Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 14:23, контрольная работа
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………………………...4
1.1 Понятие источников трудового права……………………………………….4
1.2 Классификация источников трудового права……………………………….8
1.3 Субъекты трудового права………………………………………………….13
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА……………………………………………………………………………16
2.1 Акты международного правового регулирования………………………...16
2.2 Конституция РФ……………………………………………………………..17
2.3 Законы…………………………………………………………...…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………...22
В источниках трудового права России отражены материальные условия жизни общества и с их изменением меняются и источники трудового права. Это происходит часто, в связи с чем трудовое законодательство быстро обновляется, совершенствуется. С изменением в настоящий период производственных отношений, трансформацией форм собственности, расгосударствлением государственных и муниципальных предприятий изменяются трудовые отношения в них. Меняются и трудовое законодательство, и его источники в направлении большего их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются, изменяются, дополняются, а новые появляются.
Источники
трудового права принято
По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства. Законы принимаются высшим представительным органом власти Российской Федерации и ее субъектов, т. е. законодательной властью. Согласно Конституции РФ (ст. 71 и 72), вопросы регулирования трудовых отношений относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76). Трудовой кодекс РФ, восполняя пробел КЗоТ, предусмотрел разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию источников трудового права (см. ст. 6 ТК).
К ведению федеральных органов власти относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
1)
основные направления
2) основы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т. е. принципы регулирования;
3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
4)
порядок заключения, изменения и
расторжения трудовых
5)
основы социального
6)
порядок разрешения
7)
принципы и порядок
8)
порядок расследования
9) систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
10)
порядок и условия
11)
виды (т. е. меры) дисциплинарных
взысканий и порядок их
12)
систему государственной
13)
особенности правового
Вот важнейшие вопросы правового регулирования труда на федеральном уровне. Остальные вопросы, кроме указанных, могут регулировать и субъекты Федерации своими законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Законы о труде могут быть кодифицированными, например Трудовой кодекс РФ, и текущими, по отдельным институтам трудового права, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 1 мая 1999 г. Кодифицированный закон (Кодекс) — это цельный, внутри согласованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права. Текущие российские законы о труде стали приниматься в основном лишь с 1990 года. До этого их было мало, а нормативные акты трудового законодательства в России были союзными. Однако Россия имела свой Кодекс. С образованием российского государства стали разрабатываться и приниматься новые источники трудового права.
Источники трудового права классифицируются также по системе данной отрасли. Одни источники относятся как к Общей, так и ко всем институтам Особенной части трудового права— это Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ; другие — к определенным институтам Особенной части, например Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями относится к институту правового регулирования занятости и трудоустройства и к институту трудового договора; третьи — к нескольким институтам Особенной части, например Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. относится к институтам трудового договора, оплаты труда, рабочего времени и др.
Подзаконные нормативные правовые акты по труду имеют форму указов Президента РФ; постановлений и распоряжений Правительства РФ; правил, инструкций, приказов, положений и других нормативных актов министерств и ведомств; приказов и распоряжений нормативного характера глав администраций; решений органов местного самоуправления. Новым особым источником являются социально-партнерские соглашения на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях. К подзаконным актам относятся и локальные нормативные акты организаций (правила внутреннего трудового распорядка, уставы и положения, коллективные договоры и т. п.), распространяющиеся лишь на работников данной организации.
Источники трудового права можно классифицировать по органам, их принявшим. При этом различаются нормативные правовые акты трудового права, принятые: а) высшим органом законодательной власти РФ (законы, постановления); б) Президентом РФ (указы, распоряжения) и высшими органами исполнительной власти РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ); в) центральными органами государственного управления (например, Министерством труда и социального развития РФ и другими министерствами и ведомствами); г) органами государственной власти и управления республик РФ в других субъектов РФ; д) органами местного самоуправления; е) локальные нормы на предприятии, в организации.
К источникам трудового права относятся также договоры и соглашения коллективного характера, т. е. социально-партнерские соглашения на всех уровнях и коллективные договоры и соглашения в организациях, содержащие локальные нормы трудового законодательства.
По форме акта источники трудового права делятся на декларации, конвенции, законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения, договоры, соглашения и другие формы.
По сфере действия источники трудового права делятся на международные, общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), региональные, республиканские в составе Федерации и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства), а по контингенту работников — на общие, которые распространяются на всех работников, и специальные источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.
По степени обобщенности, как ранее указывалось, акты трудового законодательства могут быть кодифицированные, комплексные и текущие.
Из
всей этой классификации в первую очередь
следует выделить юридическую субординацию
источников трудового права на законы
и подзаконные акты России и ее субъектов,
отдельно при этом по каждому институту
отрасли. Все законы о труде и подзаконные
акты трудового законодательства должны
соответствовать Конституции РФ, а все
подзаконные нормативные правовые акты
еще — и Трудовому кодексу РФ. Конституция
РФ и Трудовой кодекс — это основа всех
источников трудового права и их системы.
Субъектами трудового права являются стороны трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обладающие трудовой правосубъектностью. Ограничение трудовой правосубъектности граждан возможно только временное, по приговору суда. Например, в соответствии со ст. 47 УК РФ суд может лишить за некоторые преступления гражданина права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет.
Происходящие ныне изменения в российском обществе, его экономике отражаются и в изменении субъектного состава трудового права. Так, безработица привела к появлению новых субъектов трудового права — органов службы занятости и безработных, а урегулирование законом социально-партнерских отношений на разных уровнях — таких субъектов, как социальные партнеры уровня выше самой организации, вплоть до федерального.
С появлением многочисленных коллективных трудовых споров появились также новые субъекты, их разрешающие: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж.
Все субъекты трудового права — носители соответствующих трудовых прав и обязанностей, обладающие определенным правовым статусом (положением) в сфере труда.
Виды субъектов трудового права — это стороны всех девяти групп общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. При этом один и тот же субъект (работодатель или работник) может выступать субъектом не одного, а нескольких правоотношений трудового права (трудовых, по материальной ответственности, по трудовым спорам и др.).
Субъектами трудового права могут быть:
1) граждане (работники);
2)
работодатель — организации
3) профсоюзные органы или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве;
4)
социальные партнеры на
5)
правоохранительные
Каждая из названных групп субъектов имеет свой специфичный для нее правовой статус в трудовом праве.
Правовым статусом субъекта трудового права называется его основное правовое положение как данного субъекта, закрепленное трудовым законодательством.
В содержание правового статуса субъекта трудового права входят следующие его элементы:
а) трудовая правосубъектность (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);
б) основные (статутные) трудовые права и обязанности, закрепленные в законодательстве;
в) юридические гарантии (общие и специальные) этих основных трудовых прав и обязанностей;
г)
предусмотренная
Таким образом, все элементы содержания правового статуса субъекта трудового права предусмотрены трудовым законодательством.
Трудовая
правосубъектность предусмотрена трудовым
законодательством для каждого из возможных
субъектов трудового права. Статутные
права и обязанности и их юридические
гарантии в правовом статусе субъекта
предусмотрены различными институтами
трудового права для разных его субъектов
и входят в правовой статус субъекта трудового
права именно на основании трудового законодательства