Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 05:16, реферат
Цель исследования - на основе анализа материалов о деятельности органов местного управления исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного самоуправления в период конца XV - начала XVII века.
В рамках общей цели исследования ставятся следующие задачи:
Рассмотреть становление сословно- представительской монархии в России;
проследить переход к сословно- представительской монархии;
проанализировать высшие и центральные учреждения;
выяснить характеристику местного управления.
Введение
1. Становление сословно- представительной монархии в России
1.1 Переход к сословно- представительной монархии
1.2 Высшие и центральные учреждения
2. Характеристика местного управления
2.1 Институт воевод
2.2 Приказные учреждения
Заключение
Список литературы
Приложения
В первой половине века сложилась
система дворцовых местных
Говоря о местных государственн
Губные и земские учреждения получили распространение главным образом в городах европейской части страны. В пограничных недавно присоединенных и вновь основанных городов губных изб не было, и дела о разбоях и воровстве в них решались воеводами. При этом выборное начало в организации губного управления сводилось здесь к выбору населением дьячков «к избным делам», которые сидели в приказных избах. Подобное положение было в 1666 г. в Торопце, где оно сохранилось вплоть до конца века. Вовсе нет в начале 60-х годов губных дьячков в Волоколамске. [3]
При этом губное управление переживало на протяжении века несомненный кризис. Губные избы, хотя и были дворянскими сословно-выборными учреждениями, использовались нередко воеводами как дополнительный административный аппарат. Вместе с тем само существование их было чуждо правительственной линии на усиление власти воевод на местах. Отсюда неоднократные попытки ограничения функций в ликвидации губных изб. В губных избах чаще всего работал один дьячок.
Условно можно полагать, что в первой половине XVII века в среднем по размеру городе имелось в приказной избе по 2-3 подьячих, в губной и земской по одному дьячку, а в таможенной избе и на кружечном дворе - один общий дьячок.
К середине 40-х годов XVII в. в государственных
центральных и местных
Несколько по-другому выглядело это соотношение при сравнении дьяческой и подьяческой групп в целом и по частям (приложение 4, 5). Общее количество подьячих (1530 человек) превосходило почти в 20 раз количество дьяков (78 человек). В то же время для Москвы и городов соотношение дьячьей и подьячьей групп было различным (приложение 4). Для приказов подьячих было больше только в 15 раз, зато для приказных изб почти в 36 раз. Соотношение же количества подьячих в центре и на местах было примерно равным с незначительным преобладанием их цен тральной группы.
Таким образом, для этого периода общее количество людей, занятых в работе московских приказов, несколько больше, чем количество людей, обслуживающих съезжие избы, в то время как дьячья прослойка в центральных учреждениях занимает несравненно большее место, чем в местных. Для центральных учреждений происходит несомненное возрастание всей приказной группы, особенно заметное среди подьячих, количеств приказных людей на местах обладало значительно большой стабильностью.
Заключение
Результаты перехода к приказно-воеводскому управлению оказались неоднозначными. Негативной чертой реформы стала резкая бюрократизация управления, в том числе и местного («московская волокита»), в дальнейшем не только воспринятая, но и усиленная в период абсолютизма. Московская волокита при всей ее видимой «значительности» не только не усилила государственную власть, но в конечном итоге ее еще более ослабила, так как именно она тормозила развитие хозяйственной деятельности на местах, реформу армии, выход к морю и создание флота, без чего дальнейшее поступательное развитие России было, по существу, невозможным.
Положительной чертой введения приказно-воеводского управления было то, что оно не привело к уничтожению самоуправления вообще, так как земские и губные учреждения в некоторых областях продолжали существовать и функционировать и при воеводах. По отношению к губным властям воевода становился лишь более высокой, но не высшей инстанцией, а губные старосты приобретали статус его товарищей (помощников). Что касается взаимоотношений с земскими органами управления, то по отношению к ним воевода становился вышестоящим должностным лицом в сфере полицейской деятельности, а в финансово-хозяйственной - земские учреждения продолжали действовать самостоятельно.
Говоря о соотношении
И так к концу XVII в. государственный аппарат в России в целом способствовал укреплению самодержавной монархии, но громоздкость, недостаточная определенность функций различных приказов, отсутствие системы подготовки квалифицированных кадров, неразвитость самоуправления снижали эффективность его деятельности и мешали развитию государства, не отвечали запросам нового времени.
Существовавшая в Русском государстве в XVII в. самодержавная монархия с Боярской думой, приказами и воеводами к концу века не соответствовала социально-экономическому строю страны.
Острая классовая борьба закрепощенного крестьянства, задачи внешней политики, развитие мануфактурной промышленности, внутренней и внешней торговли требовали неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы бюрократического аппарата государства в центре и на местах.
Список литературы
Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Учебное пособие. М., 1997.
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII веке и её роль в формировании абсолютизма. М., Наука, 1987.
Еремян В.В., Федоров М.В. Местное самоуправление в России (XII - начало XVII в.в.). Учебное пособие. М., Новый Юрист, 1998.
Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., Учпедгиз, 1960.
Исаев И.А. История государства и права России. Курс лекций. М., БЕК, 1993.
Тихомиров М.Н. Русское государство XV - XVII веков.
Фроянов. История России от древних времен до начала XX века. М., 1988.