Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:32, реферат
Целью данного реферата является исследование тенденций развития и реформирования трудового законодательства.
1.Теоретические основы тенденций развития трудового законодательства в Российской Федерации
1.1. Понятие государственной политики в области трудовых отношений
1.2. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений на современном этапе
2.Анализ некоторых проблем и направлений совершенствования формирования государственной политики в трудовой сфере в современной Российской Федерации
2.1.Проблемы правового регулирования деятельности государственной службы занятости
2.2.Особености реформирования трудового законодательства с позиции социального государства
Следует отметить, что в некоторых случаях важным представляется как сама сфера занятости, так и статус субъекта, осуществляющего деятельность в данной сфере.
Так, например, организовывать телевещание или радиовещание могут только юридические лица на основании лицензии, выдаваемой Министерством РФ по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций. Таким образом, осуществлять деятельность в данной сфере индивидуальный предприниматель не вправе. Вместе с тем гражданин вправе в качестве работника юридического лица, имеющего соответствующую лицензию, заниматься данной деятельностью в рамках, оговоренных трудовым договором.
Еще
пример. Нормы гражданского законодательства
предусматривают необходимость
государственной регистрации
Еще
одним признаком понятия
Формулировка
данного положения в Законе позволяет
сделать вывод о том, что данный
признак понятия занятости не
является обязательным. Законодатель
тем самым предоставляет
В связи с этим вызывает сомнение позиция о том, что деятельность лиц, не приносящая дохода, например в любительском спорте или самодеятельности, не позволяет отнести их к занятому населению, поскольку в отношениях занятости деятельность осуществляется ради дохода, являющегося источником существования занятого населения, или по крайней мере является подготовительной деятельностью ради дохода. Законодательством предусмотрены отдельные формы занятости, которые не преследуют цели получения материального дохода (например, обучение в учебном учреждении).
Вывод. В конечном итоге вывод об отнесении того или иного человека к числу занятых следует делать с учетом положений законодательства РФ о занятости населения, которое конкретизирует отдельные категории занятых.
Анализ
правовой базы в области занятости
свидетельствует о полноте
Поэтому все чаще мы говорим о гармонии не только в законодательстве, но и в праве. Право, регулирующее реальные отношения в жизни людей, ориентируясь на нужды ее отдельных сторон, редко предстает в своей целостности и стройности. Законодательство, дробясь на отрасли, институты, акты, нормы в государственном масштабе, на семейства отраслей, отрасли, подотрасли права в науке, создает сложную систему, части которой наслаиваются друг на друга, сталкиваются в частных конфликтах в процессе служения обществу . Поэтому цель гармонизации правовой системы - добиться согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части - в законодательстве (даже одного государства). [21, с .39]
Сам по себе вопрос о месте норм о содействии трудовой занятости и их месте в системе права вызывает определенные затруднения в юридической науке . Закон не может достичь преследуемой цели, если сознательно или неосознанно не соблюдается лицами, которым он адресован, а также не всегда ведется полный учет его нарушений Анализ законодательства России с начала XX в. по настоящее время свидетельствует, что законодательство о занятости населения всегда состояло из правовых норм, не относящихся к какой-то одной отрасли права. Так, нормы, определяющие источники финансирования общественных работ, можно отнести к финансовому праву ; нормы об установлении льгот по уплате промыслового, подоходного налога при организации кооперативных объединений безработных инвалидов - к налоговому праву; нормы, предусматривающие всеобщность наказания в виде лишения свободы за занятие бродяжничеством, попрошайничеством либо тунеядством - к уголовному праву ; о создании артелей безработных - к гражданскому праву ; о выплате пособий по безработице - к праву социального обеспечения ; о предоставлении другой работы лицам, утратившим способность к труду, - к трудовому праву
Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере содействия трудовой занятости населения в настоящее время, содержатся также в законодательстве различных отраслей права. Примерами могут служить Трудовой кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" , Федеральный закон от 24 декабря 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" и др.
Все
кодексы законов о труде
С середины 1990-х гг. институт обеспечения (содействия) занятости (без термина "трудовой" и т.п.) стали признавать и в литературе. В настоящее время это делают многие учебники по трудовому праву. Правда, в разной интерпретации и с неодинаковым содержанием. При этом забывая добавить слова: "трудовой занятости, основанной на трудовом договоре (имеющей целью заключение такового)". Кроме того, нередко отождествляют институт обеспечения (содействия) занятости с институтом трудоустройства, по сути, объединяя их. Так, К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова пишут об "институте содействия занятости и трудоустройства", при этом выделяя в качестве самостоятельного еще один - "институт подготовки кадров и повышения квалификации на производстве".
Это
давало возможность специалистам в
области трудового права
Нельзя не согласиться с А.И. Процевским, который считает, что трудоустройство нельзя рассматривать как форму реализации права на труд. Трудовое законодательство знает только одну форму реализации права на труд: ею выступает трудовой договор. Однако обеспеченность работой может быть достигнута и без вступления гражданина в трудовые отношения. Например, это возможно, когда гражданин начинает заниматься подсобными промыслами и реализацией продукции по договорам; предпринимательской деятельностью; выполнять работы по договорам гражданско-правового характера и в других случаях, упомянутых в ст. 2 Закона о занятости населения. Если к трудоустройству подключаются органы службы занятости, то возникают правоотношения между органом службы занятости и организацией, в которую направляется трудоустраиваемый, между трудоустраиваемым и организацией, которая впоследствии примет его на работу. Но и в таких случаях отношения гражданина и органа по трудоустройству (органа службы занятости) не всегда могут входить в группу отношений, тесно связанных с трудовым отношением. Так, если в орган службы занятости обратился гражданин, ранее никогда не работавший по трудовому договору, и орган службы занятости оказал ему помощь в организации малого бизнеса, связи с трудовым правоотношением мы не обнаружим. Сказанное объясняет, почему далеко не все правоотношения по содействию трудовой занятости, как тесно связанные с трудовыми, регулируются трудовым законодательством. Вспомним, что в Трудовом кодексе РФ лишь ст. ст. 26, 59, 178 частично регламентируют отношения в сфере содействия трудовой занятости населения.
Все отношения, связанные с получением и расходованием средств на выплату пособий по безработице и стипендий, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, ряд мероприятий по содействию трудоустройству населения, организация профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений государственной службы занятости населения регламентируются нормами финансового права.
Подводя
итог сказанному, хотелось бы еще раз
подчеркнуть, что законодательство о занятости
реально выступает комплексным и межотраслевым,
нормы которого содержатся в нормативных
правовых актах различных отраслей права
(конституционного, трудового, финансового,
гражданского, жилищного, права социального
обеспечения).
Проблемы активной политика государства на российском рынке труда предполагает реализацию центрами занятости населения государственной услуги, называемой "Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников". Результатом оказания данной услуги для гражданина, ищущего работу, должны стать получение выписки из банка вакансий и работодателей, содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направление на работу, оформленное в установленном порядке. Для работодателя, заинтересованного в подборе сотрудников, результат услуги - выписка из банка работников, содержащая персональные данные граждан или сведения об отсутствии подходящих кандидатур
Оказывая
содействие в трудоустройстве, государственная
служба занятости населения решает
важнейшую задачу: способствует тому,
чтобы работодатели наняли работников,
оптимально соответствующих их требованиям,
а работники нашли рабочее
место с удовлетворяющей их оплатой
и условиями труда. Вместе с тем обращение
в органы службы занятости работодателей
и граждан, ищущих работу, не всегда приводит
к удовлетворению запросов и тех и других.
Представление об удовлетворении запросов
соискателей вакансий дают публикуемые
Федеральной службой государственной
статистики (Росстат) показатели трудоустройства
граждан, обратившихся за содействием
в органы службы занятости населения (табл.
1).
Таблица
1 [15, с.200]
Трудоустройство граждан при содействии
государственных
учреждений службы занятости населения
Год | Общее трудоустройство граждан | Трудоустройство
граждан, не занятых трудовой деятельностью | ||||
Обратилось
по вопросу трудоустройства, тыс. чел. |
Трудоустроено, тыс. чел. |
Трудоустроено от числа обратившихся, % |
Обратилось
по вопросу трудоустройства, тыс. чел. |
Трудоустроено, тыс. чел. |
Трудоустроено от числа обратившихся, % | |
2000 | 4745,9 | 3199,4 | 67,4 | 3283,0 | 1860,2 | 56,6 |
2003 | 6033,9 | 4026,9 | 66,7 | 4385,1 | 2482,5 | 56,6 |
2004 | 6603,6 | 4154,4 | 62,9 | 4948,1 | 2594,7 | 52,4 |
2005 | 6438,0 | 4075,8 | 63,3 | 5040,3 | 2765,0 | 54,8 |
2006 | 6177,6 | 3937,1 | 63,7 | 4871,9 | 2721,3 | 55,8 |
2007 | 6136,4 | 3961,3 | 64,5 | 4702,1 | 2683,4 | 57,0 |
2008 | 6031,0 | 3852,8 | 63,8 | 4548,4 | 2551,6 | 56,0 |