Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:44, курсовая работа
Объектом исследования являются разногласия между субъектами трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.
Предмет исследования составляют:
- действующее трудовое законодательство Российской Федерации как система правовых норм, регулирующих трудовые отношения;
- практика рассмотрения трудовых споров в правоприменительной деятельности внесудебных и судебных органов.
Теоретическую основу исследования составляют юридическая литература по трудовому праву России.
Юридической базой работы явились нормы действующего гражданского, административного и конституционного отраслей российского права.
Содержание
Введение
Глава 1. Обусловленная характеристика трудовых споров.
1.1. Понятие трудовых споров;
1.2. Классификация трудовых споров;
1.3. Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров.
Глава 2. Порядок рассмотрения и разрешение трудовых споров.
2.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров;
2.2. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров;
Заключение
Список литературы
Приложение
При рассмотрении
трудовых споров суд применяет соответствующие
нормы не только трудового, но и гражданского
процессуального права и уголовного
права. Статьи 5.27-5.34 КоАП РФ, статьи 143,
145 УК РФ устанавливают ответственность
за нарушение в сфере трудовых отношений.
Статьи 22, 23, 24 ГПК РФ устанавливают подсудность
дел.
индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации и перспективы ее развития. - М.: «Права человека», 2004. - 196 с.
Согласно статистике Верховного суда Российской Федерации, удельный вес трудовых дел от всех гражданских дел, поступивших в суды общей юрисдикции, в 2000 году составлял 11,4%, в 2001 - 11%, в 2002 - 12,7%, в 2003 - 12,6%. там же Для того чтобы разгрузить суды общей юрисдикции, необходимо создать эффективную систему внесудебных органов по разрешению индивидуальных трудовых споров. Но как показало изучение практики КТС, этот орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров со своей задачей не справляется. Принципы ее деятельности нуждаются в реформировании. Основываясь на опыте эффективного внесудебного урегулирования трудовых конфликтов в странах Западной Европы, где Трудовой арбитраж рассматривает и индивидуальные трудовые споры (Служба консультации, примирения и арбитража (АКАС) в Великобритании, Институт "Фонд труда" в Испании и др.), можно сделать вывод о неизбежности распространения компетенции Трудового арбитража в России на индивидуальные трудовые споры. Об этом свидетельствуют как приведенные выше статистические данные по количеству коллективных и индивидуальных споров в их динамике, так и преимущества Трудового арбитража перед КТС.
Вывод
Таким образом, Трудовые споры классифицируются:
- по спорящему субъекту;
- по характеру спора;
- по виду спорного правоотношения.
Выяснение вида
трудового спора поможет
Во-первых - по спорящему субъекту все трудовые споры делятся на
индивидуальные и коллективные. Индивидуальные это споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.
В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и
законными интересами конкретного работника.
В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. Коллективные споры возникают: из правоотношений трудового коллектива с нанимателем (работодателем, его администрацией, в том числе и с вышестоящим.
Во-вторых - по характеру трудовые споры делятся:
- на споры о применении норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;
- на споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не регулированных законодательством.
Они могут
возникать из трудового
КЗоТ регулирует
порядок разрешения трудовых споров
работников с нанимателем по вопросам
применения трудового законодательства,
коллективного договора, а также других
соглашений о труде и об
установлении работнику новых или изменении существующих условий труда.
В-третьих - по виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделять на:
- споры из трудовых правоотношений;
- споры из правоотношений по трудоустройству
- споры из
правоотношений по надзору и
контролю за соблюдением
- споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру направления на повышение квалификации в другую местность;
- споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, оспаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;
- споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;
- споры из
правоотношений профкома с
- споры из
правоотношений трудового
- споры из
социально-партнерских
трудового спора,
важно правильно его
Глава 2.
Порядок рассмотрения
и разрешение трудовых
споров.
2.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Порядок рассмотрения
трудового спора - это установленная
для данного юрисдикционного органа
форма процесса разбирательства, начиная
с принятия заявления и кончая вынесением
решения по данному делу. Необходимо различать
порядок рассмотрения индивидуальных
трудовых споров в КТС, суде и вышестоящем
органе. Все эти органы могут осуществлять
правовосстанавливающие действия, но
в различном порядке. Большинство споров
из трудовых правоотношений по применению
трудового законодательства рассматриваются
в общем порядке, начиная с КТС, и если
КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор,
работник вправе перенести его на решение
в суд. Решение КТС может быть обжаловано
любой спорящей стороной в суд.
разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров». М., 2004.; Комиссия по трудовым спорам как орган досудебного разрешения индивидуального трудового спора: проблемы и противоречия. журн. «Третейский суд». 2004. № 3. С. 162.; Бондарев А.К. Трудовые споры: неурегулированные вопросы законодательства. Законодательство. М.: СПС «Гарант», 2003..
Некоторые специалисты полностью поддерживают этот институт в том виде, в котором он сейчас существует, другие считают возможным вернуться к прежней модели, когда КТС была обязательным досудебным органом, третьи утверждают, что принципы деятельности Комиссий не отвечают современным условиям, четвертые полагают необходимым заменить КТС другим, более действенным органом по досудебному рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Представители
судебных органов еще более категоричны
в своей оценке эффективности
КТС. Так, в результате проведенного
анкетирования судей (более 100 чел.), рассматривающих
трудовые споры, в том числе связанные
с обжалованием решений КТС, только 10%
из них положительно оценили ее деятельность.
У 20% судей юридическая компетентность
членов КТС и их независимость от работодателя
вызывает сомнение, при этом они ссылаются
на судебную статистику, которая свидетельствует,
что 80% дел, рассмотренных судами общей
юрисдикции, могли бы быть разрешены на
уровне КТС Шмелева Н.С. Практика разрешения
индивидуальных трудовых споров в Российской
Федерации и перспективы ее развития.
- М.: «Права человека», 2004. - 196 с.
решение будет
справедливым. Действительно, существует
определенная служебная зависимость
членов КТС от работодателя: карьерный
рост, уровень заработной платы и т.д. Нельзя
сбрасывать со счетов и то обстоятельство,
что в настоящее время имеются проблемы
с занятостью населения, поэтому опасение
потерять работу из-за обострения отношений
с руководителем - вполне естественное
чувство. Не следует забывать, что по ныне
действующему законодательству КТС не
является обязательным досудебным органом
и может создаваться в организации при
согласии не только работников, но и работодателя.
Информация о работе Классификация и порядок рассмотрения трудовых споров