Локальное регулирование трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы связана с тем, что в результате конкретизации и детализации формируется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реализацию общих принципов и норм на уровне хозяйствующего субъекта.
Государство со своей стороны не предписывает специального поведения для хозяйствующего субъекта, оно лишь формирует правила, так сказать устанавливает рамки, которым это поведение должно подчиняться.
Локальное нормотворчество имеет характерную особенность: по своему содержанию оно распространяется лишь на определенных участках общественных отношений. Обладая конкретизирующим свойством, оно компенсирует несовершенство законодательства.
Целью настоящего исследования является анализ правового понятия локального нормативного правового регулирования, определение субъектов правотворчества и правоприменения на уровне организации.
Задачами работы являются:
- определение понятия, значения, роли и функций локального нормативного правового акта и его места в системе источников трудового права в новых социально-экономических условиях;
уточнение предмета локального нормативного регулирования трудовых отношений и сферы его действия;
выявление соотношения локальных нормативных актов с трудовым законодательством;
характеристика содержания локальных нормативных актов, принимаемых работодателем в установленном порядке;
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере принятия локальных нормативных актов.
Предметом исследования являются нормы трудового права, регулирующие порядок принятия локальных нормативных актов, а также сами локальные акты.
Методологическую основу работы составляют положения Конституции Российской Федерации о правах граждан в сфере труда; нормы и принципы международного трудового права, в частности о праве на свободу объединения и действенном признании права на ведение коллективных переговоров, о коллективных договорах и содействии их заключению; положения общей теории права и теории трудового права.
В своей работе автор опирался на современные методы познания, разработанные философской наукой и апробированные юридической практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный и структурный анализ, сравнительный, исторический и социологические методы.

Работа содержит 1 файл

намёточки.docx

— 83.15 Кб (Скачать)

     Итак, разработка и принятие коллективных договоров и соглашений осуществляется в рамках социального партнерства.

     Коллективный  договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в  организации и заключаемый работниками  и работодателем в лице их представителей.

     При недостижении согласия между сторонами  по отдельным положениям проекта  коллективного договора в течение  трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать  коллективный договор на согласованных  условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

     Неурегулированные разногласия могут быть предметом  дальнейших коллективных переговоров  или разрешаться в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами.

     Коллективный  договор может заключаться в  организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

     При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении  организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это  работодателем.34

     Данное  в статье 40 ТК РФ определение коллективного  договора соответствует положениям международных документов в сфере  труда, в частности Рекомендации МОТ № 91 «О коллективных договорах» (1951).35

     Коллективный  договор является нормативным соглашением, т.е. актом, который заключается в  договорном порядке, но наряду с конкретными  обязательствами содержит нормы  права.

     В определении, данном в ч. 1 статьи 40 ТК РФ, подчеркивается нормативный характер этого правового акта. Основная его  задача – регулирование социально-трудовых отношений.

     Под социально-трудовыми отношениями  в контексте данной нормы понимаются общественные отношения, входящие в  предмет трудового права, а также  связанные с социальным обслуживанием  работников в широком смысле (дополнительное социальное страхование, медицинское  обслуживание, обеспечение жильем и  т.п.).

     Наряду  с нормативными положениями коллективный договор содержит обязательственную  часть – конкретные обязательства  работодателя по обеспечению нормальных условий труда.36

     В отличие от ранее действовавшего законодательства Трудовой кодекс закрепляет модель «единого коллективного договора»: в организации независимо от количества представительных органов (профсоюзов и профсоюзных организаций) заключается  один коллективный договор, распространяющий свое действие на всех работников данной организации. Такой подход в полной мере соответствует международным  стандартам в сфере социального  партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников.

     При недостижении согласия по отдельным  положениям проекта коллективного  договора в течение 3 месяцев с  момента начала коллективных переговоров  стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий, фиксирующий положения, по которым  стороны не смогли прийти к согласию.

     Очевидно, что это правило установлено  для того, чтобы четко разграничить согласованные и несогласованные  условия коллективного договора и не задерживать его подписание (а, следовательно, и предоставление работникам предусмотренных им льгот, преимуществ, норм, устанавливающих  условия труда).

     Неурегулированные разногласия после подписания коллективного  договора могут быть предметом дальнейших переговоров либо предметом коллективного  трудового спора.

     Вопрос  о выборе способа урегулирования разногласий должен решаться по соглашению сторон. Если стороны не достигли соглашения либо работодатель (его представители) уклоняется от продолжения коллективных переговоров, необходимо перейти к  проведению примирительных процедур.

     Коллективный  договор может заключаться как  на уровне организации в целом, так  и на уровне обособленных структурных  подразделений. При этом необходимо помнить, что в любом случае стороной коллективного договора выступает  работодатель, т.е. организация.

     Содержание  и структура коллективного договора определяются сторонами, которыми являются представители работников и работодателей. (О представителях уже достаточно подробно рассказывалось в п. 1 данной работы)

     В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

     – формы, системы и размеры оплаты труда;

     – выплата пособий, компенсаций;

     – механизм регулирования оплаты труда  с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

     – занятость, переобучение, условия высвобождения  работников;

     – рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

     – улучшение условий и охраны труда  работников, в том числе женщин и молодежи;

     – соблюдение интересов работников при  приватизации организации, ведомственного жилья;

     – экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

     – гарантии и льготы работникам, совмещающим  работу с обучением;

     – оздоровление и отдых работников и членов их семей;

     – контроль за выполнением коллективного  договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность  сторон, обеспечение нормальных условий  деятельности представителей работников;

     – отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного  договора;

     – другие вопросы, определенные сторонами.

     В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться  льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные  по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.37

     В коллективный договор включаются нормативные  положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в  коллективном договоре.

     Соглашение  – правовой акт, устанавливающий  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый  между полномочными представителями  работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в  пределах их компетенции.38

     Соглашение  в отличие от коллективного договора заключается на других уровнях социального  партнерства – федеральном, региональном, территориальном, отраслевом.

     Соглашение  заключается работодателями, объединенными  в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах  представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное  финансирование из бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления, который выступает в качестве представителя работодателей (одного из представителей работодателей) (ч. 6 ст. 35 ТК РФ).

     Другой  стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и  их объединения.

     Соглашение  в соответствии со статьей 45 ТК РФ устанавливает  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

     Приведенное определение, к сожалению, не в полной мере согласуется с теорией и  практикой коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений. Общие принципы регулирования отношений, входящих в предмет трудового  права, устанавливаются на уровне федерального закона (ст. 2 ТК РФ), субъекты социального  партнерства не могут решать таких  важных вопросов. На практике соглашения в зависимости от уровня заключения устанавливают либо конкретные условия  труда соответствующих категорий  работников, либо общие обязательства  сторон по обеспечению определенных трудовых прав и гарантий.

     В отличие от коллективного договора, соглашение наряду с социально-трудовыми  может регулировать и экономические  отношения. Это понятие в ст. 45 ТК РФ не раскрыто.

     Соглашения  в зависимости от уровня и состава  участников могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются  на федеральном, региональном и территориальном  уровнях.

     Региональные  законы о социальном партнерстве  определяют виды соглашений, заключаемых  в соответствующем субъекте Российской Федерации, и их содержание. Например, Закон Красноярского края «О социальном партнерстве»39 предусматривает заключение Краевого трехстороннего соглашения, краевых отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений.

     Соглашения  могут быть двусторонними – заключаемыми работодателями и профессиональными  союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними – заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

     По  выбору сторон могут заключаться  иные соглашения, например профессиональные, отраслевые, территориальные.40

     Следует отметить, что ч. 10 статьи 45 ТК РФ предусматривает  возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы  и соглашения на уровне организации, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений». 

     2.3. Обжалование локальных  нормативных актов

     Важным  практическим вопросом для работников может стать вопрос о возможности  обжалования принятого работодателем  локального акта, если он, по мнению работников, ухудшает их положение по сравнению  с действующим законодательством  о труде. И здесь следует иметь  в виду, что представительный орган  работников в силу ст. 372 ТК РФ может  обратиться с жалобой в государственную  инспекцию труда или в суд.

     Правовым  основанием для проведения проверок соблюдения законодательства о труде  и охране труда является гл. 57 ТК РФ, Положение о федеральной инспекции  труда, утвержденное постановлением Правительства  РФ от 28 января 2000 г. № 78, Положение о  государственной инспекции труда  в субъекте Российской Федерации, утвержденное приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. № 65.

     Согласно  ст. 356 ТК РФ органы федеральной инспекции  труда осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением  в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

     Статьей 357 ТК РФ установлено, что государственные  инспекторы труда имеют право  беспрепятственно в любое время  суток при наличии удостоверений  установленного образца посещать в  целях проведения проверки организации  всех организационно-правовых форм и  форм собственности и соответственно запрашивать у работодателей  и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Информация о работе Локальное регулирование трудовых отношений