Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:28, курсовая работа
В основе российского законодательства об отпусках лежит ратифицированная СССР Конвенция МОТ N 52 (1936) г. о ежегодных оплачиваемых отпусках. В 1970 г. принята новая (пересмотренная) Конвенция МОТ N 132 "Об оплачиваемых отпусках".
Ежегодный оплачиваемый отпуск - длительный свободный от выполнения трудовых обязанностей непрерывный период времени, предоставляемый за работу в течение рабочего года Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.]; под ред. К. Н. Гусова. - 7е изд., перераб. и доп.- М. : Проспект, 2008.
Конституция РФ в ч. 5 ст. 37 гарантирует каждому предоставление права на отдых. Однако право на оплачиваемый ежегодный отпуск предоставляется только работающим по трудовому договору. Размер и форма оплаты труда, штатная или нештатная работа не влияют на реализацию права на отпуск.
Отпуск без сохранения заработной
платы должен предоставляться в
интересах работника, то есть для
удовлетворения возникших у него
потребностей. Поэтому семейные и
иные уважительные обстоятельства, являющиеся
основанием для предоставления отпуска
без сохранения заработной платы, должны
возникнуть у работника, а не у
работодателя. К сожалению, зачастую
работодатели в связи с отсутствием
объема работ издают приказ о направлении
работников в отпуск без сохранения
заработной платы. В рассматриваемой
ситуации отпуск предоставляется не
в интересах работника, он обусловлен
отсутствием работы. Обязанность
по обеспечению работника работой
в соответствии с заключенным
трудовым договором лежит на работодателе,
который путем направления
В соответствии с ч. 2 ст. 128 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы: 1) участникам Великой Отечественной войны продолжительностью до 35 календарных дней в году; 2) работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году; 3) родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году; 4) работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году; 5) работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до 5 календарных дней; 6) в других случаях, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами либо коллективным договором См. Миронов В.И. Трудовое право России: глава 11. Время отдыха // Трудовое право.-2005.-№ 4.- С. 73-75... Перечисленным работникам работодатель обязан предоставлять неоплачиваемые отпуска установленной законом продолжительности в течение каждого рабочего года. Неиспользованные отпуска на следующий рабочий год не переносятся. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы перечисленным работникам до окончания рабочего года является обязанностью работодателя, оно не зависит от усмотрения работодателя. В связи с чем при отказе работодателя предоставить отпуск без сохранения заработной платы до окончания рабочего года перечисленные работники могут реализовать данное право самостоятельно, предупредив работодателя о времени использования отпуска в письменной форме не позднее чем за две недели.
В законодательстве дан не исчерпывающий
перечень случаев возникновения
у работодателя обязанности по предоставлению
работнику отпуска без
В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным решение о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы. Во-первых, наличие добровольного волеизъявления работника на предоставление данного отпуска. Данное обстоятельство подтверждается исключительно письменным заявлением работника.
Во-вторых, должно быть доказано наличие
заинтересованности работника в
использовании данного отпуска.
Направление работников в неоплачиваемый
отпуск по инициативе работодателя с
оформлением заявления
В-третьих, должно быть доказано отсутствие
обстоятельств, ограничивающих права
работников, гарантированные
Недоказанность каждого из перечисленных
обстоятельств позволяет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я рассмотрела в работе проблемы, связанные с регулированием правоотношений в сфере отпусков.
Как видно из работы, данная сфера
сложна и многогранна. По многим вопросам,
касающимся регулирования правоотношений
в сфере отпусков, издано и действует
множество нормативных актов. Это
федеральные законы, законы субъектов
Федерации, постановления Правительства
России и органов исполнительной
власти субъектов Федерации, ведомственные
нормативные акты и, наконец, нормативные
акты работодателей. На сегодняшний
день в сфере, регулирующей правоотношения
по предоставлению отпусков, действует
множество нормативных актов, изданных
в разное время. Все эти нормативные
акты действуют в части, не противоречащей
Конституции России и Трудовому
кодексу РФ. Общий принцип действия
этих нормативных актов заключается
в том, что они могут только
расширять права работников по сравнению
с правами, установленными Конституцией
России и Трудовым кодексом РФ. При
этом обязанность финансового
Во всём этом океане нормативных актов простому работнику разобраться очень трудно. Поэтому зачастую большинству трудящихся не удаётся полностью реализовать свои права.
Как указывалось выше, данная ситуация вытекает из диалектического противоречия между интересами работника, который фактически является продавцом своих способностей и возможностей на рынке труда и стремится продать их как можно дороже, и интересами работодателя, который стремится купить эти способности и возможности работника как можно дешевле и получить с них наибольшую отдачу.
В данной ситуации объективных возможностей полнее реализовать свои интересы значительно больше у работодателя, т.к. объективным законом рынка труда всегда является превышение предложения над спросом. Исключение составляют лишь редкие специальности, которые требуют от работника высокой квалификации.
Поэтому на защиту интересов трудящихся должен стать Закон. И это также является диалектической необходимостью с целью создания противовеса в пользу работников для защиты их интересов при осуществлении правоотношений в сфере трудового права.
Основным выводом из работы является положение о том, что формально права работников закреплены в нормативных актах от Конституции России до локальных актов. Но зачастую на практике многие из них не выполняются работодателями, т.к. посягают на их экономические интересы.
Чтобы реализовать эти нормативные акты, необходим жёсткий контроль со стороны государства, носящий сугубо императивный характер.
Для осуществления данного контроля создана Федеральная инспекция труда, полномочиям которой посвящена глава 57 Трудового кодекса.
Так как немногие работники знают о существовании данных органов необходимо организовать соответствующее информирование трудящихся о ее целях и задачах.
Для реализации возможности самозащиты своих прав работниками необходимо изменить норму статьи 392 Трудового кодекса РФ о сроках исковой давности по трудовым спорам. В данной редакции срок исковой давности по спору, касающемуся вопросов предоставления отпусков, составляющий 3 месяца, недостаточен для реализации права работника на защиту своих прав и интересов в судебном порядке. В данном случае необходимо приведение данной нормы права с общими принципами гражданского законодательства. Формулировка данной статьи будет целесообразна в следующем виде: «Сроки исковой давности определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ».
Необходимо усиление ответственности работодателей за нарушение норм трудового права.
Также необходимо принять специальный
закон об отпусках, в котором будут
систематизированы
В целом можно сделать вывод, что на законодательном уровне права работников (в том числе и право на отпуск) закреплены достаточно надёжно. Но реализация этих прав весьма проблемна. В связи с этим представляется целесообразным как усиление государственного надзора и контроля в указанной сфере, так и повышение ответственности работодателей за нарушение трудовых прав граждан (в том числе и права на отпуск).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской
2. Конвенция МОТ от 24.06.36 № 52.
«О ежегодных оплачиваемых
3. Конвенция МОТ № 132 (пересмотренная в 1970 году) «Об оплачиваемых отпусках» // Права человека: сборник международных документов. - М., - 1998. - С. 216 - 220.
4. Часть вторая Налогового
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. от 28.12.2009 N 336-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1;2009N 48, ст. 5711, 5724.
6. Трудовой кодекс Российской
Федерации от 30 декабря 2001 года
№ 197-ФЗ (в ред. 24.07.2009)// Собрание
законодательства РФ.-2002.-№
7. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изм. от 25 декабря 2009) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3503;от 30 ноября 2009 г. N 48 ст. 5717.
8. Федеральный закон от 24 ноября
1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской
9. Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" ( с изм. от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 ноября 2000 г., N 46, ст. 4538; от 27 июля 2009 г. N 30 ст. 3739.
Информация о работе Отпуска по российскому трудовому законодательству