Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:16, реферат
В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.
Введение
1. Законодательство по охране труда
2. Нормативная и нормативно-техническая документация
3. Система стандартов безопасности
4. Организация и функции служб охраны труда на предприятии
5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда
Заключение
Список литературы
· участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;
· проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими нормативными документами;
· участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.
В соответствии с ТК РФ организация обеспечения безопасности труда в подразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие - главный инженер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Общественные инспектора подразделений осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Высший надзор за исполнением законов о труде и правил по охране труда министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами возлагается на Генеральную прокуратуру РФ. Кроме того, контроль за охраной труда в нашей стране осуществляют и другие органы надзора. Контроль за охраной труда можно условно разделить на государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюзный общественный, административно-общественный.
Государственный контроль за охраной труда образуется вышестоящими органами государственной власти Российской Федерации и автономных республик.[7] Таковым является Федеральный горный и промышленный надзор России и его органы на местах (комитеты и инспекции).
В систему органов Федерального
горного и промышленного
• котлонадзор — осуществляет надзор за сосудами, работающими под давлением свыше 0,7 атм (паровые котлы, баллоны со сжатыми и сжиженными газами, сатураторы и т. п.);
• газовый надзор — проверяет правильность ведения работ по сооружению и содержанию газопроводов и газового оборудования;
• надзор за подъемно-транспортным оборудованием — контролирует лифты, подъемники, краны и т. п.
Инженеры-инспекторы специализированных
инспекций проводят регистрацию
и техническое
Контроль за охраной труда осуществляют также и специализированные инспекции отдельных министерств:
• Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору (Госэнернонадзор) системы Министерства энергетики и электрификации РФ осуществляет контроль за электробезопасностью.
• Государственная инспекция
• Санитарно-эпидемиологическая служба
системы Министерства здравоохранения
РФ (Госсанэпиднадзор) осуществляет государственный
надзор за соблюдением гигиенических
норм, санитарно-гигиенических и
санитарно-
• Инспекция морского и речного регистров РФ контролирует постройку и безопасную эксплуатацию судов и других плавучих средств, а также следит за соблюдением правил судоходства на реках и озерах страны.
• Государственная пожарная служба организуется Министерством внутренних дел через Главное управление пожарной охраны и его местные органы. Она проверяет соблюдение правил противопожарной безопасности на объектах народного хозяйства.
Государственный профсоюзный контроль за охраной труда возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые осуществляют только государственный (не общественный) контроль за охраной труда.
Органами этого вида контроля являются
технические инспекции
Ведомственный контроль за охраной труда проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных врачей и других специалистов.
Профсоюзный общественный контроль за охраной труда осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов.
Комиссия по охране труда состоит из членов профсоюзов и возглавляет ее член профсоюзного комитета, а в цехе - член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором предприятия по охране труда. Председатель комиссии не может быть лицом из администрации. Эта комиссия контролирует соблюдение администрацией законодательства о труде, участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда: изучает причины производственного травматизма, профессиональных заболеваний и т. д.
Для усиления контроля на производстве за соблюдением законов о труде на общих собраниях профгрупп избираются общественные инспектора по охране труда из числа членов профсоюза сроком па один год.
Общественный инспектор по охране
труда контролирует проведение своевременного
инструктажа рабочих по технике
безопасности и производственной санитарии,
проверяет исправность
Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В области охраны труда на предприятиях
и в учреждениях основными
законодательными актами являются Трудовой
кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ
и Федеральный закон «Об
Нормативная документация определяет требования к условиям труда, т. е. к уровню вредных производственных факторов.
Нормативно-техническая
Нормы и правила по охране труда подразделяются на единые (федеральные), межотраслевые и отраслевые.
Инструкции по охране труда бывают типовыми (для рабочих основных предприятий), отраслевыми и действующими в масштабе предприятия. В настоящее время основными видами нормативно-технической документации является действующая система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий.
Организация работы на предприятии
по созданию здоровых и безопасных
условий труда работающих, предупреждению
несчастных случаев и профессиональных
заболеваний возлагается на службу
охраны труда. Она является самостоятельным
структурным подразделением предприятия
и подчиняется его
Высший надзор за исполнением законов о труде и правил по охране труда министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами возлагается на Генеральную прокуратуру РФ. Кроме того, контроль за охраной труда в нашей стране осуществляют и другие органы надзора. Контроль за охраной труда можно условно разделить на государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюзный общественный, административно-общественный.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 1999. – 850 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
4. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3702.
5. Постановление Правительства
Российской Федерации «Об
6. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2000. – 678 с.
7. Охрана труда. – М.: ПРИОР, 1999. – 144 с.
8. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: «Лань», 2001. – 448 с.
9. Экология и безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.
[1] Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2000. – С. 554 – 555.
[2] Конституция Российской
[3] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч.1). – Ст. 3.
[4] Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3702.
[5] Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 13. - Ст. 1595.
[6] Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2000. – С. 561 – 562.
[7] Охрана труда. – М., 1999. – С. 64 – 65.
Информация о работе Права и гарантии работников на охрану труда