Источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Исследования, посвященные источникам трудового права, всегда вызывали интерес ученых и специалистов в области трудового права. В современных условиях они привлекают повышенное внимание с учетом важности развития демократического, социально ориентированного механизма правового регулирования трудовых отношений, четкой и своевременной их регламентации в сфере труда. Результаты таких исследования, как справедливо отмечается в научной литературе, открывают возможности для повышения эффективности конкретных правовых средств, содержащихся в различных формах жизни права и предназначенных для правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет трудового права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие источников трудового права и их система………………….5
Глава 2. Классификация источников трудового права…………………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

реферат .doc

— 75.00 Кб (Скачать)

 

      Оглавление  

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие источников трудового права и их система………………….5

Глава 2. Классификация источников трудового права…………………………9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованных источников…………………………………………...15

 

Введение 

     Исследования, посвященные источникам трудового  права, всегда вызывали интерес ученых и специалистов в области трудового  права. В современных условиях они  привлекают повышенное внимание с учетом важности развития демократического, социально ориентированного механизма правового регулирования трудовых отношений, четкой и своевременной их регламентации в сфере труда. Результаты таких исследования, как справедливо отмечается в научной литературе, открывают возможности для повышения эффективности конкретных правовых средств, содержащихся в различных формах жизни права и предназначенных для правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет трудового права.

     Федеративная  природа является одной из важнейших  характеристик Российского государства. Трудовое законодательство Конституция РФ относит к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Осуществляемое в последние годы реформирование системы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ затронуло и сферу правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, повлекло изменение полномочий субъектов РФ в указанной сфере.

     Ряд важных корректив, требующих научного анализа и оценки, касающихся системы актов, содержащих нормы трудового права, соотношения различных видов актов, компетенции федеральных и региональных органов государственной власти, внес в положения Трудового кодекса РФ Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. В этих условиях исследование полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализуемых в региональном нормотворчестве, роли и значения принимаемых ими актов в регулировании отношений в сфере труда с точки зрения эффективности и оптимальности избранной законодателем модели разграничения полномочий приобретает особую актуальность и представляет значительный научный и практический интерес.

 

        Понятие источников трудового права и их система  

        

       При изучении трудового права важное значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время. 
   Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином “источники права”.   Из источников права практика черпает сведения о юридических нормах, их содержании и действии.

       В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции  источников права выполняют нормативные  акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных органов.

       Правотворчество — это вид деятельности государства  по установлению юридических норм или  признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов  экономического развития общества. Безотносительно  к конкретной сфере общественных отношений, правотворчество является источником права в материальном смысле понятия.

       Но  право можно изучать как результат  правотворчества, как совокупность действующих норм, регулирующих конкретные общественные отношения на данном этапе  развития общества. В этом случае термином “источник права” обозначается способ или форма выражения воли народа, при помощи которой соответствующее правило поведения, установленное государственной властью или иным уполномоченным органом, приобретает правовую силу. В этом смысле термин “источник права” широко используется в российской юридической литературе, когда речь идет об изучении конкретных правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений.

       Термин  “источник права” в этом специфическом  понимании во многом схож с терминами “законодательство”, “нормативные акты, регулирующие данный вид общественных отношений”, “форма права”. Все они отражают нормотворческую деятельность государственных органов, но уже в конкретной форме закрепления правовых требований (закон, указ, постановление и т.д.).

       Нами  термин “источник права” используется в названном смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения правовых требований, исходящих как от государственных  органов власти, так и от других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение актов государственной власти.

       Трудовое  право России формируется из значительного  количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.

       Изучение  источников трудового права позволяет  отметить некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов, которые обусловлены спецификой предмета правового регулирования.

       Во-первых, в их формировании находятся не только федеральные акты, но и акты субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам трудового права.

       Во-вторых, среди источников трудового законодательства большое место принадлежит актам, исходящим от функционального органа (Министерства труда и социального  развития РФ).

       В-третьих, в трудовом законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования.

       В-четвертых, в создании источников трудового  законодательства активное участие  принимают сами работники либо непосредственно, либо через профессиональные союзы  и иных представителей при создании централизованного трудового законодательства, в том числе социально-партнерскими соглашениями на федеральном, региональном, отраслевом и других уровнях.   В-пятых, трудовое законодательство обладает большой дифференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников. 

       В свете изложенного под источниками  трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.  

       Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия. 

       Согласно  ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

    • настоящим  кодексом;

    • иными федеральными законами;

    • Указом Президента Российской Федерации;

    • Постановлениями  Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов  исполнительной власти;

    • конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

    • актами органов местного самоуправления и  локальными нормативными актами, содержащими  норму трудового права.  

         Итак, система источников трудового  права — это последовательное  расположение во взаимосвязи  всех актов трудового законодательства  по их назначению, субординации, подчиненности.

 

        Классификация источников трудового права

 

       Классификацию источников трудового права можно  проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового  права могут быть распределены следующим  образом:

  1. Конституция РФ.
  2. Международно-правовые акты о труде.
  3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.
  4. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
  5. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
  6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
  7. Соглашения и коллективные договоры.
  8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

       Данная  классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством.

       В ст. 5 ТК РФ определено соотношение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

       В частности, нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в Кодекс. Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права. Противоречащими ТК РФ могут быть признаны лишь федеральные законы, ограничивающие гарантированные в нем права и свободы человека и гражданина, являющиеся в силу ст. 2, 7, 18 Конституции РФ высшей ценностью. При возникновении подобных противоречий применению подлежит ТК РФ. Причем федеральный закон, имеющий в своем содержании рассматриваемые ограничения, может быть применен только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Тогда как федеральные законы, создающие дополнительные в сравнении с ТК РФ льготы для работников, подлежат применению на основании ст. 2, 7, 18 Конституции РФ, обязывающих применить нормы, более полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Поэтому федеральные законы, улучшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, не могут быть признаны противоречащими Кодексу.

       Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить Кодексу  и федеральным законам.

       Постановления Правительства РФ, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  ТК РФ и другим федеральным законам  и указам Президента РФ.

       Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

       Законы  и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

       Акты  органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

       Однако  и при выявлении противоречий между перечисленными актами следует помнить, что противоречащим имеющему большую юридическую силу акту может быть признан нормативный правовой акт меньшей юридической силы, если в нем ограничены права и свободы человека и гражданина в сфере труда, гарантированные в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте. В случае, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы имеет в своем содержании дополнительные в сравнении с вышестоящим по юридической силе законодательством льготы, его нельзя признать противоречащим нормативному правовому акту большей юридической силы. Исходя из требований ст. 2, 7, 18 Конституции РФ, при возникновении подобных коллизий применению подлежит нормативный правовой акт, создающий более благоприятные условия труда для работников.

       Источники трудового права могут быть классифицированы по форме акт. По этому критерию они  могут быть подразделены на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников трудового права. Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение. Хотя исследование процесса реализации и материализации норм трудового права, содержащихся в различных по форме нормативных правовых актах, может позволить и данный критерий классификации перевести из формальной в материальную плоскость понятия источников трудового права.

Информация о работе Источники трудового права