Локальные нормативные акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:22, реферат

Описание работы

Локальные нормативные акты (далее - ЛНА) являются одной из разновидностей
правовых норм. Это нормативное предписание, принимаемое на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующее их внутреннюю жизнь, то есть носящее конкретизирующий, детальный характер.

Работа содержит 1 файл

трудовое.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Правила должны быть разработаны в соответствии с Кодексом и распространяться на всех работников предприятия (ст. ст. 15, 56 ТК РФ).

Необходимо  также отметить, что законы, которые устанавливают специфические требования к определенным видам деятельности, а также уставы предприятий оказывают специфическое влияние на формирование локальных актов (в том числе и на Правила внутреннего трудового распорядка). Например, частной детективной и охранной деятельности.

Перечислим, в каких статьях Трудового  кодекса оговорены отдельные  положения Правил:

- основные  права и обязанности работника  и работодателя (ст. 21 и ст. 22 ТК  РФ);

- режим  рабочего времени (ст. 100 ТК РФ);

- перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

- порядок  введения суммированного учета  рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);

- время  предоставления перерыва для  отдыха и питания и его конкретная  продолжительность (ст. 108 ТК РФ);

- предоставление  выходных дней в различные  дни недели в организациях, приостановка  работы в которых в выходные  дни невозможна (ст. 111 ТК РФ);

- предоставление  ежегодного дополнительного оплачиваемого  отпуска работникам с ненормированным  рабочим днем (ст. 119 ТК РФ);

- порядок,  место и сроки выплаты заработной  платы (ст. 136 ТК РФ);

- виды  поощрений (ст. 191 ТК РФ).

в Правилах внутреннего трудового распорядка охранного предприятия работники  будут поделены, по крайней мере, на две категории:

- работающие  по режиму пятидневной рабочей недели;

- работающие  в смену.

Для тех, кто работает по режиму пятидневной  рабочей недели, может быть установлен, например, такой режим работы:

- начало  работы в 09-00;

- окончание  работы в 18-00;

- обеденный  перерыв с 13-00 до 14-00.

Для тех, кто работает в смену, может быть установлен, например, такой режим  работы:

- начало  работы в 08-00;

- окончание  работы в 08-00 следующего дня;

- обеденный  перерыв с 13-00 до 15-00;

- технологические  перерывы через каждые 3 часа по 10 мин.

Здесь при составлении режима необходимо обязательно проработать все варианты охраны с оружием и порядок передачи оружия в соответствии с приказами органов (МВД России), контролирующих эту часть деятельности охранных предприятий.

Отметим, что Правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Правила должны содержать раздел "Рабочее  время", который может включать следующие составные элементы:

- вид  и продолжительность рабочей недели;

- продолжительность  ежедневного рабочего времени;

- график  рабочего дня;

- работа  в ночное время;

- работа  в выходные и праздничные дни;

- работа  за пределами нормальной продолжительности  рабочего времени.

В соответствии с Правилами работник должен выполнять трудовые обязанности в течение рабочего времени. В него включаются не только периоды, когда работник непосредственно исполняет трудовые функции. Эти периоды стороны определяют сами. Например, время приема-передачи смены, получение оружия и т.д.

Положение об оплате труда также должно быть разработано в соответствии с  Трудовым кодексом. Однако, как и  в случае с Правилами внутреннего  трудового распорядка, отраслевые законы могут устанавливать специфические  требования к видам деятельности.

В Положении  организация должна прописать систему  оплаты и стимулирования труда, в  том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и  нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст. 135 ТК РФ). Как было замечено выше, условия оплаты труда, определенные локальными нормативными актами, не могут ухудшать положения работников по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом и иными нормативно-правовыми актами.

Должностные оклады (тарифные ставки) администрация устанавливает в соответствии с должностью и квалификацией работника и с утвержденным штатным расписанием. Штатное расписание, по сути, является неотъемлемой частью Положения об оплате труда, о которой мы расскажем чуть ниже.

В Положении  необходимо предусмотреть порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

При формировании Положения работодателю следует  установить конкретные размеры повышенной оплаты труда. Это необходимо для случаев выполнения работы в условиях, отличающихся от нормальных. Например, в повышенном размере должна производиться:

- оплата  труда работников, занятых на  тяжелых работах, работах с  вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

- оплата  труда работников, занятых на  работах в местностях с особыми  климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);

- оплата  труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

- оплата  труда в выходные и нерабочие  праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);

- оплата  сверхурочных работ (ст. 152 ТК РФ).

Штатным расписанием называется внутренний акт организации, в котором зафиксирована  ее структура, штатный состав и штатная  численность. В нем содержится перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание - документ обезличенный, в нем указываются не конкретные работники, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудники же назначаются на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.

Если  у компании есть филиалы или представительства, то она может сделать либо одно штатное расписание на организацию, либо на каждое подразделение свой документ. Руководитель филиала действует, как правило, по доверенности, выданной гендиректором головной фирмы. Таким образом, полномочия начальника утверждать штатное расписание в филиале могут быть закреплены в этой доверенности или в учредительных документах организации.

Аргумент  в суде

Основное  назначение штатного расписания состоит  не только в том, чтобы напоминать кадровой службе, сколько у нее  остается вакансий (в случае необходимости  приема новых работников штатное  расписание можно изменить или дополнить), а еще и в том, чтобы в случае увольнения какого-либо работника по ст. 2 ст. 81 Трудового кодекса (сокращение численности или штата работников) иметь возможность доказать в суде, что у организации не было возможности трудоустроить этого работника, что увольнение было законным и не была нарушена норма о преимущественном праве на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ).

Отметим, что даже в небольших организациях зачастую возникает необходимость  в увольнении работников по указанной  норме, и в случае возникновения  трудового спора судья первым делом потребует штатное расписание. Если выясняется, что у ответчика такого документа нет или он составлен в спешке специально для этого суда и не отражает реальной численности и профессиональной специализации работников, то выиграть такой спор ответчику будет очень сложно.

Должность реальная или виртуальная

Еще один актуальный вопрос при составлении  штатного расписания впервые: отражать ли в нем только те должности, которые  есть на предприятии в данный момент, или можно предусмотреть штатные единицы на ближайшее будущее? Разумеется, предусматривать вакансии необходимо, поскольку работодатель не может принимать новых работников, если в штатном расписании нет вакантных должностей.

Все работающие в организации сотрудники, должности  которых предусмотрены штатным расписанием, являются штатными работниками. Причем штатными будут считаться и те, для кого это основное место работы, и совместители, если их должность есть в расписании.

Изменения в штатном расписании

Штатное расписание изменяется в соответствии с приказом руководителя организации. Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т.п. в трудовом законодательстве РФ есть отдельные процедуры, которые также предполагают трансформацию штатного расписания. Например, при изменении (сокращении) численности или штата работников (ст. 180 ТК РФ). При этом издается приказ о внесении изменений в штатное расписание (см. пример 3), который вместе с утвержденным и подписанным оригиналом и новым расписанием может служить доказательством того, что сокращение действительно произошло. С изменениями в штатном расписании необходимо ознакомить тех работников, которых это касается.

Форма штатного расписания унифицирована (N Т-3) и утверждена Постановлением Госкомстата  России от 05.01.2004 N 1. В организации штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным лицом.

Понятие и порядок заключения коллективных договоров

В современных  условиях возросла регулятивная роль коллективного договора. Он является наиболее значимой формой социального партнерства. Коллективный договор - это "правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей". В этом определении указаны стороны и содержание коллективного договора как главного правового акта, регулирующего широкий круг социально-трудовых отношений на локальном уровне (ст. 40 ТК РФ).

     Коллективные  договоры являются нормативными соглашениями, принимаемыми в результате проведения коллективных переговоров. Они содержат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, отнесенные к предмету трудового права, и признаются источниками трудового права.

     Коллективный  договор может заключаться в  организации, ее филиалах и представительствах. Организационно-правовые формы организаций, штатная численность, ведомственная подчиненность не влияют на возможность заключения коллективного договора.

     Коллективный  договор - это двусторонний акт. Сторонами  коллективного договора являются работники организации, от имени которых выступают их представители, и работодатель, представителем которого является руководитель организации. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве представителем работодателя выступает руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем (ч. 5 ст. 40 ТК РФ). В настоящее время, как и раньше, наиболее типичная форма представительства - профсоюзы. Работники, не вступившие в члены профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. Если же профсоюзная организация не создана, то работники могут поручить представлять их интересы иному представителю. При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Создание единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

     При разработке и принятии коллективного  договора сторонам следует руководствоваться  основными принципами социального партнерства (ст. 24 ТК). Трудовой кодекс РФ не определил порядок принятия коллективного договора, а лишь предусмотрел в ст. 42, что "порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами". Следует заметить, что Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривает принятие коллективного договора на общем собрании работников.

     Инициаторами  проведения коллективных переговоров вправе выступить представители работников или работодателей. Инициатор переговоров посылает другой стороне уведомление в письменной форме с предложением о начале переговоров. Представители стороны, получившие уведомление, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Порядок ведения коллективных переговоров указан в ст. 37 ТК РФ. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, которые являются участниками указанных переговоров. Кодекс закрепил обязанность сторон предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Информация о работе Локальные нормативные акты