количество времени, не отработанного участниками забастовок, в среднем на одну организацию (чел. - дней) |
799 |
1310 |
302 |
910 |
1459 |
154 |
484 |
353 |
258 |
251 |
289 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Число организаций, на которых проходили забастовки |
291 |
80 |
67 |
5933 |
2575 |
8 |
7 |
4 |
Число организаций, на которых проходили забастовки, без организаций образования и здравоохранения |
11 |
19 |
20 |
165 |
70 |
8 |
7 |
4 |
Численность участников забастовок (тыс. чел.) |
13,0 |
3,9 |
5,7 |
195,5 |
84,6 |
1,2 |
2,9 |
1,9 |
Численность участников забастовок в среднем на одну организацию (чел.) |
45 |
48 |
86 |
33 |
33 |
149 |
414 |
475 |
Количество времени, не отработанного участниками забастовок (тыс. чел. - дней) |
47,1 |
29,1 |
29,4 |
210,9 |
85,9 |
9,8 |
20,5 |
29,1 |
Количество времени, не отработанного участниками забастовок, в среднем на одну организацию (чел. - дней) |
162 |
364 |
439 |
36 |
33 |
2929 |
7275 |
Несмотря на наблюдаемые значительные колебания уровня забастовочной активности, можно констатировать, что забастовки являлись постоянным фоном производственных отношений в России на протяжении 1990-х годов. Главной движущей силой протестного движения как в политическом, так и в экономическом смысле были работники угольной отрасли. Тем не менее, статистически забастовки рабочих промышленности "тонули" среди выступлений работников бюджетной сферы, особенно образования. В связи с этим нужно объяснить специфику забастовок "бюджетников", которые в отличие от забастовок в реальном секторе экономики носили в основном умеренно-демонстративный характер. Протестные акции работников образования и здравоохранения, несмотря на массовость, как правило, ограничивались краткосрочными (однодневными) забастовками, сопровождающимися митингами и другими публичными акциями, призванными привлечь внимание к их проблемам (пикетирование зданий местных органов власти и пр.). Забастовки часто проводились без реального прекращения работы. Учебный процесс обеспечивался "дежурными преподавателями", медики подобным же образом организовывали график "забастовочного режима работы клиники"14. С одной стороны, такой умеренный тип протеста объяснялся тем, что образование и здравоохранение относятся к сфере социальных интересов, в этом смысле учителя и медики в значительной мере являются заложниками своего рабочего процесса. С другой стороны, в отличие от забастовок в промышленности, за которыми стояли настроенные по-боевому альтернативные профсоюзы, забастовками "бюджетников" руководили лояльные к власти отраслевые объединения ФНПР, старавшиеся свести любые негативные последствия к минимуму.
На рубеже нового тысячелетия экономический спад сменился подъемом, а протестные действия резко пошли на убыль. Такие явления, как административные отпуска, работа неполное рабочее время и невыплаты заработной платы перестали носить массовый характер, и хотя говорить о радикальных сдвигах в положении наемных работников было преждевременно, позитивные изменения на рынке труда привели к некоторому росту уверенности и защищенности работающего населения. Сопоставление результатов двух раундов исследования социальной защищенности (2002 - 2007 гг.) позволяет отследить улучшение субъективных индикаторов защищенности работников в сфере труда на протяжении 5 лет15. Заметно (с 72 до 87%) выросла доля лиц с устойчивым доходом от занятости. Доля респондентов, удовлетворенных заработком, выросла примерно на 10%. Положительная динамика наблюдалась в оценке возможностей на рынке труда - в 2007 г. почти 70% работников были уверены, что найдут равноценную работу в случае увольнения (по сравнению с 61% в 2002 г.). Относительно невелик был и страх безработицы: только около четверти респондентов считали, что для них реальна угроза потери работы. Другим фактором, способствующим сокращению числа забастовок, было ужесточение политического режима, происходившее одновременно с улучшением экономической конъюнктуры. "Кто сядет на рельсы, тот сядет", - так Владимир Путин определил свое отношение к борьбе за права трудящихся еще в начале своего первого срока. И еще одно обстоятельство обусловило резкое уменьшение числа официально зафиксированных забастовок.
Как уже упоминалось, после вступления в силу в 2002 г. нового Трудового кодекса право на забастовку оказалось сильно урезанным. Поправки в закон настолько усложнили и без того непростую процедуру, что работники стали бастовать без ее соблюдения либо устраивать иные акции протеста. В любом случае забастовками они не считались и показатели резко улучшились.
Новый всплеск забастовок
фиксируется в 2004 - 2005 гг., когда общее
число бастующих выросло по сравнению
с 2003 г. более чем в 30 раз. Этот подъем
был связан с принятием 122-го закона
о монетизации и осуществлением
сопряженных с ней реформ бюджетной
сферы. Пенсионеры, инвалиды, ветераны
и другие льготники протестовали
в связи с "отменой" льгот (именно
так была воспринята монетизация), а
работники бюджетной сферы - в
связи с катастрофическим материальным
положением на фоне увеличения тарифов
на оплату услуг, особенно ЖКХ. Кроме
того, возмущение вызывала ситуация, возникшая
в связи с разграничением бюджетных
обязательств. Если ранее ставки и
оклады для "бюджетников" были едиными
и утверждались на федеральном уровне,
теперь эти вопросы были переданы
в компетенцию регионов, где нормы
оплаты устанавливались исходя из возможностей
местного бюджета. Основная роль в забастовочной
активности в эти годы принадлежала
"бюджетникам". И хотя народные
гулянья, которые собирала на один день
Федерация независимых