Материальная ответственность работника за ущерб, причинённый нанимателю

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования, проводимого в данной курсовой работе, является раскрытие понятия материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю, определение условий материальной ответственности работников, рассмотрение видов материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю, а также особенности определения размера ущерба и порядка возмещения ущерба, причинённого нанимателю.
Исходя из цели курсовой работы, в ней реализуются задачи:
- рассмотрение понятия материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю;
- исследование основных положений о материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю;
- исследование особенностей различных видов материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю;
- рассмотрение положений об определении размера ущерба и порядке возмещения ущерба, причинённого нанимателю.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие, содержание и цели материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю…………………………..5
Глава II. Виды материальной ответственности.
2.1 Полная материальная ответственность………………………………10
2.2. Ограниченная материальная ответственность………………………23
Глава III. Определение размера ущерба и порядок его возмещения.
3.1 Определение размера ущерба, причинённого нанимателю…………27
3.2. Порядок возмещения ущерба, причинённого нанимателю…………34
Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованных источников и литературы…………………………41
Приложения…………………………………………………………………….44

Работа содержит 1 файл

Материальная ответственность работников за ущерб.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

      В случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств.

    Размер  процентов определяется исходя из учётной  ставки Национального банка Республики Беларусь и применяется с даты совершения вреда и по дату его  обнаружения. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки (ревизии).

    В случае если вред, причинённый организации незаконным пользованием её денежными средствами, частично возмещён лицом, его причинившим, проценты, начисленные на сумму этих средств, исчисляются исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей на дату составления акта проверки (ревизии), в зависимости от количества дней, в течение которых лицо, причинившее вред, должно было его возместить. Размер вреда определяется следующим органами и организациями:

    1) осуществляющими ведомственный  контроль республиканскими органами  государственного управления, иными  государственными организациями,  подчинёнными Правительству Республики  Беларусь, местными исполнительными  и распорядительными органами, в ведении (подчинении) которых находятся или в состав которых входят организации;

    2) иными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии  с актами законодательства осуществлять  проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций;

    3) государственными юридическими  лицами, имуществу которых причинён  вред.

    Факт  причинения вреда работником негосударственной  организации и его размер определяются государственными контролирующими  органами, нанимателем (например, в ходе инвентаризации), ревизором или аудитором.

    Размер  вреда определяется при выявлении  в ходе проверок (ревизий) следующих  фактов:

    - хищения, повреждения (порчи), недостачи,  умышленного уничтожения и утраты  государственного имущества;

    - необоснованного временного использования денежных средств вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного их получения или сбережения в установленные законодательством или договором сроки;

    - необеспечения взимания арендной платы за сданные организацией в аренду, в том числе без заключения договора аренды, земельные участки, водные объекты, природные ресурсы, общественные, административные, переоборудованные производственные здания, помещения и сооружения, оборудование, транспортные средства, а также производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности;

    - неуплаты организации арендаторами  или иными пользователями коммунальных  и других видов услуг в случаях, если такая уплата предусмотрена договором аренды или законодательством;

    - хищения, недостачи, расходования  с нарушением законодательства  и излишней выплаты денежных  средств (в том числе иностранной  валюты);

    - хищения или недостачи всех  видов билетов, талонов, абонементов и других документов, предназначенных для расчётов за услуги;

    - хищения или иной недостачи  ценных бумаг;

    - хищения, недостачи, умышленного  уничтожения или порчи товарно-материальных  ценностей, полученных государственным  юридическим лицом в порядке  иностранной безвозмездной помощи;

    - отчуждения государственного имущества  ниже стоимости, определённой  в соответствии с законодательством.

    Согласно  Инструкции №39/69 определение размера  причинённого государственному имуществу  вреда осуществляется следующим  образом. Если утраченное государственное имущество относится по установленной законодательством классификации к основным средствам:

    - по первоначальной (восстановительной)  стоимости в соответствии с  правилами переоценки стоимости  основных средств на дату составления акта проверки (ревизии) о взыскании вреда за вычетом фактически произведённых амортизационных отчислений по данному имуществу;

    - в размере 10% от первоначальной  стоимости с учётом произведённых  переоценок и корректировки на  коэффициент изменения стоимости на дату составления акта проверки (ревизии), но не ниже ликвидационной стоимости в случае стопроцентного начисления амортизационных начислений.

    Если  утраченное государственное имущество  относится к сырью, материалам и  другому аналогичному имуществу (товарно-материальным ценностям):

    - по стоимости приобретённого  организацией имущества, идентичного  утраченному, на дату составления  акта проверки (ревизии);

    - при отсутствии у организации указанного имущества или если стоимость имущества, идентичного утраченному, меньше цен, сложившихся на товарном рынке Республики Беларусь,- исходя из сформированных иными продавцами цен на имущество, идентичное утраченному организацией, на дату составления акта проверки (ревизии), если иное не установлено законодательством;

    - при отсутствии вышеперечисленного имущества – исходя из сформированных иными продавцами цен на имущество, аналогичное утраченному организацией.

    Если  утраченное государственное имущество  относится к отдельным предметам  – в составе средств в обороте  за вычетом потери стоимости в период эксплуатации в соответствии с законодательством на дату составления акта проверки (ревизии).

    Если  утраченное государственное имущество  относится к готовой продукции  или товарам для продажи – по ценам, установленным организацией для продажи идентичного или аналогичного имущества, которое было утрачено (но не ниже себестоимости), товарам для продажи на дату составления акта проверки (ревизии).

    Определение размера возмещения вреда осуществляется комиссией по инвентаризации, образуемой организацией (далее – комиссия), в соответствии с законодательством.

    Комиссия  осуществляет определение идентичности или аналогичности имущества, выбор обоснованного значения цены с использованием информации о ценах на имущество из средств массовой информации, прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных периодических и (или) официальных изданий, а также с использованием сведений о стоимости производства аналогичных видов имущества от организаций-изготовителей (с учётом расходов по приобретению, доставке, монтажу и установке) и сведений об уровне цен, поступивших от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на аналогичное или идентичное имущество.

    Размер  возмещения вреда организации, являющейся коммерческой, подлежит увеличению на сумму налогов, подлежащих уплате организацией при выбытии имущества вследствие утраты, хищения, повреждения (порчи), недостачи в порядке, установленном законодательством.

    Определение размера вреда в виде ухудшения  характеристики государственного имущества, в том числе и в случае его разукомплектования, расходования с нарушением законодательства или повреждения, порчи, при которых по решению организации возможно восстановление характеристик имущества, осуществляется исходя из стоимости указанного восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т.п.).

    Особый  порядок Инструкция №39/69 предусматривает  для определения размера ущерба в случае, если утраченное имущество  было получено организацией в виде иностранной безвозмездной помощи.

    Согласно  Инструкции №39/69 при невзыскании, занижении, недовзыскании арендной платы за сданные организацией в аренду, в том числе без заключения договора аренды, земельные участки, водные объекты, природные ресурсы, общественные, административные, переоборудованные производственные здания, помещения и сооружения, оборудование, транспортные средства, находящиеся в государственной собственности, размер вреда определяется в соответствии с суммой, установленной договором либо законодательством.[10]

    При неуплате организации арендаторами или иными пользователями коммунальных и иных видов услуг размер вреда определяется исходя из тарифов, установленных законодательством на дату составления акта проверки (ревизии). При хищении, недостаче, расходовании с нарушением законодательства ил излишней выплате иностранной валюты сумма вреда рассчитывается в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату составления акта проверки (ревизии).

    При хищении или недостаче всех видов  билетов, талонов, абонементов и  других документов, предназначенных для расчетов за услуги, размер вреда определяется исходя из номинальной стоимости, указанной на аналогичном документе, на день составления акта проверки (ревизии). При недостаче или хищении квитанций, выдаваемых нарушителю при взимании штрафа в соответствии со ст.10.3 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь на месте совершения административного правонарушения, размер вреда определяется исходя из максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующими статьями кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, на день составления акта проверки (ревизии).

    При отчуждении государственного имущества  ниже стоимости, определённой в соответствии с законодательством, размер вреда  определяется как разница между стоимостью, по которой имущество было реализовано.

    При завышении стоимости фактически оплаченных строительно-монтажных  и ремонтных работ вред определяется в размере выявленного завышения  и процентов, начисленных на сумму  выявленного завышения. Размер процентов определяется исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и применяется с даты причинения вреда и по дату его обнаружения. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки (ревизии).

    Вред (за исключением денежных средств) подлежит возмещению в размере, определяемом на день вынесения решения о его  возмещении, с увеличением (при возмещении в последующие периоды) этого  размера  на коэффициент инфляции последнего индекса потребительских цен, установленного Министерством статистики и анализа Республики Беларусь на день вынесения указанного решения. Этот коэффициент рассчитывается за период (исчисляемый в месяцах), в течение которого лицо, причинившее вред, обязано было его возместить.

    Днем  вынесения решения о возмещении вреда следует считать день месяца, в котором был составлен акт  проверки (ревизии).

    Согласно  трудовому законодательству размер возмещения ущерба, причинённого по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учётом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Если ущерб причинён совместно несколькими лицами, то может наступить долевая либо солидарная ответственность.

    Законодательством может быть установлен особый порядок  определения размера ущерба, в том числе в кратном исчислении, если он причинён хищением, умышленной порчей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер ущерба превышает его номинальный размер.(постановление 39/69) 
 
 

Раздел 3.2 Порядок возмещения ущерба, причинённого нанимателю. 

       

     Порядок возмещения ущерба зависит от его размера и волеизъявления работника, некоторых иных обстоятельств. Можно выделить два основных порядка возмещения материального ущерба, причинённого работником нанимателю: добровольный и принудительный. Принудительный порядок предполагает различные способы взыскания ущерба: путём удержания по распоряжению нанимателя из зарплаты работника; через исполнительную надпись нотариуса и судебный.

     Если работник добровольно не возместит ущерб (ст.401 ТК), то в соответствии с законодательством допускается принудительный порядок его возмещения, который можно подразделить на два вида – внесудебный и судебный.

     Внесудебный порядок предусмотрен  для случаев возмещения ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника. Согласно ч.1 ст.408 ТК возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению нанимателя путём удержания из заработной платы работника. Распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее двух недель после обнаружения причинённого работником ущерба и обращено к исполнению не ранее десяти дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством. Поскольку в этом случае действует внесудебный порядок рассмотрения вопроса о возмещении ущерба, суд должен отказать в принятии искового заявления, если не истёк двухнедельный срок для издания нанимателем распоряжения об удержании из заработной платы работника.

Информация о работе Материальная ответственность работника за ущерб, причинённый нанимателю