Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:01, контрольная работа
Трудовой кодекс (разд. X «Охрана труда») уточнил понятийный аппарат института охраны труда, определил основные его понятия (гл. 33, ст. 209) и основные направления государственной политики в данной области. В других главах этого раздела Кодекса предусмотрены требования охраны труда (гл. 34, ст. 211—215), организация охраны труда (гл. 35, ст. 216—218), обеспечение прав работников на охрану труда (гл. 36, ст. 219—231).
Понятие охраны труда. Система законодательства об охране труда. Обеспечение охраны труда в трудовой деятельности.
3
Организация охраны труда на предприятиях.
6
Учёт и расследование несчастных случаев на производстве.
8
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
13
ЗАДАЧА
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Порядок расследования несчастных случаев на производстве предусмотрен ст. 229 ТК.
Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.
Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с работником.
По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.
При расследовании несчастного случая на производстве в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
В целях расследования несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливаются следующие документы:
На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по установлению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
Ответственность определяют следующие федеральные законы:
Ответственность за формирование системы охраны груда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.
Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТКРФ).
На основании ст. 5.27 КоАП
РФ нарушение законодательства о
труде и об охране труда влечет
наложение административного
Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц»).
За нарушение правил охраны
труда предусмотрена и
В какие сроки должно быть
проведено расследование
Согласно ст.225 Трудового кодекса РФ все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.
Статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, путем наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
ЗАДАЧА
Государственный инспектор по охране труда, обнаружив на предприятии грубые нарушения правил охраны труда, в результате которых имели место несчастные случаи, принял следующие решения:
1) опломбировать ряд механизмов,
находящихся в неисправном
2) запретить работу на участке горячего литья, где загазованность воздуха в 1,5 раза выше допустимых пределов;
3) остановить работу сборочного
цеха, где оборудование не имело
защитных приспособлений и
4) потребовать от администрации
увольнения инженера по
5) наложить штраф на начальника сборочного цеха;
Правомерны ли действия государственного инспектора по охране труда?
ч. 4 ст. 215 ТК. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
п.п. 5 коммент. к ст. 357. Государственным инспекторам труда предоставлено право отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, в т.ч. и их руководителей.
п.п. 5 коммент. к ст. 362 ТК. За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 КоАП предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 1000 до 5 тыс. руб.; работодателя – физического лица – от 1000 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ