Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 05:16, реферат
Цель исследования - на основе анализа материалов о деятельности органов местного управления исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного самоуправления в период конца XV - начала XVII века.
В рамках общей цели исследования ставятся следующие задачи:
Рассмотреть становление сословно- представительской монархии в России;
проследить переход к сословно- представительской монархии;
проанализировать высшие и центральные учреждения;
выяснить характеристику местного управления.
Введение
1. Становление сословно- представительной монархии в России
1.1 Переход к сословно- представительной монархии
1.2 Высшие и центральные учреждения
2. Характеристика местного управления
2.1 Институт воевод
2.2 Приказные учреждения
Заключение
Список литературы
Приложения
ответчик не мог сразу возвратить вещи или деньги истцу, то стрельцы хватали
его и ставили у приказа или съезжей избы с утра и отпускали только вечером.
Особый чиновник -- праветчик -- стоял возле должника и бил его палкой (батогом) по икрам ног. Перед Разрядным приказом ежедневно более 10 праветчиков, разделив между собой виновных, ставили их в ряд и били по очереди батогами. Из окна за этой экзекуцией наблюдал судья или дьяк.
Существовавшие ранее
Некоторое исключение составляла воссоединенная с Россией в 1654 г. Украина. Составляя часть Русского государства, она пользовалась известной автономией, т. е. имела особое управление, войско, суд, налоговую систему, таможенные границы и т. п. Общее управление Украиной осуществляли некоторые центральные учреждения. Первоначально это был Посольский приказ, где украинскими («малороссийскими») делами заведовало особое повытье, а с 1663 г.-- Малороссийский приказ.
Во главе Украины находился
гетман, который выбирался на казачьей
раде и утверждался царским
В полковых и сотенных городах население избирало городовых атаманов. Вся казачья администрация Украины избиралась из представителей казачьей старшины и богатого казачества. В городах, где преобладало казачье торгово-ремесленное население, существовало средневековое купеческое «самоуправление» в виде магистратов и ратуш; во главе их стояли бурмистры, а в состав входили раины (советники). Крестьяне в селах выбирали войтов (старшин) и лавников (присяжных заседателей).
Особенности управления Украиной были вызваны специфической формой ее присоединения к Русскому государству (воссоединение).
2.2 Приказные учреждения
В 20--30-х годах формировался новый тип местного приказного учреждения. Характерно, что в это время еще не везде установилось единообразное наименование воеводских изб. Некоторые из них традиционно назывались по-старому. Так, учреждение при новгородских воеводах носило в 1620--1632 гг. наименование дьячей избы и только к середине века начало называться съезжей. Аналогичное учреждение в Нижнем Новгороде в 1623-1624 г. называлось судной избой и только с конца 20-х годов -- съезжей. Сидевшие в 1625 г. в Псковской избе подьячие носили наименование «четвертных» в отличие от «дворцовых». Название съезжей избы закрепилось за Псковской избой несколько позднее, но держалось очень долго почти до 80-х годов. Для воеводских учреждений других городов употребляется наименование съезжей и приказной изб. Однако в официальных документах для всей первой половины века господствующим был термин съезжей избы.
Наряду с центральными приказами существовало большое количество приказных изб в городах. Приказные, или съезжие избы представляли воеводскую канцелярию XVII века. Они являлись настоящими учреждениями, которые в больших городах делились так же на столы, а в других городах - на повытья. Например, по смете 1655г. в Псковской съезжей избе было четыре стола: Разрядный, Денежный, Поместный и Судный. Из этого перечня видно, что приказные избы уже делились по отраслям: Разрядный - значит военный; Денежный связан с доходами и расходами; Поместный связан с поместным землевладением, вотчинами; Судный разрешал различные судные дела.
До середины века действовало сравнительно мало съезжих изб (см. приложение 1), что от части объяснялось потерей России крупных западных районов в период польско-шведской интервенции.
В 40-х годах на всей территории страны было всего 212 съезжих изб, что несколько меньше числа существующих в то время городов, так как съезжие избы были не везде. Известна практика как бы «спаренных» в управлении городов и пунктов. Например, Двинская приказная изба попеременно действовала то в Архангельске, то в Холмогорах, Мангазейская - в Мангазее и Туруханске. Не было приказных изб с штатом подьячих в некоторых псковских пригородах, а также в ряде вновь строящихся крепостей по оборонительным чертам. В этих случаях управляющее городом должностное лицо вело и необходимую переписку. Были случаи, когда в городе не было и приказного человека.
Большинство изб представляли собой небольшие учреждения. Только в некоторых были сравнительно крупные штаты приказных людей. Так, в 40-х годах в Новгородской съезжей избе работало 25 человек, в Псковской -- 21, в Астраханской -- 20, в Нижегородской и Тобольской -- по 16. Более чем в 40 избах сидело только по одному подьячему. Наиболее типичными для этого времени были избы со штатами от двух до пяти человек.
Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную часть. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на 2 - 3 года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работающих в приказных избах. Подьячие с приписью назначались обычно из подьяческого состава того приказа, в ведении которого находился данный город. Всего городов, в которые на протяжении XVII в. посылались дьяки и подьячие с приписью, было не более 45. В большинстве приказных изб не было ни дьяков, ни подьячих с приписью, а лишь местные подьячие.
Количество городовых дьяков было невелико (приложение 1). В 1626 г. их было 16 человек, в 1633 г. - 24, в 1646 г.- 21. Еще меньшим было количество подьячих с приписью (от 5 до 14 человек). И те и другие являлись товарищами воевод, что оговаривалось в грамотах и наказах. В первой половине века верхушка дьячества -- думные дьяки -- в города не посылались.
В литературе высказывалась точка зрения о том, что существовали специально городовые дьяки, работавшие только в городах. Она была вызвана тем, что ряд дьяков чаще, чем другие, посылался из Москвы на места. Так, С.К.Богоявленский выделяет сибирских дьяков В.Е.Атарского и С.Е.Ельчукова. С этим нельзя полностью согласиться, так как оба названные дьяки не только бывали на службе в городах других районов, но и несли её и в Москве. Службу на местах прошло большинство приказных дьяков, особенно часты были направления в города молодых дьяков, недавно пожалованных в чин. В наиболее крупные города назначались по два дьяка. Таких городов в первой половине века было от четырех до шести (Астрахань, Новгород, Псков, Севск, Смоленск, Казань), так как состав городов с двумя дьяками иногда менялся. В некоторых городах наличие двух дьяков бывало эпизоотическим и связанным с временными причинами. Так, в Томск они назначались только с 1629 по 1634 годы. Даже в такие крупные центры, как Псков и Новгород, в отдельные годы направлялось по одному дьяку.
В города менее крупные посылалось по одному дьяку. Например,
постоянной была посылка одного дьяка в Архангельск, Нижний Новгород, Свияжск, Якутск, где имелись сравнительно крупные избы. В ряд городов посылка дьяков была нерегулярной, в том числе в Верхотурье, Вязьму, Вятку, Енисейск, Калугу, Кострому и др. Так, с 1654 г. в Вязьму и вовсе перестают посылаться.
В городах меньшего размера находились подьячие с приписью, игравшие при воеводах ту же роль, что и дьяки («в дьячье место»), т. е. являлись воеводскими товарищами. Бывали, однако, случаи, когда в одном и том же городе в разные годы имели место назначения то дьяков, то подьячих с приписью. В том числе на Устюг дьяки назначались в 1616 - 1619, 1633 -1634 годах, в остальные же годы во главе Устюжской приказной избы стояли подьячие с приписью. В Калуге дьяков находим в 1614 - 1619 и 1622 - 1626 годах. Далее же посылка туда дьяков была прекращена. В городах, значение приказных изб которых повышалось, наоборот, имела место постепенная замена посылок подьячих с приписью назначением дьяков. Так, в Енисейске дьяки начинают назначаться с 1658 г. и т. д.
Нередко вопрос о том, посылать ли в тот или иной город дьяка или подьячего с приписью, решался в Москве не только в связи с рангом города, но и с чином назначавшегося туда воеводы. [6]
Как правило, дьяки и подьячие с приписью сменялись одновременно с воеводами, т. е. через 2--3 года, но бывали случаи и более длительной в городах этой приказной категории. Особенно часто это имело место для подьячих с приписью. Так, в Тверской приказной избе С. Лобков находился в течение 20 лет, с 1635 г. по 1655 г., первоначально в качестве подьячего с приписью, позднее - дьяка.
Подьячие с приписью назначались обычно из подьяческого состава того
приказа, в котором ведался данный город. В 1627 г. они назначались из Разряда, четвертей и Казанского дворца. Значительно реже было назначение подьячих с приписью из состава местных подьячих. Главным образом это практиковалось в районах, подведомственных Казанскому и Сибирскому приказам. В 1630 г. 9 подьячих с приписью было определено в понизовые города непосредственно из Казани. В Сибири, где подьячие приказных изб были тесно связаны с таможенными подьячими, имелись единичные случаи назначения последних приписными. В 1656 г. в Верхотурье в качестве подьячего с приписью был определен таможенный подьячий Ф. Каменский. Бывали случаи, когда подьяческая служба ограничивалась только службой в городах «с приписью».
Количество подьячих с приписью в первой половине века было невелико и
непостоянно. Приведенные данные в приложении 2 конкретные данные по городам явно не полны и скорее свидетельствуют об общей тенденции на уменьшение этой группы, чем о ее реальных размерах. В 1627 г. в города было послано 23 приписных подьячих, из них только в понизовые города -- 8 человек. В 1630 г. их было 20 человек.
Всего городов, в которые на протяжении
XVII в. посылались дьяки и подьячие
с приписью было не более 45. Таким
образом в большинстве
В 40-х годах количество городовых подьячих по неполным данным насчитывалось около 474 человек (приложение 3). Если учесть, что в таблице нет сведений по 85 городам, то из расчета средней величины штатов приказных изб общее количество подьячих составляло примерно 748 человек (см. также оговорку в примеч. 2 к приложению 3). Следует сказать, что эпидемия 50-х годов затронула и личный состав местных учреждений. Так, например, в 1659 г. из Нижнего Новгорода сообщали, что из бывших в ней «до мору» старых подьячих значительная часть умерла «в моровое поветрие». Поэтому понятно некоторое уменьшение для середины века и числа местных подьячих.
В отличие от присылавшихся из центра дьяков и подьячих с приписью местные подьячие первой половины XVII в. являлись постоянной частью штатов съезжих изб и были тем основным ядром администрации, которая должна была проводить политику правительства на местах. Выйдя из рядов местного населения, они лучше воевод и дьяков разбирались в местной специфике. В то время особенностью комплектования подьяческих кадров съезжих изб центральных и северных городов было то, что оно велось на тех же основах, что и комплектование кадров писчих дьячков губных и земских учреждений, т. е. путем выбора и найма. В результате подьячие становились в определенную зависимость от выборщиков и нанимателей в большей степени, чем от воеводы. Практика выборов приводила к значительному проникновению в среду подьячих выходцев из тяглых слоев, что противоречило положению подьяческой группы как служилой.
Подобное положение на местах шло вразрез с основной линией правительственной политики, направленной на создание местных учреждений приказного типа, личный состав которых находился бы в непосредственном подчинении воевод как представителей центральной власти. Требования о таком формировании подьяческих кадров, когда каждое значение контролировалось бы соответствующим приказом, а сами они находились на государственном жалованье, ясно прослеживается в грамотах Разрядного приказа. Однако для первой половины века, с постоянным недостатком подготовленных для подьяческой службы людей, провести эти требования в жизнь Разряду фактически не удавалось.
Исключением являлись приказные избы сибирских городов и вновь построенных крепостей на южной границе, в которых земские традиции отсутствовали или были слабее. В них формирование подьяческого состава приказных изб происходило в основном по указанному Разрядом пути.
Наряду с четко оформленной государственной службой подьячих приказных изб в Сибири находим некоторые промежуточные виды подьяческой
службы, разные для ее западной и восточной частей. Так, особой формой этой службы в Западной Сибири были слободские дьячки или подьячие. В 1645-1646 гг. известно четверо подобных подьячих, находившихся в Нижней и Верхней Ницынских, Чубаровской и Киргинской слободах Тобольского уезда. Слободские подьячие по своему характеру (выбору и найму) приближались к таможенным, но уже в первой половине века наблюдалась стойкая тенденция перевода их на государственное содержание, что делалось в значительной степени по настоянию населения в связи с тяжестью для него найма.
В районах страны с нерусским населением вырабатывались особые формы управления, учитывающие как языковые, так и бытовые особенности этого населения. Для Сибири они ограничивались введением в состав приказных изб особых толмачей (в основном русских служилых людей, знавших местный язык). В приказных же избах городов ведения приказа Казанского дворца, кроме толмачей, имелись особые подьячие, занимавшиеся делами местного населения.