Отпуска по российскому трудовому законодательству

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

В основе российского законодательства об отпусках лежит ратифицированная СССР Конвенция МОТ N 52 (1936) г. о ежегодных оплачиваемых отпусках. В 1970 г. принята новая (пересмотренная) Конвенция МОТ N 132 "Об оплачиваемых отпусках".
Ежегодный оплачиваемый отпуск - длительный свободный от выполнения трудовых обязанностей непрерывный период времени, предоставляемый за работу в течение рабочего года Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.]; под ред. К. Н. Гусова. - 7е изд., перераб. и доп.- М. : Проспект, 2008.
Конституция РФ в ч. 5 ст. 37 гарантирует каждому предоставление права на отдых. Однако право на оплачиваемый ежегодный отпуск предоставляется только работающим по трудовому договору. Размер и форма оплаты труда, штатная или нештатная работа не влияют на реализацию права на отпуск.

Работа содержит 1 файл

Курсач света по труд.праву.docx

— 114.75 Кб (Скачать)

Трудовое законодательство не содержит норм, которые бы регулировали вопрос исчисления стажа работы, дающего  право на дополнительный отпуск работникам Севера. Поэтому, по моему мнению, при  исчислении стажа работы, дающего  право на дополнительный отпуск работникам Севера, следует руководствоваться  положениями ч. 1 и 2 ст. 121 ТК РФ, то есть должен применяется порядок, аналогичный порядку исчисления стажа работы, дающего право на основной отпуск.

При этом в стаж работы включаются только те периоды времени, в которые  трудовым договором предусматривалась  обязанность работника выполнять  определенную трудовую функцию в  районах Крайнего Севера, местностях, к ним приравненных, или в иных районах Севера, где установлены  районный коэффициент или процентная надбавка.

Дополнительные отпуска работникам Севера предоставляются только по основному  месту работы (ч. 1 ст. 287 ТК РФ). Часть 2 ст. 321 ТК РФ, согласно которой общая продолжительность ежегодного отпуска работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях, лишь еще раз подчеркивает правило ч. 2 ст. 286 ТК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 286 ТК РФ если на работе по совместительству продолжительность ежегодного отпуска меньше, чем продолжительность отпуска по основной работе, то работающему по совместительству по его просьбе предоставляется отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности Михайлов И.А. Отпуска: порядок предоставления и оформления.-Москва.Вершина,2008. с. 45..

Иногда утверждают, что на дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 321 ТК РФ, ч. 1 ст. 287 ТК РФ не распространяется, поскольку  отпуска не относятся к гарантиям  и компенсациям. Но это не так. Исходя из формулировки ч. 1 ст. 164 ТК РФ, устанавливающей понятие гарантий, дополнительные отпуска работникам Севера вполне могут быть отнесены к гарантиям.

Часть 1 ст. 116 ТК РФ предусматривает, что  дополнительные отпуска, за исключением  предусмотренных выше, предоставляются  работникам и в иных случаях, предусмотренных  федеральными законами. Например, отпуска, предоставляемые лицам, подвергшимся или подвергающимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в других случаях (Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС См. Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009) //Ведомости РФ. 1991. N 21. Ст. 699; Постановление Правительства РФ от 30 марта 1993 г. N 253; Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, N 30, ст. 3739.").

Кроме дополнительных отпусков, имеющих  компенсационное и защитное назначение, трудовое законодательство предусматривает  ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска стимулирующего характера, например за выслугу лет на определенных должностях, за длительный стаж работы в одной и той же организации. Таким образом, в зависимости  от конкретной категории работников, назначение дополнительного отпуска  разное. Одни имеют целью компенсировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе выполнения трудовых обязанностей, другие -- стимулировать длительную работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за выслугу лет предусмотрены:

1) за стаж службы в качестве  прокурора или следователя, научного  или педагогического работника  системы прокуратуры РФ (Федеральный  закон "О прокуратуре Российской  Федерации См. Закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской  Федерации" в редакции от 17 ноября 1995г (ред. от 28.11.2009) // Собрание  законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472; 28.11.2009 N 303-ФЗ");

2) государственным гражданским  служащим (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской  Федерации См. ФЗ от 27 июля 2004 года  № 79-ФЗ.");

3) с учетом стажа работы судьям (Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе  судей в Российской Федерации  См. Закон РФ от 26 июня 1992 года 3132-1.").

Со стажем непрерывной работы связано  право на длительный отпуск педагогических работников.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской  работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок  и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения (см. ст. 335 ТК, а также Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. N 3570 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 11.).

Если какими-либо нормативными актами, принятыми до введения в действие ТК РФ, кроме федеральных законов, предусмотрены дополнительные отпуска, которые не подпадают ни под одно из оснований предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных ч. 1 ст. 116 ТК РФ (вредные или опасные условия  труда, особый характер работы, ненормированный  рабочий день и т. д.), то такие  дополнительные отпуска в настоящее  время работодатели предоставлять  не обязаны.

Так, например, решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. № ГКПИ 2002-353 был  признан незаконным и недействующим  п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров  СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий  и организаций промышленности и  других отраслей народного хозяйства  на многосменный режим работы с целью  повышения эффективности производства»  в части установления дополнительного  отпуска за многосменный режим работы, решение в этой части оставлено без измененийСм. Определени-ем Президиума Верховного Суда РФ от 19.11.2003 № 48пвОЗ.[электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»..

Решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2003 г. № ГКПИ 2003-595 признан незаконным и недействующим п. 6 постановления  Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. № 558 «О неотложных мерах по ускорению  погрузки и разгрузки судов и  вагонов и закреплению кадров в портах Министерства морского флота», которым были установлены дополнительные отпуска работникам (за непрерывный  стаж работы) портов морского флота, занятым на погрузочно-разгрузочных работах. Решение оставлено без изменения См. Определение Верховного Суда РФ от 16 октяб-ря 2003 г. № КАС 03-465 [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»..

Как указали суды в рассматриваемых  ситуациях, ст. 116 ТК РФ не предусматривает  таких видов дополнительных отпусков, как дополнительный отпуск за многосменный режим работы или дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы, а поэтому п. 6 постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. № 558 и  п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров  СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 (в части установления дополнительного отпуска) противоречат ТК РФ и, следовательно, применяться не могут.

Вместе с тем имеются убедительные доводы и в пользу иного решения.

Перечень дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренный статьей 116 ТК РФ, не носит исчерпывающего характера. Перечисляя эти отпуска, данная статья указывает, что дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются и в  других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно же статье 423 ТК РФ, изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов См. Крикунов С.А. Реформа трудового законодательства: проблемы и перспективы // Трудовое право.-2004.-№ 1.-С.19-21.. Поэтому можно сделать вывод, что дополнительные отпуска, предоставляемые на основании постановлений Правительства СССР, в частности дополнительные отпуска за многосменный режим работы, должны применяться впредь до принятия соответствующих федеральных законов.

Во избежание неоднозначных  решений при применении нормативных  правовых актов в сфере труда  необходимо провести их инвентаризацию и отменить в кратчайшие сроки  все акты, утратившие силу в связи  с введением в действие ТК РФ.

Работодатели с учетом своих  производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать  оплачиваемые дополнительные отпуска  для работников (ч. 2 ст. 116 ТК РФ). Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами.

Хотя ч. 2 ст. 116 ТК РФ прямо этого не предусматривает, дополнительные отпуска могут быть установлены не только коллективным договором или локальным нормативным актом, но и, например, трудовым договором или соглашением (ст. 9 ТК РФ).

При предоставлении работникам дополнительных отпусков, которые установлены соглашением, коллективным, трудовым договорами, локальными нормативными актами, следует иметь  в виду, что затраты работодателя на оплату таких отпусков не могут  учитываться в расходах при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК - РФ), п. 24 ст. 270 НК РФ См. Часть вторая Налогового кодекса  Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ ( с изм. от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340; N 29, ст. 3598.).

Обращу внимание на то, что к  расходам организации, учитываемым  в целях налогообложения прибыли, не могут быть отнесены затраты не только на предоставление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством, но и на оплату удлиненных основных отпусков, не предусмотренных трудовым законодательством. Если, например, в  организации всем работникам по коллективному  договору предоставляется ежегодный  отпуск продолжительностью 31 календарный  день, то затраты организации на оплату трех дней этого отпуска не будут учтены в расходах по налогу на прибыль.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику один раз не в календарном, а в рабочем  году, который исчисляется с момента  заключения трудового договора. Поэтому  у каждого работника организации  рабочий год индивидуален. Для  реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен иметь необходимый  стаж.

В связи с возникновением споров, связанных с предоставлением  дополнительных отпусков, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса  Российской Федерации" разъяснил, что  право на такие отпуска имеют  работники, перечисленные в ч. 1 ст. 116 Кодекса, а также другие категории  работников в случаях, предусмотренных  федеральными законами, коллективными  договорами или локальными нормативными актами (ст. 116 ТК). При этом следует иметь в виду, что положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительности дополнительного отпуска), не могут применяться судом, поскольку в силу ст. 5 и 8 Кодекса такие условия являются недействительными (п. 58) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. от 28.12.06); Бюллетень Верховного Суда РФ.-2004 № 6; 2007 № 3..

Основной проблемой в регулировании  ежегодный оплачиваемых отпусков является многочисленность и разрозненность норм, регулирующих данный вид общественных отношений. Помимо ТК РФ существует множество  источников, регулирующих различные  виды отпусков. Все это значительно  осложняет процесс применения законодательства об отпусках. Я считаю, что нужно  систематизировать все законодательство об отпусках и принять единый федеральный  закон о видах отпусков и порядке  их предоставления.

§ 3. Отпуск без сохранения заработной платы

У каждого работника в ходе выполнения трудовой деятельности могут возникнуть обстоятельства, когда ему необходимо не работать несколько рабочих дней (без оплаты) для решения неотложных личных вопросов. Рассмотрим, как этот вопрос решается в трудовом законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Следует обратить внимание на слова «может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы», т.е. в данном контексте работодатель рассматривает заявление работника, но не обязан его удовлетворить. Вопрос о том, является ли причина, по которой работник просит предоставить ему такой отпуск, уважительной, решается работодателем. Он же с учетом интересов производства определяет возможность предоставления отпуска в указанное работником время, а также его продолжительность. Следует отметить, что продолжительность такого отпуска законодательством не определена и не ограничена. Она определяется на взаимоприемлемой основе по договоренности между сторонами трудового договора, т.е. между работником и работодателем См. Чижов Б.А. Продолжительность и условия предоставления отпусков без сохранения заработной платы // Право и экономика. - 2007.-№ 11.- С. 93-97..

За время отпуска без сохранения заработной платы за работником сохраняется  место работы (должность). Время отпуска  без сохранения заработной платы  во всех случаях засчитывается в  общий и непрерывный трудовой стаж работника. Однако необходимо иметь  в виду, что в стаж работы, дающей право на очередной оплачиваемый отпуск (ст. 121 Трудового кодекса  РФ), время предоставляемых по просьбе  работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность  превышает 14 календарных дней в течение  рабочего года, не включается. Специалисту  кадровой службы организации целесообразно  предупредить работника об этом заранее, т.е. до удовлетворения его просьбы  и подписания соответствующего приказа  по организации.

Информация о работе Отпуска по российскому трудовому законодательству