Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:48, реферат
Цель исследования: рассмотреть проблему построения системы мотивации на малых предприятиях.
Задачи исследования:
Определить основные термины и понятия в исследовании данной темы.
Объяснить проблемы мотивации.
Изучить основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников.
Рассмотреть совершенствование системы мотивации на предприятиях малого бизнеса.
Введение 3
1. МОТИВАЦИЯ КАК СТЕРЖЕНЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Основные термины 5
1.2. Проблема мотивации 6
1.3. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования труда 11
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 15
2.1. Формирование эффективной системы оплаты труда и мотивации персонала малых предприятий 15
2.2. Мотивация торгового персонала на малых предприятиях: проблемы и перспективы 22
Заключение 26
Список литературы 28
Естественно, что наличие потребностей у человека является необходимой предпосылкой его деятельности, в конечном счете его поведения, его действий. Однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Предположим, что у человека возникает потребность в художественном творчестве. Можно ли сказать, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности? Пойдет ли он на выставку в картинную галерею? Или включит телевизор, или найдет соответствующий сайт в Интернете? Или возьмет холст, палитру и кисти? А может быть, всю свою жизнь, как Маугли, он прожил там, где слыхом не слыхивали о живописи как о понятии вообще. Тогда как? Очевидно, что никакой направленной деятельности по удовлетворению потребности в художественном творчестве при этом не возникнет, просто не может возникнуть. А ведь вас как будущих руководителей Компаний прежде всего интересует то, что является побудителем именно направленной деятельности ваших сотрудников. За потребностью следует побуждение, или, как часто говорят, мотив.
Именно предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в мысленном представлении, — называется мотивом деятельности и несет в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Поэтому о потребностях нельзя сказать иначе, как на языке мотивов, и, соответственно, анализ потребностей трансформируется в следующий этап — анализ побуждений или мотивов.
Мотивы (от лат. moveo — двигаю) обычно подразделяются на ведущие, смыслообразующие и дополнительные, мотивы-стимулы. Следует заметить, что деятельность человека является полмотивированной, она подчас подчинена не одному, а нескольким мотивам.
Следующий вопрос: различие мотивов и целей.
Осуществляя
деятельность или демонстрируя определенное
производственное поведение, побуждаемое
и направляемое мотивом, сотрудник ставит
перед собой цели, которые ведут к удовлетворению
возникшей потребности, получившей предметное
содержание в мотиве данной деятельности.
Поэтому мотивы либо побуждают сотрудника
к действию и, соответственно, достижению
целей и получению вознаграждения, либо
к целеобразованию. Если же деятельность
сотрудника или целеобразование в конкретных
обстоятельствах невозможны, то соответствующий
мотив остается лишь потенциальным, он
остается в форме готовности, в форме установки.
Рисунок
1. Мотивационный цикл
Таким образом, ясно, что мотивы побуждают к достижению целей.
Итак, мотивационный цикл, или мотивация деятельности человека, представляет из себя весьма сложный процесс: от возникновения потребности через ее "опредмечивание" и действие к достижению цели, удовлетворению потребности.
Исходя из рассмотренного нами мотивационного цикла давайте будем считать, что мотивация - это процесс, начинающийся с физиологической или психологической потребности, которая создает побуждение или мотив, активизирующий поведение или действие, направленное на достижение цели или вознаграждения, удовлетворяющее в итоге возникшую потребность.
При
классификации потребностей иногда выделяют
еще и общие потребности. Так, в частности,
поступает Фред Лютенс. При этом, как и
в случае первичных потребностей, врожденность
является необходимой характеристикой
принадлежности потребностей именно к
этой группе, а вот физиологичность —
уже нет. К этим общим потребностям относятся
любопытство, желание манипулировать,
действовать, потребность привязанности
(любви). Кстати, общие потребности иногда
еще называют стимулирующими.
1.3
Основные цели и базовые
принципы построения
системы стимулирования
сотрудников
Теперь приведем некоторую классификацию форм стимулирования:
Рассмотрим типичные проблемы, возникающие в Компаниях и связанные в той или иной мере с низкой мотивацией персонала:
Многие существующие программы стимулирования труда постепенно перестают удовлетворять руководство Компаний. Они просто неэффективны. И их низкая эффективность определяется следующими основными причинами.
Неадекватные критерии оценки трудовой деятельности персонала Компании. Многие существующие программы оценивают самих сотрудников, а не результаты их работы, и, что особенно важно, не связаны с бизнес-целями всей Компании.
Секретность оплаты. Сотрудники Компании должны принимать на веру, что и они, и их коллеги вознаграждаются на основе результатов их труда. Однако из-за того что информация по окладам и часовым тарифным ставкам часто является конфиденциальной, практически никто не знает, соблюдена ли справедливость при действующей в Компании системе оплаты труда.
Плохое внедрение. Темпы роста заработной платы обычно связываются со стоимостью жизни. Разница между темпами роста заработной платы хороших работников и средних работников в большинстве случаев совершенно недостаточна для того, чтобы существенно влиять на морально-психологический климат в коллективе и мотивацию персонала.
Более того, во многих Компаниях независимо от того, что происходит с их доходами, подчас затраты на оплату труда неумолимо растут и растут, причем с заранее прогнозируемым интервалом, а вот когда уже невозможно поддерживать конкурентный уровень себестоимости выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, в таких Компаниях начинается сокращение персонала, что, конечно же, не может радовать и удовлетворять сотрудников и естественным образом ведет к подрыву их лояльности, создает нездоровую атмосферу всеобщего недоверия со всеми выше перечисленными негативными последствиями и проблемами.
Рассмотрим основные элементы системы стимулирования персонала, но прежде всего сформулируем основные цели такой системы:
Наряду с этим сформулируем базовые принципы построения системы стимулирования персонала, а именно:
Система
стимулирования персонала современной
Компании имеет весьма сложные формы.
Однако как же все-таки руководителю
избежать возникновения уже
Теории
трудовой мотивациии, в частности, теория
А. Маслоу, дают в принципе понимание
того, что же нужно делать руководителю
Компании для мотивации персонала,
причем не теоретически, а именно практически.
2. Совершенствование
системы мотивации на
предприятиях малого
бизнеса
2.1
Формирование эффективной
системы оплаты
труда и мотивации
персонала малых
предприятий
Ныне
в структурах предпринимательства
разрабатывается эффективная
Путем
построения системы оплаты труда
и мотивации можно не только выделить
экономический эффект от вложения в
каждого конкретного сотрудника
предприятия, но и подготовить почву
для дальнейшего
Таким образом, усиливается внутренняя готовность сотрудников показать конкретный результат, материализующийся в виде прибыли, капитализации акций и других параметрах, которыми гордится организация.
Как правило, формированием эффективной системы оплаты труда и его мотивации совершенствуется общая система управления развитием предпринимательской структуры и выявляется зависимость конечных результатов их производственно-хозяйственной деятельности от эффективности и качества управления.
В современных условиях все чаще менеджеры предприятий выделяют мотивацию персонала как ключевое звено в управлении коллективом. Труд становится главным фактором производства. Важно, на наш взгляд, установление тесной взаимосвязи между оплатой труда и системой его мотивации. Только в этом случае можно уловить прямую зависимость того, насколько эффективно реализуются цели предприятия.
На разных исторических этапах формировались уникальные для своего времени системы и оплаты управления персоналом. Понятия "система оплаты труда" и "мотивация работника" неразрывно связаны с началом формирования научного менеджмента. Так, в начале XX в. на предприятиях США начали появляться специальные подразделения, на которые возлагались функции посредничества между администрацией и работниками для налаживания отношений.
Такие службы наблюдали за настроениями работников, предотвращали создание профсоюзов, вели кадровое делопроизводство, занимались награждением лояльных сотрудников.
В России, за период становления рыночных связей и отношений, накоплен опыт организации стимулирования трудозатрат.
Прежде
чем рассмотреть этапы
Разработке и применению системы мотивации должны соответствовать определенные условия, отражающие реальные факторы производства. Это: