Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:54, контрольная работа
Соглашение –это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.
1.Понятие коллективного соглашения
За пределами организаций
принципы социального
Соглашение –это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.
По договоренности сторон ,участвовавших в коллективных переговорах , соглашения могут быть:
Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений. Ими являются: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
- Генеральное соглашение
устанавливает общие принципы
регулирования социально-
- Отраслевое (межотраслевое)
соглашение определяет общие
условия оплаты труда,
- Территориальное соглашение
устанавливает общие условия
труда, трудовые гарантии и
льготы работникам на
Иные соглашения - соглашения,
которые могут заключаться
Ст 35ТК , об обязательном участии в заключении соглашения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления ,если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов. В подобных ситуациях названные органы являются стороной соглашения.
Понятие соглашения, сформулированное в ч. 1 ст. 45,нем говорится, что соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Такими, как сказано в этой же статье, являются генеральные, межрегиональные и региональные соглашения. Что же касается отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, то в той же статье сказано, что они устанавливают не общие принципы, а общие условия оплаты труда, гарантии ,компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) или на территории соответствующего муниципального образования.
В качестве видов соглашений Кодекс называет генеральное, региональное, отраслевое(межотраслевое), территориальное, но допускает существование и других видов соглашений. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривал еще и профессиональное тарифное соглашение ст. 18).
Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусматривают широкий круг обязательств сторон, направленных на повышение благосостояния населения, совершенствование регулирования трудовых отношений, содержат обязательства сторон, в том числе обязательства Правительства РФ по подготовке и внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов в сфере труда.
Заключенное на 2008 - 20010 гг. Генеральное соглашение предусматривает, что стороны в числе приоритетных его целей ставят проведение в последующий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта.
Стороны этого Соглашения приняли обязательства в области экономической политики, заработной платы, доходов и уровня жизни, развития рынка труда и содействия занятости населения ; социального страхования, социальной защиты и отраслей социальной сферы; защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности; социально-экономических проблем северных регионов России; социального партнерства и координации действий сторон Соглашения. К нему приложен перечень Конвенций МОТ, необходимость первоочередной ратификации которых признана Сторонами.
Коллективные соглашения - это нормативные правовые акты, содержащие обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенных регионов, отраслей и профессий. Как и коллективные договоры, соглашения являются одной из правовых форм регулирования социально-партнерских отношений, установления таких условий труда, которые по сравнению с действующим законодательством являются более благоприятными для работников предприятия.
Содержание и структура
соглашения определяются по
-оплата труда;
-условия и охрана труда;
-режимы труда и отдыха;
-развитие социального партнерства;
-иные вопросы, определенные сторонами.
Перечисленные и иные вопросы, определяемые сторонами, включенные в соглашение с учетом их уровня с разной степенью конкретизации и адресности . В отраслевые соглашения включаются положения по этим вопросам, адресованные работникам соответствующей отрасли и предусматривающие условия их труда, его оплаты и охраны с учетом особенностей отрасли.
Ч. 2 ст. 46 о взаимности обязательств сторон, включаемых в соглашение. Как правило, каждая сторона принимает на себя свои обязательства, которым не корреспондируют встречные обязательства другой стороны по тем же вопросам. Так, обязательство работодательской стороны своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату не имеет встречного обязательства со стороны работников. Так же как и при определении содержания коллективного договора, стороны соглашений в праве самостоятельно выбирать круг вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
Практика свидетельствует, что содержание соглашений зависит от их уровня (вида). Это определяется то общей характеристикой соглашений, которая содержится в ст. 45 ТК. Соответственно, решающее влияние на содержание соглашений оказывает объем прав,
компетенции органов, представители которых ведут коллективные договоры и заключают соглашения. Так, генеральное соглашение может содержать обязательства по вопросам, которые в первую очередь правомочно решать Правительство РФ. Региональные соглашения решают вопросы, отнесенные к компетенции субъектов РФ. Отраслевые (межотраслевые) соглашения наиболее конкретны по содержанию. В них в основном определяются условия труда работников отрасли (отраслей) с учетом имеющихся особенностей и возможностей. Территориальные соглашения решают вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений работников организаций, входящих в муниципальную систему.
3.Порядок разработки
проекта соглашения и
ФЗ РФ от 30 июня 2006г .Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Региональные и
Порядок, сроки разработки
проекта соглашения и заключения
соглашения определяются комиссией. Комиссия
имеет право уведомить
Помимо незначительного
редакционного изменения
Порядок и сроки разработки соглашений определяются, как правило, участниками коллективных переговоров, входящими в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Обычно ими принимается соответствующее положение.
Содержание соглашений, уровень прав и гарантий, включаемых в них, зависят во многом от наличия необходимых финансовых ресурсов. Заблаговременное, до утверждения соответствующего бюджета, определение объема необходимых для реализации соглашения средств имеет решающее значение для успешного выполнения соглашений.
Поэтому Кодекс предусматривает, что заключение и применение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действиясоглашения.
Включенные в ч. 5 ст. 47 и упомянутые в комментария к данной статье положения важны по нескольким причинам.
Во-первых, появляется возможность расширения сферы действия соглашения за счет тех работодателей и работников, которые первоначально не участвуют в коллективных переговорах.
Во-вторых, о такой возможности работодатель, получивший уведомление, обязан известить орган, представляющий работников, очевидно, с тем чтобы мнение об участии (или неучастии) в коллективных переговорах по поводу соглашения вырабатывалось совместно. Юридическую силу соглашению придает его подписание полномочнымипредставителями сторон.
4.Действия соглашения
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует
в отношении: всех работодателей, являющихся
членами объединения
В отношении работодателей
- федеральных государственных
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.