Основные конвенции Международной Организации Труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

целью данной работы является анализ основных конвенций МОТ и их рои в сфере защиты труда в РФ.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• Определить роль МОТ в сфере защиты труда;
• Выявить основные конвенции МОТ;
• Сделать выводы относительно политики защиты труда в РФ.
Таким образом, отразив тематику, цель и задачи представленной работы, перейдем, непосредственно, к выполнению приведенного выше списка задач

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РОЛЬ МОТ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ТРУДА 5
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОТ 5
СТРУКТУРА МОТ 6
Международная конференция труда 7
Административный совет 7
Международное бюро труда 7
КОНВЕНЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ МОТ 9
ОСНОВНЫЕ КОНВЕНЦИИ МОТ 10
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРУДА 12
ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО 12
ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА 13
ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА 14
ЗАПРЕТ ДЕТСКОГО ТРУДА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЯ 19

Работа содержит 1 файл

Реферат по трудовому праву.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Если  переложить ст. 3 ТК РФ с “негативной” формулировки на “позитивную”, то можно получить следующее понятие дискриминации по ТК РФ: Дискриминация в сфере труда – это не связанное с деловыми качествами работников ограничение их трудовых прав и свобод или получение ими каких-либо преимуществ, если только эти ограничения или преимущества не определены свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, или не обусловлены особой защитой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

     Обращает на себя внимание, что ключевыми словами в ст. 3 ТК РФ являются ограничение в трудовых правах и свободах. А ключевые слова в Конвенции МОТ № 111 – различие, недопущение, предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения. Таким образом, ТК РФ трактует дискриминацию более узко, так как, по сути, говорит только о правах, Конвенция же устанавливает, что различия приводят к уничтожению равенства возможностей или обращения. Представляется, что нарушение равенства возможностей и ограничение прав на практике оказываются разными вещами.

     Рассмотрим  это на простом примере – случае с приемом на работу. Есть ли, согласно ТК РФ, у работника право на трудоустройство  у работодателя? Ответ прост: такого права у работника может и не быть. На это указывает Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. “О применении судами РФ Трудового кодекса РФ” (с последующими изменениями), в п. 10 которого, в частности, указано: “Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя … Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения” [3].

     В настоящее время нельзя утверждать, что продвижение по службе, повышение зарплаты или даже получение премии являются правами работника. Скорее, их можно признать его интересами. Но если зарплату повышают только мужчинам или премии выплачиваются только тем, кто не находился на больничном по уходу за ребенком? Означает ли это, что дискриминации, по ТК РФ, в таких случаях нет, так как нет права, а значит, и нечего ограничивать, и нет оснований для обращения в суд? Полагаем, что не означает: в таких ситуациях нарушается равенство возможностей или обращения, и в них тоже можно обращаться в суд, даже если и права как такового – прямо сформулированного в законе или в локальном нормативном акте организации – нет. В этом случае должна, по нашему мнению, применяться Конвенция МОТ № 111.

     Не  позволяет формулировка ТК РФ и выйти на очевидный способ доказательства дискриминации, каким является сравнение. Например, при нарушении принципа равной оплаты за равный труд работникам необходимо сравнить себя с другими работниками, т.е. доказать разницу в оплате труда и то, что они выполняют равную работу с другими работниками, получающими более высокий оклад. Сравнение с другими работниками – это и ключ к понимаю дискриминации, и основной способ ее доказывания. Такое сравнение будет законным, если дискриминируемый работник и недискриминируемые работники находятся в аналогичных, или схожих, ситуациях, но отношение к ним различно.

     Эту же логику после некоторых раздумий можно применить и к ст. 3 ТК РФ: раз есть ограничение прав, то оно должно быть всегда относительно чего-то или кого-то. Установив данные корректировки, мы сможем двигаться по пути устранения дискриминации.

Запрет  детского труда

 

     По  данным МОТ, всего на планете работают более 200 миллионов детей в возрасте до 14-15 лет. Некоторые из них –  бесплатно либо по принуждению. Более 100 миллионов детей работают либо в тяжелых и вредных для здоровья условиях, либо вовлечены в противоправные виды деятельности – проституцию и криминал [19].

     Все это есть и в современной России. Хотя, по мнению координатора программ МОТ Риммы Калинченко, по сравнению со странами Азии и Африки, в России ситуация не столь критична.

     "По  сравнению с советским прошлым  проблема эксплуатации детского  труда в России нарастает. Проводя  исследования, мы отметили смещение  в сторону наихудших форм детского  труда. Это принудительный труд, работа на опасных производствах, таких как стройка, эксплуатация детей в сельской местности, контакт с химикатами, перенос тяжестей, торговля детьми" [15].

     Детский труд является насущной социальной, экономической  проблемой и проблемой, касающейся прав человека. Как представляется, во всем мире насчитывается до 250 млн. работающих детей, лишенных соответствующего образования, нормального здоровья и основных свобод. Самую высокую цену платят отдельные дети, но страдают также и страны. Ликвидация детского труда является целью сама по себе, но, кроме того, она представляет собой эффективный способ содействия экономическому и гуманитарному развитию.

     Конвенция МОТ о минимальном возрасте для  приема на работу 1973 года (№ 138), содержащая принцип действенного устранения детского труда, подкрепляется принятием новой Конвенции об устранении нетерпимых форм детского труда 1999 года (№ 182), призывающей к немедленному принятию мер по устранению в неотложном порядке всех нетерпимых форм детского труда от рабства и обязательного труда до использования детей в какой-либо незаконной деятельности и любой работы, которая может причинить вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

     После того, как всему миру стало известно о злоупотреблениях детским трудом, движение против него стало всеобщим делом, практически беспрецедентным по своему характеру и интенсивности. Это движение, которое преодолевает политические границы, языковые барьеры, культурные и духовные традиции. Все слои гражданского общества - правительства, работодатели, профсоюзы, неправительственные и религиозные организации - объединились для того, чтобы заявить, что эксплуатации детского труда нужно положить конец.

     В настоящее время под эгидой Международной  программы за устранение детского труда (ИПЕК) во всех странах мира осуществляется свыше одной тысячи программ, обеспечивающих альтернативы детскому труду.

     Эксперты  говорят, что российское общество пока не осознало всей опасности детского труда, хотя по данным правительства  России, еще два года назад было зафиксировано более полумиллиона случаев незаконного использования детского труда, и, во многом, от своевременной реакции зависит как развитие данного вопроса в нашей стране, так и судьбы многих детей РФ.

 

Заключение

 

     В ходе представленной работы нами были выполнены все из изначально указанного списка задач. Так, основываясь на целях, задачах, структуре и основных документах МОТ, была определена его ключевая позиция в сфере международного трудового права. Также, были определены основные конвенции МОТ, объединенные в 4 направления:

    • Право на объединение;
    • Запрет принудительного труда;
    • Запрет дискриминации;
    • Запрет детского труда.

     По  данным направлениям был проведен анализ политики в Российской Федерации  и выявлены основные проблемы.

     На  основании данного анализа можно заключить, что проблемы реальной защиты прав человека сводятся к одной из главных проблем – отсутствию оперативной, а зачастую и полному отсутствию информации о правонарушении. Иногда эта проблема принимает и несколько другой характер, когда правонарушителями являются государственные служащие, на которых некому пожаловаться.

     Ещё одной из главных проблем является нежелание у правительства, что-либо делать в отношении защиты этих прав, в некоторых случаях это выражено в принятии закона, без какого либо интереса к его дальнейшему существованию.

     Однако, с моей точки зрения, данные проблемы не являются неразрешимыми. Главное, как  упоминалось ранее, это тщательная законотворческая работа по устранению противоречий и недостатков в  нашем законодательстве, а также анализ международного опыта в сфере трудового права, где помощь способны оказать органы и акты МОТ, целью которых является способствование улучшению условий труда и жизни трудящихся.

 

Библиография

 

I Нормативные  правовые акты 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации
  3. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. “О применении судами РФ Трудового кодекса РФ”
 

II Международные  Нормативные правовые акты 

  1. Конвенция МОТ от 28.06.30 № 29 «О принудительном или обязательном труде»
  2. Конвенция МОТ от 09.07.48 № 87 « О свободе ассоциации и защите права на организацию»
  3. Конвенция МОТ от 01.07.49 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»
  4. Конвенция МОТ от 25.06.57 «Об упразднении принудительного труда»
  5. Конвенция МОТ от 25.06.58 «О дискриминации в области труда и             занятий»
  6. Конвенция МОТ от 26.06.73 «О минимальном возрасте для приема на          работу»
  7. Конвенция МОТ от 01.06.99 «Об устранении нетерпимых форм детского      труда»
 

III Литература 

  1. Артамонова  А.М._Понятие предмета, метода и отрасли  трудового права. М.: Проспект, 2009 - 346 с.
  2. Лапаева В.В. Законодательное требование к численности политической партии как ограничение конституционного права на объединение: критерии правомерности. // Журнал российского права, 2007, № 9.
  3. Лютов Н.Л., Морозов П.Е.Международное трудовое право. М.: Проспект, 2011 - 216 с.
  4. Что такое МОТ? Чем она занимается?//Издание бюро МОТ в Москве.- 236 с.
 
 

IV Интернет-ресурсы 

  1. Би-би-си | Россия | В России ширится эксплуатация детского труда (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3799000/3799823.stm)
  2. Дискриминация в сфере труда стала обычным делом для России//Агентство Национальных Новостей (http://www.hrm.ru/db/hrm/06D06390FA613257C32574120027B37B/category.html)
  3. Проблемы социально-экономических прав (http://www.hrights.ru/text/b26/Chapter7%201.htm)
  4. Официальный сайт МОТ (http://ilo.org/public/russian/region)
  5. BBC Russian - Россия - Детский труд мало тревожит родителей в России (http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/09/100824_russia_child_labour.shtml)

Информация о работе Основные конвенции Международной Организации Труда