Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить понятие источников трудового права.
Согласно данной цели вытекают следующие задачи:
- дать понятие источника трудового права;
- выявить место трудового законодательства как источника в трудовом праве России;
- классифицировать источники трудового права и изучить отдельно каждый.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие источников трудового права России, их основные особенности……………………………………………………..5
Глава 2. Классификация источников трудового права России….9
§ 2.1. Конституция РФ……………………………………………10
§ 2.2. Законы РФ…………………………………………………..12
§ 2.3. Указы и распоряжения Президента РФ…………………..14
§ 2.4. Постановления Правительства РФ………………………..17
§ 2.5. Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда………………………………………………………………………..19
§ 2.6. Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ…………………………………………………………………………..19
§ 2.7. Соглашения…………………………………………….…...21
§ 2.8. Локальные нормативные акты…………………………….22
§ 2.9. Классификация актов по сфере действия…………………22
Заключение……………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………….30
Нормативные акты Минтруда РФ, а также других министерств и ведомств подписываются министром и публикуются соответственно в Бюллетене Министерства труда Российской Федерации и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Так
Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля
2004 г. N 46 "Об утверждении Порядка регистрации
пенсионных и страховых правил негосударственных
пенсионных фондов", регламентируется
порядок регистрации пенсионных и страховых
правил негосударственных пенсионных
фондов13, Постановление Минтруда
РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 "Об утверждении
Порядка применения Единого квалификационного
справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих"14, регламентирует
порядок применения данного справочника
для должностей относящимся к руководителю,
специалисту и служащим.
§ 2.6. Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ
Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к числу источников трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории. Так Законом Астраханской области от 27 декабря 2004 г. N 70/2004-ОЗ "Об установлении организациям квоты для приема на работу инвалидов"15 установлено что: «… организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере 3-х процентов к среднесписочной численности работников». Положение данного закона распространяется на территории Астраханской области.
§ 2.7. Соглашения
В
последние годы в связи с переходом
на рыночные формы ведения народного
хозяйства появились
Соглашения как специфические договорные источники трудового права характеризуются тем, что они исходят не от органов государственной власти и управления, а от субъектов общественных трудовых отношений и их представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и работодателями. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда.
Указанные выше соглашения
могут предусматриваться
Для
обеспечения регулирования
Применительно к
юридической иерархии источников трудового
права соглашения стоят между законодательными
(централизованными) и локальными нормативными
актами, то есть занимают промежуточное
положение16.
§ 2.8. Локальные нормативные акты
Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.
Локальные
нормативно-правовые акты относятся
к категории подзаконных
Действующее
трудовое законодательство детально регламентирует
порядок разработки и принятия локальных
нормативных актов. Особенно это относится
к коллективным договорам, которые становятся
своеобразными кодексами в рамках конкретных
организаций. Коллективный договор —
одна из форм локального правотворчества,
осуществляемая в целях установления
автономной системы условий труда в организациях
и повышения ее эффективности17.
§ 2.9. Классификация нормативных актов по сфере действия
Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия, то есть их временных границ. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.
Нормы
и положения Конституции РФ, регламентирующие
социально-трудовые отношения, вступают
в силу, как и другие статьи этого
основного источника
Федеральные законы о труде вступают в силу, как правило, с той даты, которая определена органом, принявшим закон. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»18, если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению и радио. Акты Президента Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов, федеральных органов исполнительной власти»19, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента РФ установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Особый
порядок вступления в силу установлен
для нормативных актов
Акты,
не прошедшие государственную
Акты социального партнерства - Генеральные соглашения, отраслевые (тарифные) соглашения и другие - вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашениях. Срок действия соглашений не может превышать трех лет.
Локальные нормативные акты не имеют строго установленных временных границ своего действия. Однако для некоторых актов трудовое законодательство все же такие границы регламентирует. Так, в соответствии с ТК установлено, что коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре. По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключают новый или не изменят и дополнят действующий.
По иным нормативным соглашениям действует общее правило: они вступают в силу с момента подписания сторонами, срок их действия определяется также сторонами либо они действуют до принятия нового нормативного соглашения. Локальные нормативные акты индивидуального характера (приказы руководителя организации) вступают в силу с момента их подписания либо со дня, указанного в этом акте, и действуют до их отмены либо до изменения или дополнения руководителем (собственником) организации20.
Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению. Новые законы о труде и иные нормативные акты, являющиеся источниками трудового права, распространяются только на те действия и отношения, которые возникают после вступления данных актов в силу. Они не имеют обратной силы. Исключение из этого правила допускается лишь в случае, если в законе или другом нормативном акте есть прямое указание об обратной силе его действия. Важным правилом действия нормативных актов по времени является положение о том, что в случае коллизии одновидовых нормативных актов подлежит применению акт, более поздний по времени вступления в силу.
Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства - Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.