Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 02:31, курсовая работа
В журналистике сильнейшее воздействие оказывает эко¬номический фактор. Он влиял на определение ее целей и задач, формирование связанных с нею структур. Роль журналистики в системе экономики - представляет собой одну из разновид¬ностей производства. У него есть осознанная цель, к которой стремится производитель; последний пользуется своими средствами производства для обработки объек¬та производства. В результате этого процесса происходит выпуск продукции, востребованной потребителем. Специфика - это разновидность духовного производства. отличается от материального производства, производитель— журналист — пользуется своими специфическими средствами производства, орудиями жур¬налистского труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деятельности, методы, способы и приемы
ГЛАВА 1. Журналистская информация как товар……………………..3 стр.
1.1 Закономерности формирования и развития информационного рынка.…………….......................................................................................5 стр.
1.2 Аспекты и структура информационного рынка……………………………………………………………………….6 стр.
Вывод ……………….……………………………………………………16 стр.
ГЛАВА 2. Основные формы медиабизнеса……………………………………………………………..18 стр.
2.1 Предпосылки основания периодического издания…………...…………………........................................................18 стр.
2.2 Проблемы собственности в медиабизнесе.....................................22 стр.
Вывод ………………...…………………………..………………………28 стр.
Регистрационный сбор взимается за выдачу свидетельства о регистрации (больше, меньше). Регистрационный сбор возвращается при отказе заявителю в регистрации или его отказе от регистрации.
Отказ в регистрации - если заявитель (гражданин, объединение граждан, организация и др.) не обладает правом на учреждение СМИ; если сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности; если название, примерная тематика и/или специализация СМИ предоставляют возможность для злоупотребления свободой массовой информации — используются для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для призыва к насильственному изменению конституционного строя, разжигания национальной, классовой, социальной розни, для пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости. И если регистрирующий орган ранее уже зарегистрировал другое СМИ с тем же названием и формой распространения.
Заявление о регистрации должно быть рассмотрено в течение месяца, право на выпуск сохраняется в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. Повторная его регистрация не допускается.
При регистрации информационного агентства на него распространяется правовой режим СМИ, установленный законом. К учредителю аудиовизуального СМИ - лицензия на вещание.
Правовые отношения учредителя, издателя, редакции, владельца имущества. После регистрации СМИ возникают правовые отношения между его учредителем, издателем, редакцией и владельцем имущества, заключающиеся в исполнении ими своих прав и обязанностей. Эти отношения регулируются Законом о средствах массовой информации. Их содержание и форму конкретизируют устав редакции и договорные документы.
Основы отношений всех учредителей с редакциями определяются законом. Но их формы могут иметь свои особенности. Многое тут зависит от статуса учредителя, от того, в какой роли он выступает. Учредитель может выступать в роли редакции и руководить ею в качестве главного редактора. Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания и его распространение. Он может быть собственником имущества редакции, владельцем издания. Но чаще он остается только учредителем и тогда не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и договором с редакцией (главным редактором). Тогда его права ограничиваются утверждением устава редакции, утверждением (или назначением) главного редактора и/или включением договора с редакцией СМИ (главным редактором). Такой договор определяет производственные, имущественные и Финансовые отношения между сторонами: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, возмещения убытков и т.п. Учредитель имеет также право обязать редакцию помещать бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени.
Редакция СМИ осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйственным субъектом. Может выступать также как учредитель СМИ, издатель, распространитель, собственник своего имущества.
Редакцией руководит главный редактор, который представляет её в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, организациями, учреждениями, государственными органами и в суде.
Устав. Его положения и структура зависят от особенностей самой редакции и ее издания, величины коллектива, обязанностей работников и т.д. В уставе определится взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, порядок его избрания или назначения, а также указывают основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ, ликвидации и реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы, устава и др. Устав редакции принимается на общем собрании коллектив журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
До утверждения устава, а также, если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между редакцией и учредителем.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (эфир) данного СМИ.
Экономические предпосылки.
Основание любого периодического издания невозможно без предварительного обеспечения его экономической базы. Под нею понимаются ресурсы — финансовые, материальные, информационные, рабочей силы, отсутствие которых препятствует выпуску газеты.
Прежде всего обеспечивают финансовую базу издания. Конкретные размеры денежной суммы, достаточной для основания газеты, телекомпании или информационного агентства, изменяются в зависимости от характеристик будущего СМИ — периодичности его выхода, объема, тиража и др., а также от ситуации на финансовом рынке и других ресурсных рынках. Учредитель вынужден исходить из первоначального расчета-прикидки суммы, необходимой для реализации его планов. Лишь в ее ходе со временем он получает настоящее представление об этой сумме. Обеспечив финансовую базу СМИ, переходят к созданию его материально - технической базы - приобретение достаточного количества бумаги, договор с издательством, в типографии которого будут выпускать газету. При основании телекомпании или радиостанции договариваются с государственным техническим центром о передаче сигнала. Решают вопросы, связанные с рабочими помещениями для редакции: оснащение — приобретении рабочей мебели, светильников и т.п., а также инструментария журналистов, сотрудников технических и коммерческих служб и материалов для их деятельности.
Для выхода продукции СМИ на рынок придется создать базу распространения, заключают договора с центральным и региональным информационными агентствами и подключаются к Интернету — для обеспечения базы информации(о рабочей базе издания — о тех, кто будет работать в новой редакции или компании). Поиск этих специалистов потребует значительного времени, обеспечение аудиторной базы СМИ.
2.2 Проблемы собственности в медиабизнесе.
Кто владеет газетой? Решение этого вопроса зависит от того, кто является учредителем СМИ. Этим правом обладают гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Но этого права не имеют отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным, объединение граждан, учреждение и организация, деятельность которых запрещена по закону. А также гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
В зависимости от того, кто выступает в роли учредителя, возможны различные варианты решения вопроса о собственности. Первый - учредитель СМИ — частное лицо. Он предоставляет начальный капитал для подготовки, выпуска и распространения издания. Ему же принадлежит часть доходов и прибыли от реализации издания, публикации рекламы и др. в соответствии с договором с редакцией. Учредитель может стать главным редактором и руководить созданным им редакционным коллективом. Если у него достаточно средств, он волен выступить и в роли издателя.
Для большинства СМИ характерно сочетание частного учредительства с исполнением обязанностей главного редактора. Коллективное учредительство - соучредители СМИ, учредительный договор. В нем определяются доли — паи начального (уставного) фонда, соотношение тех средств, которые вносит каждый из соучредителей, право каждого соучредителя выйти из дела и судьба его пая.
В роли учредителя
СМИ часто выступает его
Реже учредителем СМИ становится трудовой коллектив его редакции, в число учредителей входят не только ее журналисты, но и технические сотрудники. Это позволяет уменьшить текучесть технических кадров в редакции, но, с другой стороны, возрастает их роль при обсуждении важнейших вопросов ее жизни, что не всегда способствует их оптимальному решению.
Нередко в роли учредителя - государственный орган, ведомство, общественная организация. При этом обычно используют два варианта учредительства. В первом из них учредителем становится тот орган, учреждение или иная структура, которая основывает СМИ и дотирует его. Учредитель утверждает устав и назначает главного редактора. Редакция при этом формально сохраняет самостоятельность своей профессиональной деятельности. Но фактически учредитель получает возможность оказывать на нее сильнейшее влияние. Это приводит к полной зависимости многих местных изданий — районных и городских газет oт их учредителей — местной администрации и др. Относительную самостоятельность сохраняют лишь некоторые крупные СМИ.
Однако чаще используют другой вариант, при котором возникает так сказать многозвенный учредитель. При этом в роли соучредителей выступают те органы или организации, которые являются фактическими основателями СМИ, и журналистский или трудовой коллектив его редакции. Это позволяет сохранить достаточную ее самостоятельность в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Редакция остается совладельцем своего имущества.
Организационно-правовая форма. Эту форму определяют особенности имущественных и организационных основ взаимодействия собственников и коллектива редакции, их ответственности друг перед другом и перед другими лицами.
Собственник имущества редакции принимает решение о выборе организационно-правовой формы редакции, как юридического лица. Редакция СМИ может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом. Но если она не зарегистрирована в качестве юридического лица, то лишена права действовать как самостоятельный хозяйствующий субъект. Так, редакция приложения, входящая в структуру коллектива «материнской» газеты, не может являться юридическим лицом.
Редакция-юридическое лицо, как и редактор-предприниматель, обязана пройти регистрацию в органах юстиции местной администрации. Как юридическое лицо редакция регистрируется в любой предусмотренной Гражданским кодексом РФ форме коммерческих и некоммерческих организаций — хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципалъных унитарных предприятий. Хозяйственное товарищество — это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности. Каждый из его учредителей вносит свой вклад, которые в совокупности образуют уставный (складочный) капитал. Имущество является собственностью товарищества. Хозяйственное товарищество может быть создано в двух формах: полное товарищество или товарищество на вере (коммандитное).
Если целью не является извлечение прибыли, она может быть зарегистрирована в форме государственного или муниципального учреждения, автономной некоммерческой организации и т.п. Редакция — государственное (муниципальное) учреждение основывается каким-либо государственным органом, администрацией области (города). Она может выступать в роли соучредителя, имеет самостоятельный баланс, свои счета в банковских учреждениях, свою печать, свои издательский и товарный знаки. Редакция выпускает газету в соответствии с тематикой, заявленной учредителем, информирует читателей о работе органов государственной власти или местного самоуправления, организует обсуждение общественно значимых проблем жизни. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Администрация финансирует редакцию, предоставляет ей основные средства, формирует ее имущество. Она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью редакции. Как учредитель она назначает редактора и освобождает его от должности. Назначение главного редактора происходит с согласия коллектива журналистов.
Редакция — автономная некоммерческая организация. Она создается на основе добровольных имущественных взносов ее учредителей и не ставит своей целью извлечение прибыли. Учредителем газеты является соответствующая администрация — области, города и др. Редакция имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, свою печать. Она вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых создана. Главная цель — удовлетворение потребностей граждан в массовой информации. Она действует на основе профессиональной и творческой самостоятельности.
Все имущество редакции и доходы от предпринимательской деятельности являются ее собственностью и не могут перераспределяться между учредителями.
Управление редакцией осуществляется Советом ее учредителей. Одну треть этого совета составляют работники редакции, две трети — представители администрации и другие лица. Совет возглавляет его председатель, которым является главный редактор газеты. Главный редактор распоряжается имуществом редакции, включая денежные средства. При нем действует редакционная коллегия.
Редакция — государственное унитарное предприятие и редакция — муниципальное унитарное предприятие. Обе они являются коммерческими организациями, учредителями которых выступают соответствующая администрация — руководство какого-либо государственного органа или администрация города. У такой редакции могут быть и соучредители. Редакция имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, свою печать, фирменное наименование, эмблему, издательский и товарный знаки. Она действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. Ее имущество находится в государственной (муниципальной) собственности, принадлежит редакции на правах хозяйственного ведения. Закрепленные за редакцией основные и оборотные средства образуют ее уставный фонд.
Информация о работе Журналистская информация, как товар. Основные формы медиабизнеса