Охрана труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Трудовой кодекс (разд. X «Охрана труда») уточнил понятийный аппарат института охраны труда, определил основные его понятия (гл. 33, ст. 209) и основные направления государственной политики в данной области. В других главах этого раздела Кодекса предусмотрены требования охраны труда (гл. 34, ст. 211—215), организация охраны труда (гл. 35, ст. 216—218), обеспечение прав работников на охрану труда (гл. 36, ст. 219—231).

Содержание

Понятие охраны труда. Система законодательства об охране труда. Обеспечение охраны труда в трудовой деятельности.
3
Организация охраны труда на предприятиях.
6
Учёт и расследование несчастных случаев на производстве.
8
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
13
ЗАДАЧА
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Трудовое право_Дом.контр..docx

— 41.29 Кб (Скачать)

Порядок расследования несчастных случаев на производстве предусмотрен ст. 229 ТК.

Для расследования несчастного  случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право  на личное участие в расследовании  несчастного случая на производстве, происшедшего с работником.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

В каждом случае расследования  несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.

При расследовании несчастного  случая на производстве в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  • выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
  • фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
  • предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

В целях расследования  несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливаются следующие документы:

  • приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • планы, эскизы, схемы, а при необходимости — фото- и видеоматериалы места происшествия;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  • экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.

На основании собранных  документов и материалов комиссия устанавливает  обстоятельства и причины несчастного  случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по установлению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

 

 

  1. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность определяют следующие федеральные  законы: 

  • Трудовой кодекс Российской Федерации; 
  • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации; 
  • Уголовный кодекс Российской Федерации; 
  • Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. 

Ответственность за формирование системы охраны груда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер  по охране труда) несут ответственность  только в рамках выполнения своих  должностных обязанностей, которые  устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТКРФ).

На основании ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о  труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч  рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста  суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста  суток.

Кроме этого на основании  указанной статьи КоАП РФ за нарушение  законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц»).

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная  ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

В какие сроки должно быть проведено расследование несчастных случаев на производстве? В зависимости  от тяжести несчастного случая:

  • несчастный случай без тяжелого исхода - 3 дня;
  • групповой несчастный случай на производстве, тяжелый несчастный случай на производстве и несчастный случай на производстве со смертельным исходом - 15 дней.

Согласно ст.225 Трудового  кодекса РФ все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.

Статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена  ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, путем наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

 

Государственный инспектор  по охране труда, обнаружив на предприятии  грубые нарушения правил охраны труда, в результате которых имели место  несчастные случаи, принял следующие  решения:

1) опломбировать ряд механизмов, находящихся в неисправном состоянии;

2) запретить работу на  участке горячего литья, где  загазованность воздуха в 1,5 раза  выше допустимых пределов;

3) остановить работу сборочного  цеха, где оборудование не имело  защитных приспособлений и оградительных  сеток;

4) потребовать от администрации  увольнения инженера по технике  безопасности как не соответствующего  занимаемой должности;

5) наложить штраф на  начальника сборочного цеха;

Правомерны ли действия государственного инспектора по охране труда?

 

  • 1) п.п. 7 коммент. к ст. 357 ТК РФ. Государственные инспекторы труда наделены широкими правами в области предупредительного контроля и надзора: выдают разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; выдают заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

ч. 4 ст. 215 ТК. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

  • 2) абз. 10 ст. 357 ТК. Государственные инспекторы труда вправе запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • 3) п.п. 6 коммент. к ст. 357 ТК. Государственные инспекторы труда наделены правом приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования, если они выявят нарушения требований охраны труда.
  • 4) абз. 6 ст. 357. Госинспекторы вправе предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

п.п. 5 коммент. к ст. 357. Государственным инспекторам труда предоставлено право отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, в т.ч. и их руководителей.

  • 5) п.п. 8 коммент. к ст. 357 ТК. Государственные инспекторы труда наделены правом составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами организаций трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП.

п.п. 5 коммент. к  ст. 362 ТК. За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 КоАП предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 1000 до 5 тыс. руб.; работодателя – физического лица – от 1000 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. 
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 20 января 2012) 
  3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (ред. от 1.04.2011)
  4. Викторов И.С., Жевлаков Э.Н. О судебной практике по рассмотрению уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере охраны трудовых прав граждан. // Трудовое право, 2006, N 9 
  5. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России / Учебник / М.: Проспект, 2008 – 496с.
  6. Смык О. Нарушение правил охраны труда. // ЭЖ-Юрист, N 27, 2009
  7. Трудовое право России. Учебник. / Под ред. А.М. Куренного. – М.: Юристъ, 2008.
  8. http://www.ot-jd.ru/2-organizaciya-raboty-po-oxrane-truda/2-4-otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva-po-oxrane-truda/

Информация о работе Охрана труда