Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:05, контрольная работа
ТК РФ полностью поставлена в зависимость от наличия локальных нормативных актов (ЛНА) работодателя. То есть нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания и др.), на базе которых устанавливается вознаграждение за труд, как правило, выведены из сферы централизованного регулирования и стали предметом усмотрения работодателя.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
« Ивановский
государственный университет»
Кафедра теории и истории государства
и права
Контрольная работа
по дисциплине
«Правоведение»
Вариант
3
Выполнила студентка Цатрян Ангелина
специальность : Менеджмент
коммерция
2курс; заочная форма обучения
Проверил :доцент, кандидат исторических наук
Поцелуев
Евгений Леонидович
Иваново 2011
1. Понятие и значение локальных нормативных актов
ТК РФ полностью поставлена в зависимость от наличия локальных нормативных актов (ЛНА) работодателя. То есть нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания и др.), на базе которых устанавливается вознаграждение за труд, как правило, выведены из сферы централизованного регулирования и стали предметом усмотрения работодателя.
В ТК РФ появилось много нововведений, посвященных ЛНА. Кодекс впервые в законодательной практике дал легальное определение ЛНА, включил локальное нормотворчество в систему трудового законодательства (ст. 5 ТК РФ), определил сферу его действия - пределы данного работодателя (ст. 13 ТК РФ), место локальных актов как низового звена в иерархической структуре источников трудового права, а также условия их недействительности (ст. 8 ТК РФ). Предусмотрена обязанность работодателя по ознакомлению работников при приеме на работу с основными ЛНА (ст. 68 ТК РФ). Тем самым презюмируется обязанность работодателя по их разработке и принятию.
Зафиксирована очевидная множественность локальных актов: они представлены во всех разделах Кодекса, кроме последнего, XIV раздела "Заключительные положения". В более чем восьми десятках его статей трудовые отношения регулируются с помощью локальных норм, т. е. реализация каждой пятой статьи основного закона о труде поставлена в зависимость от наличия локальных источников права. Часть из них подробно описана, другие только названы, третьи всего лишь подразумеваются. Тем самым система локальных норм трудового права существенно приближена к системе ТК РФ.
Законодательно определено общее требование, относящееся к содержанию локальных актов: их нормы не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Установлено, что локальная сфера регулирования трудовых отношений распространяется на работников, заключивших с данным работодателем трудовые договоры.
Таким образом, законодатель значительно расширил границы локального регулирования труда. При этом суть локального нормотворчества как элемента системы источников трудового права заключается в достижении оптимального согласования интересов работодателя и работников. Локальные нормы - проявление самоорганизации сторон трудового правоотношения. Разрабатывая и принимая локальные правила, работодатель и работники реализуют принцип "самопомощи" в форме локальных стандартов труда.
Легальное определение локальных нормативных актов, впервые сформулированное в ТК РФ, содержится в ст. 8 ТК РФ.
Для уяснения правовой природы ЛНА важны их признаки, характерные для нормативных правовых актов, каковыми, собственно, локальные акты и являются.
1) Волевое содержание.
В ЛНА воплощается воля
В содержании локальных актов, которые разрабатываются на основе совместных или согласованных проектов локального нормотворчества, выражается воля не только работодателя, но и работников, их представителей. Примерами совместной нормотворческой компетенции являются положения о комиссиях (комитетах) по охране труда, по трудовым спорам. Но основным субъектом локального нормотворчества является работодатель. При этом в ЛНА, предусмотренных трудовым законодательством, воплощение воли работников поставлено в зависимость от усмотрения работодателя, который может учесть или не учесть мнение представительного органа работников.
Локальные нормативные акты - это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Статья 8 ТК РФ
Например, правила
внутреннего трудового
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).
2) Официальный характер. Этот признак является продолжением первого признака, т. к. официальный характер ЛНА получают посредством их связи с нормотворческим органом. Для нормативных правовых актов установлены повышенные требования, связанные с процедурами их принятия, опубликования и доведения до сведения правоприменителей. Отсутствие официального опубликования означает, во-первых, то, что нормотворческий орган не до конца выполняет свои правотворческие обязанности, а во-вторых, создаются основания для нарушения прав и свобод граждан.
Что касается вопроса о доведении до сведения работников ЛНА, то тут имеется два варианта.
Во-первых, ТК РФ
в ст. 68 устанавливает обязанность
работодателя при приеме на работу
(до подписания трудового договора)
ознакомить работника под роспись
с правилами внутреннего
Во-вторых, если
локальный нормативный акт
Порядок ознакомления работника с локальными нормативными актами законодательно не определен, поэтому можно предложить несколько вариантов.
Первый вариант можно использовать при небольшой численности
работников. Это так называемые ознакомительные листы, которые прикрепляются к самому локальному акту. Однако нужно иметь в виду, что эти листы должны быть прошиты и пронумерованы вместе с самим локальным актом.
Второй вариант, на наш взгляд, предпочтителен в случае большой численности персонала, а также когда существует несколько локальных нормативных актов. В этом случае должны вестись журналы ознакомления по каждому локальному акту, где будут проставляться подписи работников и даты ознакомления.
Таким же образом можно знакомить работников с локальными актами в случае их изменения и дополнения.
Кроме того, факт ознакомления работника со всеми локальными актами может быть зафиксирован в тексте самого трудового договора. В этом случае в договоре предусматривается графа, в которой перечисляются все документы, представленные работнику для ознакомления, и где работник своей рукой делает отметку о том, что ознакомлен с этими документами, и расписывается.
3) Всеобщий характер
ЛНА проявляется в том, что
они касаются неопределенного
круга работников данного
ЛНА действуют непрерывно и постоянно. Их "неисчерпаемость" проявляется в том, что они и после совершения предписаний, заложенных в них, не прекращают свое действие.
4) Компетенция
уполномоченных субъектов на
принятие нормативного акта и
процедура принятия
5) Документальное
оформление. Локальный акт - это
всегда письменный документ. Требования
к его форме, языку, стилю
изложения, структуре и
Исходя из положений, записанных в Трудовом кодексе Российской Федерации, различают два вида локальных нормативных актов.
Первый - акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса).
Второй - акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.
Работодателю, необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. К ним, в частности, относятся:
а) изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников (в этих случаях работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ);
б) отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ;
в) привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК РФ);
г) регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части (ст.105 ТК РФ);
д.) определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ);
е) привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113 ТК РФ);
ж) порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (ст.116 ТК РФ);
З.) утверждение
графика предоставления оплачиваемых
отпусков
(ст. 123 ТК РФ);
и) определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
к) принятие необходимых
мер при угрозе массовых увольнений
(ст. 180 ТК РФ);
л) установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);
м) утверждение порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ);
н) увеличение в исключительных случаях на отдельных объектах продолжительности вахты (ст. 299 ТК РФ);
о) утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
п) установление
надбавок за вахтовый метод работы (ст.
302
ТК РФ);
р) установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК РФ);
с) установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК РФ).
Ряд вопросов решается с учетом мнения представительного органа работников. Это может быть выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации. В таком порядке решаются, в частности, следующие вопросы:
а) установление порядка проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
Информация о работе Понятие и значение локальных нормативных актов