Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:45, реферат
Каждый гражданин когда-нибудь, сталкивался с конфликтными ситуациями. И задавался вопросом о том, что делать и как защитить себя от таких ситуаций? По моему мнению, каждый человек должен знать и уметь защищать свои права без помощи юристов и юридических организаций. Каждый человек должен быть юридически грамотным и способным постоять за себя в юридическом конфликте.
В данной работе я постараюсь окунуться в проблемы коллективных споров и постараться найти сущность разрешения проблемы данных споров.
Выплата вознаграждения трудовым арбитрам осуществляется сторонами спора в равных долях, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением, и производиться в течение пяти дней после вынесения решения по спору.
4.7 Республиканский трудовой арбитраж
Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем, создаётся для:
1)рассмотрения коллективных трудовых споров, отнесённых к его компетенции настоящим Кодексом;
2)координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения?;
3)ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения квалификации);
4)методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража;
5)регистрации трудовых арбитражей;
6)ведения учёта коллективных трудовых споров, рассматриваемых трудовыми арбитражами, обобщения арбитражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения споров и подготовки предложений по их устранению.
К исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража при наличии условий, предусмотренных частью первой статьи 383 Трудового Кодекса Республики Беларусь, относятся коллективные трудовые споры:
1)в объединениях, подчинённых Правительству Республики Беларусь;
2)об исполнении коллективных договоров и соглашений;
3)в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку (часть третья статьи 388);
4)возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях;
По соглашению стороны могут обратиться в Республиканский трудовой арбитраж и в других случаях.
Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.
Положение о Республиканском трудовом арбитраже утверждает Президент Республики Беларусь. (статья 385 Трудового Кодекса Республики Беларусь)
Республиканский трудовой арбитраж является органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.
Председатель Арбитража назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.
Арбитры Арбитража
утверждаются Советом Министров
Республики Беларусь сроком на три
года по предложениям Министерства труда
Республики Беларусь, республиканских
объединений нанимателей и
Арбитрами Арбитража могут быть лица, обладающие специальными знаниями в области разрешения споров, за исключением: несовершеннолетних, недееспособных или ограниченных в дееспособности и привлекавшихся к уголовной ответственности.
Арбитры Арбитража, за исключением Председателя Арбитража и его заместителя, выполняют обязанности на нештатной основе.
Размер и порядок выплаты вознаграждения арбитрам определяется соглашением между сторонами спора и арбитрами. В случаях, когда стороны не могут достичь такого соглашения, размер вознаграждения устанавливает Председатель Арбитража либо его заместитель по соглашению с арбитрами.
Соглашение о размере и порядке выплаты вознаграждения арбитрам оформляется в письменной форме и заверяется соответствующими подписями и печатями.
Право на обращение в Арбитраж имеет каждая сторона коллективного трудового спора. Заявление в арбитраж подаётся в 5-дневный срок при несогласии одной из сторон спора с предложениями примирительной комиссии.
К заявлению в Арбитраж прилагаются:
· -протокол разногласий сторон при коллективных переговорах;
· -копия коллективного договора, соглашения или его проекта;
· -требования к нанимателю, утвержденные на общем собрании либо конференции членов профсоюза или работников;
· -предложения примирительной комиссии по спору;
· -иные материалы, имеющие значение для разрешения спора.
Вопрос о принятии
заявления к арбитражному производству
разрешается Председателем
Арбитраж может отказать в принятии заявления по следующим мотивам:
· -заявление не подлежит рассмотрению в Арбитраже;
· -сторонами спора не были проведены предусмотренные законодательством примирительные процедуры;
· -по данному спору имеется решение Арбитража, трудового арбитража;
· -заявителем пропущены сроки обращения в Арбитраж.
При наличии оснований Арбитраж вправе восстановить пропущенный срок обращения в Арбитраж по своей инициативе.
Заявление в Арбитраж может быть оставлено без движения, если оно подписано лицом, чьи полномочия не подтверждены соответствующим документом, или к заявлению не приложены необходимые документы.
После устранения
указанных недостатков
Споры интересов рассматриваются в составе трех арбитров - по одному от органов государственного управления, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.
Стороны спора по соглашению между собой и арбитрами могут сами выбирать арбитров из состава Арбитража. При не достижении сторонами соглашения арбитры назначаются Председателем Арбитража.
После принятия спора к арбитражному производству проводится подготовка к рассмотрению спора. В подготовительной стадии арбитражного производства арбитры осуществляют следующие действия:
· -изучают представленные заявителем материалы;
· -в необходимых случаях вызывают представителей сторон для выяснения обстоятельств спора;
· - разрешают с учетом мнения сторон вопрос о производстве экспертизы;
· - по согласованию со сторонами определяют размер и порядок оплаты расходов по разрешению спора;
· - совершают другие действия, направленные на обеспечение своевременного и правильного разрешения спора.
Арбитраж должен рассмотреть спор и вынести решение не позднее двухнедельного срока с момента принятия заявления к арбитражному производству.
Разрешение споров в Арбитраже осуществляется по принципу равенства сторон спора перед законом, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны либо когда Арбитраж удовлетворит ходатайство одной из сторон о рассмотрении спора в закрытом заседании.
Разрешение конфликта происходит в арбитражном заседании только при наличие обеих сторон спора. По ходу заседания каждая сторона имеет одинаковые возможности для предоставления доказательств в единственной целью, исчерпать спор. Также, возможно прохождение специальной экспертизы, для разъяснения споров требующих дополнительных разъяснений. Экспертиза назначается при достижении сторонами спора соглашения о возмещении расходов по ее проведению.
Окончательное решение арбитража проходит по принципу большинства. Также один из членов арбитража не согласный с остальными в праве изложить свое мнение.
Ответственность
лиц, виновных в неисполнении обязательного
для сторон коллективного трудового
спора решения трудового
4.8 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров
Прежде чем говорить о забастовке необходимо дать ее определение.
Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора .
Отказ работников от выполнения трудовых обязательств, должен проводиться не позднее 3-х месяцев, после отклонения, либо несогласия с решением арбитража и примирительной комиссии.
Перед началом забастовки необходимо провести общее собрание профсоюза и рабочих. Решение будет принято, если за нее проголосует 2/3 присутствующих. Так же необходимо сообщить работодателя в письменной форме о проведении забастовки, с указанием: перечня разногласий сторон, даты и времени начала забастовки, её продолжительность, количество участников, предложения по минимуму необходимых работ, выполняемому в организации во время проведения забастовки.
Так же запрещено, какое либо воздействие на желание человека участвовать или нет в забастовке.
В период прохождения забастовки необходимо соблюдать порядок и сохранности всех видов собственности находящихся рядом с местом забастовки.
В случае стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, а также массовых беспорядках Президент Республики Беларусь имеет право отложить проведение забастовки или приостановить её не более чем на 2-х месячный срок.
Забастовка прекращается, а её участники обязаны приступить к работе на следующий день после:
· -признания её незаконной в соответствии со статьёй 395 Трудового Кодекса Республики Беларусь.
· -получения письменного соглашения нанимателя удовлетворить требования.
· -принятия об этом решения общим собранием или конференцией в порядке, предусмотренной статьёй 379 Трудового Кодекса Республики Беларусь .
· -заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.
Забастовка признаётся незаконной, если её проведения было принято с нарушением требований Трудового Кодекса Республики Беларусь.
Стороны имеют
право заключить соглашение о
прекращении или
За работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата за всё время забастовки не сохраняется, а период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право на отпуск.
За работниками, отказавшимися в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности исполнить свои трудовые обязанности, заработная плата за всё время забастовки выплачивается в размерах не ниже установленных законодательством как за простой не по вине работника.
Заключение
В данном проекте были изучены проблемы возникновения конфликтов, их оценка, даны варианты решения и управления конфликтами.
После изучения данной темы становится понятно несовершенство правового законодательства, которое не в силах контролировать отношение между работодателем и работником в конкретной области трудовых отношений. Так же в стране существует целый ряд проблем производственного, управленческого и социально-экономического характера способствующих возникновению различных конфликтных ситуаций