Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Трудовое право, являясь одной из важнейших отраслей права, играет первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников и работодателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Понятие и виды дисциплинарной ответственности……………………
Понятие, виды, правовой статус профсоюзов…………………………..
Задача………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

трудовое право.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

        Участие профсоюзов в отношениях  социального партнерства, установлении  условий труда в организации  через институт коллективного  договора и другие соглашения о труде должно стать основной, главной формой реализации защитной функции профсоюзов.

        Полномочия профессиональных союзов  в урегулировании коллективных  трудовых споров закреплены ТК  РФ и Законом РФ от 23 ноября 1995  г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"*(47). Здесь проявляется тесная взаимосвязь защитной и представительной функции профсоюзов.

        В литературе высказывается мнение  о том, что после образования  государственной инспекции труда  легализация инспекций профсоюзов (правовых и технических) не оправдана, т.к. они не имеют властных полномочий. Следует заметить, что интересы инспекций совпадают, а в случае массовых проверок государственной инспекции труда необходима помощь инспекций труда профсоюзов. Действующее законодательство указывает на необходимость их совместных действий.

        Статья 370 ТК РФ раскрывает право  профсоюзов на осуществление  контроля за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права. Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

        проводить независимую экспертизу условий труда;

        принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

        защищать права и интересы  членов профсоюза по вопросам  возмещения вреда, причиненного  их здоровью на работе;

        предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

        направлять работодателям обязательные  для рассмотрения предписания  об устранении выявленных нарушений;

        принимать участие в рассмотрении трудовых споров;

        принимать участие в разработке  законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

        обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении законов и иных  актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

        Профессиональные союзы, их инспекции  при осуществлении указанных  полномочий взаимодействуют с  государственными органами надзора  и контроля.

        Статьи 371 и 372 ТК РФ предусматривают порядок учета мнения профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Кодексом предусмотрены следующие случаи принятия работодателем решений с учетом мнения представительного органа работников организации:

        введение и отмена режима неполного  рабочего времени на срок до  шести месяцев в целях сохранения  рабочих мест в случае, если  изменения организационных или  технологических условий труда  могут повлечь за собой массовые  увольнения работников (ст. 73);

        увольнение работников, являющихся  членами профсоюза, по инициативе  работодателя (ст. 82);

        привлечение работников к сверхурочным  работам в определенных случаях  (ст. 99);

        составление графиков сменности  при сменной работе (ст. 103);

        привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в определенных случаях (ст. 113);

        утверждение графика отпусков (ст. 123);

        установление системы стимулирующих  выплат (ст. 144);

        установление размера повышенной  заработной платы при работе  в ночное время (ст. 154);

        введение, замена и пересмотр  норм труда (ст. 162);

        утверждение правил внутреннего  трудового распорядка (ст. 190);

        утверждение графика работы на  вахте при работе вахтовым  методом (ст. 301).

        Работодатель перед принятием  решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта.

        На наш взгляд, термин "функция  защиты" недостаточно полно отражает  ту многогранную деятельность, которую  призваны осуществлять профессиональные  союзы. Вряд ли можно считать  только "защитной функцией", например, участие профкома в разработке  положения о премировании работников или правил внутреннего трудового распорядка в организации. Поскольку деятельность профсоюзов выходит за рамки "защиты", представляется возможным говорить о функции "обеспечения прав и интересов работников".

        Трудовой кодекс РФ значительно ограничил работодателя и в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профкому предоставил право в более короткий срок защитить и восстановить через государственную инспекцию труда незаконно уволенного работника. В соответствии со ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

        Порядок учета мнения профсоюзного  органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ. Работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, служащих основанием для принятия указанного решения. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок или немотивированное (например, указано только "не согласен"), работодателем не учитывается. Если профсоюзный орган выразил несогласие, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

        Таким образом, используя право  представительства, профсоюз активно  реализует свою защитную функцию,  которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов работников.

        В разрешении коллективных трудовых  споров на всех этапах примирительных  процедур участвуют представители  спорящих сторон. В соответствии  со ст. 29 ТК РФ представителями  работников могут быть органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с уставами.

        Профсоюзы имеют право на организацию  и проведение забастовок. Возглавляющий  забастовку орган (соответствующий  орган профсоюза) вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

        Возглавляющий забастовку орган  вправе приостановить забастовку (ст.  411 ТК РФ).

        Кодексом установлена обязанность  органа профсоюза, возглавляющего  забастовку, немедленно информировать  участников забастовки о решении  суда по вопросу признания  забастовки незаконной.

        Профсоюзная организация, объявившая  и не прекратившая забастовку после признания ее незаконной, несет материальную ответственность. Она обязана по судебному решению возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, из своих средств в размере, определенном судом (ст. 417 ТК РФ).

 

       5. Заключение

 

       6. Список использованной литературы

      1. Трудовой кодекс Российской Федерации 00 декабря 0000 года N 000-ФЗ

      2. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.

      3. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"