Журналистская информация, как товар. Основные формы медиабизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 02:31, курсовая работа

Описание работы

В журналистике сильнейшее воздействие оказывает эко¬номический фактор. Он влиял на определение ее целей и задач, формирование связанных с нею структур. Роль журналистики в системе экономики - представляет собой одну из разновид¬ностей производства. У него есть осознанная цель, к которой стремится производитель; последний пользуется своими средствами производства для обработки объек¬та производства. В результате этого процесса происходит выпуск продукции, востребованной потребителем. Специфика - это разновидность духовного производства. отличается от материального производства, производитель— журналист — пользуется своими специфическими средствами производства, орудиями жур¬налистского труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деятельности, методы, способы и приемы

Содержание

ГЛАВА 1. Журналистская информация как товар……………………..3 стр.
1.1 Закономерности формирования и развития информационного рынка.…………….......................................................................................5 стр.
1.2 Аспекты и структура информационного рынка……………………………………………………………………….6 стр.
Вывод ……………….……………………………………………………16 стр.
ГЛАВА 2. Основные формы медиабизнеса……………………………………………………………..18 стр.
2.1 Предпосылки основания периодического издания…………...…………………........................................................18 стр.
2.2 Проблемы собственности в медиабизнесе.....................................22 стр.
Вывод ………………...…………………………..………………………28 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

 

Международная академия бизнеса и  управления

Современных коммуникационных систем и технологий.

 

 

 

Курсовая работа на тему: 

Журналистская информация, как товар. Основные формы  медиабизнеса.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

 

ПЛАН (СОДЕРЖАНИЕ):

 

ГЛАВА 1. Журналистская информация как товар……………………..3 стр.

1.1 Закономерности формирования и развития информационного рынка.…………….......................................................................................5 стр.

1.2 Аспекты и структура информационного рынка……………………………………………………………………….6 стр. 
Вывод ……………….……………………………………………………16 стр.

ГЛАВА 2. Основные формы медиабизнеса……………………………………………………………..18 стр.

2.1 Предпосылки основания периодического издания…………...…………………........................................................18 стр.

2.2 Проблемы собственности в медиабизнесе.....................................22 стр. 
Вывод ………………...…………………………..………………………28 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Журналистская информация как товар.

 

В журналистике сильнейшее воздействие оказывает экономический фактор. Он влиял на определение ее целей и задач, формирование связанных с нею структур. Роль журналистики в системе экономики - представляет собой одну из разновидностей производства. У него есть осознанная цель, к которой стремится производитель; последний пользуется своими средствами производства для обработки объекта производства. В результате этого процесса происходит выпуск продукции, востребованной потребителем. Специфика - это разновидность духовного производства. отличается от материального производства, производитель— журналист — пользуется своими специфическими средствами производства, орудиями журналистского труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деятельности, методы, способы и приемы. И объект, на который он воздействует, специфичен. Это социальная информация, получаемая из разных источников. Специфична продукция этого производства — журналистская информация. Она представляет собой социальную информацию, обработанную особым образом — с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на него.

Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром. Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять информационную потребность его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара.

Различные СМИ  в соответствии с их спецификой поставляют разные виды этого товара. Информационные потребности, возникающие у людей, заставляют их искать нужную им информацию и покупать ее носители. Так возникают рыночные отношения между производителями журналистской информации и ее потребителями. Начинается процесс обмена между ними, в ходе которого обе стороны удовлетворяют свои потребности. Потребитель получает сведения, знания и оценки, помогающие ему ориентироваться в действительности. Производитель информации — журналист получает не только деньги, но и компенсацию в другой форме - возможность духовного, идеологического воздействия, влияния на читателя, приобретение им известности как автора, признание его профессионального мастерства. Вместе с журналистом денежную компенсацию получает учредитель и владелец средства массовой информации, опубликовавшего произведение автора. Влияние, связанное с журналистской информацией, также оказывается товаром, имеющим огромную ценность для представителей некоторых общественных групп — политиков, властных структур и др.

Журналистская информация выходит на рынок в виде определенной товарной единицы (номер газеты или журнала, текст заметки, репортажа, статьи или оригинал фотоснимка, которые может купить газетная редакция, программа в целом или отдельный сюжет, бюллетень, вестник, новостная лента).

На рынке  начинается процесс обмена между производителями журналистской информации и ее потребителями. В ходе обмена каждый из них удовлетворяет свои потребности. Журналистская информация выходит на рынок в виде товарной единицы — законченного цельного произведения: текста, иллюстрации, номера газеты или журнала, теле- или радиопрограммы, сюжета, информационного бюллетеня.

 

    1. Закономерности формирования и развития информационного рынка.

 

Рынок - совокупность продавцов и покупателей, осуществляющих обмен в форме продажи товара и его покупки. Продавец — субъект рынка получает компенсацию в денежной форме в соответствии с потребительской стоимостью своего товара.

Информационный рынок  возникает тогда, когда у людей  рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром. Он развивается и функционирует под воздействием нескольких факторов:

1) Закон соответствия спроса и предложения. Развитие средств массовой информации регулируется спросом на журналистскую информацию. С усилением информационных потребностей определенных общественных групп возрастает и спрос на продукцию СМИ. Он вызывает соответствующее предложение — появляются новые газеты и журналы. снижение спроса;

2) Закон стоимости, определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на журналистскую информацию;

3)   Закономерности воспроизводительного потребления. Потребление создает потребность в новом производстве, побуждает к его развитию. Без потребности в каком-либо продукте нет его производства.

Отношения между  производством и потреблением приобретают диалектический характер. Производство в свою очередь приводит к возникновению потребления, создавая побуждение к нему.

Журналистика как разновидность производства духовного продукта создает не только предмет потребления, но и потребителя этой информации — аудиторию. Рост аудитории приводит к усилению потребности в информации. Растущее производство информации в свою очередь вызывает усиление потребности в ней, обусловливая наряду с другими факторами — идеологическими, политическими и иными — рост читательской, зрительской, слушательской аудитории. Чем быстрее развивается журналистика и ее средства, тем более массовой становится их аудитория.


Рост производства журналистской информации определяет и способ ее потребления: сама журналистика воспитывает у читателей все более разносторонние интересы, «вкус» к информации, а также все большее умение, все более тонкие способности использовать ее в самых различных целях.

 

1.2 Аспекты и структура информационного рынка

 

Две части: первая из них — ресурсный рынок. Он охватывает все, что необходимо для производства журналистской информации. К ней относятся: финансы, рабочая сила, материалы и энергия, техника и различные виды информации — журналистской, рекламной, статистической, научной и др. Каждый из этих ресурсов продается на соответствующем рынке — финансовом, рабочей силы (труда), бумаги и других материалов, на рынке информации и т.д. Редакции и компании выходят на эти рынки как покупатели. Необходимые им товары они приобретают у финансовых организаций и промышленных предприятий, а недостаточную журналистскую информацию — у информационных агентств и других редакций и компаний.

Вторая часть информационного  рынка — это пространство, где продукция СМИ превращается в товар. Это — собственно информационный рынок. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой журналистской информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара.

К этой среде относятся  другие периодические издания —  печатные и электронные, уже находящиеся на информационном рынке. Один из его аспектов — рынок периодических изданий. Другой — рынок распространителей. Третий — рынок покупателей.

Финансовый рынок. Предоставляет СМИ несколько источников капиталов: 1- инвестиции. Инвестор вкладывает свои деньги с целью получения доходов или возможности воздействовать на властные структуры, реализовать свои политические или экономические планы. Один из видов инвестиций — дотация — регулярная финансовая поддержка. Без правительственной дотации невозможна была бы деятельность государственной телерадиокомпани; 2- кредиты в банке. Не сумеет редакция в срок расплатиться за взятый кредит — перед ней встанет реальная угроза банкротства или перехода в собственность банк;

3 - спонсор (банк, фирма или иная финансовая, коммерческая организация, которая согласилась бы на определенных условиях, учитывая собственные интересы, включить редакцию с ее изданием в свою структуру или оказать ей денежную помощь в другой форме). Спонсирование часто приводит к утере редакцией ее независимости.

Рынок рабочей силы (труда) представляет собой три части. Первая и важнейшая — рынок творческих работников — журналистов. На нем ищут профессионалов для укомплектования штата редакции нового издания, размеры и состав рынка непрерывно меняется. Это зависит от изменений спроса на журналистов различных специальностей, их квалификации и опыта. Основание новых изданий активизирует поиск работников для них. Уменьшение количества изданий приводит к тому, что их сотрудники оказываются вытолкнутыми на рынок труда. Спрос на журналистов снижается.

Состав рынка  творческих работников и его размеры  зависят и от типов новых периодических  изданий и программ, периодичности их выпуска и других факторов, некоторые журналистские специальности периодически оказываются на рынке дефицитными. Цена на услуги представителей этих и некоторых других дефицитных специальностей возрастает.

Рынок журналистского труда увеличивается в крупных городах и сокращается до минимума в небольших населенных пунктах и районах.

Вторая часть  рынка рабочей силы — рынок  технических сотрудников. Это работники редакционных служб, которые обеспечивают процесс подготовки и выпуска номеров газет, журналов и передач телерадиопрограмм. Они же создают условия для творческой и организаторской деятельности журналистов. Технические сотрудники составляют значительную часть редакционного коллектива. Обычно предложение на этом рынке превышает спрос.

Третья часть  рынка рабочей силы для СМИ  — рынок сотрудников для редакционных коммерческих структур. Спрос на профессионалов в области редакционно-издательского маркетинга и редакционного менеджмента.

Издательский рынок. Представлены издательства и иные учреждения и предприятия, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ. Большинство газетных и журнальных редакций поддерживают отношения с издательствами. Эти отношения упрощаются, если издательство является одной из структур редакции или компании. Ситуация усложняется тем, что далеко не все издательства имеют свою материально-техническую базу. Еще реже они владеют своей полиграфической базой. В таком случае издательство в свою очередь заключает договор с другим издательством, согласным выпускать газету или журнал в своей типографии. Рост количества периодических изданий приводит к возникновению дефицита на издательском рынке. Подавляющее большинство газетных и журнальных редакций вынуждены искать издательства и типографии. Крупнейшие издательства, руководящие технической базой, могут диктовать им свои условия. Они используют возможность отбирать самых выгодных клиентов. Мелким заказчикам (редакциям небольших газет) приходится или соглашаться с предъявляемыми им требованиями, или искать на рынке другое издательство, более дешевую типографию.

В еще более стесненном положении оказались компании и  студии аудиовизуальных СМИ. Им не нужны типографии, но они не могут обойтись без услуг государственных технических центров, передающих их сигнал. Эти услуги надо оплачивать, как и ретрансляцию информации в другие регионы. А так как в стране имеется ограниченное количество технических центров, то производителям информации приходится принимать условия оплаты, которые им предъявляют.

С уменьшением количества периодических изданий состояние издательского рынка изменяется. Сокращение спроса приводит к ослаблению монопольного положения издательств, владеющих полиграфической базой. Этому же способствует возникновение новых независимых издательств и коммерческих полиграфических предприятий, предлагающих свои услуги редакциям периодических изданий.

Технический рынок. Он формируется за счет систем современных технических средств. Часть входящих в них средств используется для фиксации и хранения информации, другая — и процессе подготовки и выпуска газетных и журнальных номеров, телерадиопрограмм и передач.

Важнейшее место - электронная техника: персональные компьютеры; мощные компьютеры, составляющие основу редакционной информационно-поисковой системы и обеспечивающие связи редакций с информационными агентствами; электронная техника для управления телепередачами; передвижные телевизионные камеры; ноутбуки, мобильные телефоны и факсы. Предложение начинает превышать спрос.

Одновременно усиливается спрос на редакционно-издательские системы, созданные на основе компьютеров. Настольные типографии обеспечивают почти полную технологическую подготовку номера — от набора и корректуры текстов до получения форм для офсетной печати. Средства малой оргтехники. Ксероксы, автоответчики, диктофоны, видеомагнитофоны, цифровые фотоаппараты Спрос на них стабилен и встречает все более разнообразное предложение.

Стоимость современной  техники высока.

Рынок материалов. Один из самых объемных рынков ресурсов, используемых в процессе производства журналистской информации, сегменты. Крупнейший из этих сегментов — материалы, необходимые для выпуска печатных периодических изданий. Это прежде всего бумага. Колебания цен на бумагу могут поставить под угрозу существование редакции.

В течение  короткого времени после развала  плановой экономики в стране цены на бумагу выросли в десятки раз. Целлюлозно-бумажная промышленность страны с устаревшим оборудованием не справлялась со спросом на ее продукцию. Потом - предложение бумаги стало удовлетворять ее спрос. Расходные материалы — бумага для факсов и ксероксов, фотоматериалы.

Информация о работе Журналистская информация, как товар. Основные формы медиабизнеса