Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 01:21, реферат
«Окна Роста», — писал Маяковский, — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища».
«Окна Роста» (или «Окна сатиры Роста») — особого типа плакаты на политические, военные и хозяйственные темы дня, которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно — сначала Российским телеграфным агентством (Роста), а затем Главным управлением политико-просветительных учреждений Наркомпроса РСФСР (Главполитпросветом).
Первоначально «Окна Роста» вывешивались только в витринах (окнах) пустовавших магазинов. Отсюда их название, которое писалось крупными буквами над рисунками, в виде заголовка — «ОКНО САТИРЫ РОСТА».
Ленин,
погруженный в работу, громадную,
неизмеримую, находил время,
А у
этих пятидесяти человек,
Это не
изящный вымысел писателя, а история,
происшедшая этим летом в
Как жалко,
что номера машин остались
неизвестными, что нельзя уже
собрать всех этих безумно
занятых людей, собрать в
О, равнодушие! С ним всегда встречаешься неожиданно. Созидательный порыв, которым охвачена Советская страна, заслоняет его. Равнодушие тонет в большой океанской волне социалистического творчества. Равнодушие -- явление маленькое, но подлое. И оно кусается.
Был дом, счастливый дом, семьдесят две квартиры, семьдесят две входных двери, семьдесят два американских замка. Утром жильцы уходили на работу, вечером возвращались. Летом уезжали на дачи, а осенью приезжали назад.
Ничто
не предвещало грозы. О кражах
даже не думали. В газетах отдел
происшествий упразднен, очевид
Сперва обокрали квартиру номер восемь. Унесли все, кроме мебели и газового счетчика. Потом обокрали квартиру номер шестьдесят три. Тут захватили и счетчик. Кроме того, варварски поломали любимый фикус. Дом задрожал от страха. Кинулись проверять псевдоамериканские замки, изготовленные трудолюбивой артелью. И выяснилось. Замки открываются не только ключом, но и головной шпилькой, перочинным ножиком, пером "рондо", обыкновенным пером, зубочисткой, ногтем, спичкой, примусной иголкой, углом членского билета, запонкой от воротничка, пилкой для ногтей, ключом от будильника, яичной скорлупой и многими другими товарами ширпотреба. К вечеру установили, что если дверь просто толкнуть, то она тоже открывается.
Пришлось
завести семьдесят третий
А ведь
артель знает, что ее
Чья равнодушная рука забросила в ялтинские книжные магазины одни лишь медицинские труды, так что на благовонных крымских берегах духовная пища состоит исключительно из сумрачного изложения основ гистологии, детального описания суставного ревматизма, золотухи, язвы желудка и стригущего лишая?
Иногда в трамвае, пересекающем Свердловскую площадь, остолбенелому взору потомственного почетного горожанина предстоит отечески увещевающий картонный плакат:
Коль свинью ты вдруг забил,
Шкурку сдать ты не забыл?
За нее, уверен будь,
Ты получишь что-нибудь!
В проникновенном
куплете, изготовленном по
Хорошо,
посмотрим. В вагоне двадцать
восемь мест для сиденья,
Вот этот,
в парадной толстовке,
Товарищи, друзья и братья! Разве похож московский трамвайный пассажир на свинодержателя или поросятовладельца? Не относится ли плакат скорее к деревне? Чья же равнодушная лапа наводнила им шумную столицу?
Это все тот же человек из ведомости, безразличный ко всему на свете, пугающийся даже мысли о том, что можно потратить пол-литра казенного бензина, чтобы спасти женщину, рожающую на улице. Его кислая одышка слышится рядом с молодым дыханием людей, строящих мир заново.
Так открывается вдруг цепочка унылых людей, работающих только для видимости, комариная прослойка граждан, связанных с коллективом исключительно ведомостью на жалованье.
Человек
из ведомости хитер. Если
-- Это
все мелочи -- замочки, детки, всякая
ерунда. Надо смотреть шире, глубже,
дальше, принципиальнее. Я люблю
класс, весь класс в целом,
а не каждого его
Вот маска
человека из комариной
По своей
толстовочной внешности и
1932
1 Вот конец этой истории. Он нашел машину. Не важно, какая она была -- пятьдесят вторая или пятьдесят третья. Важно лишь то, что ее пассажир не заставлял себя просить, а тотчас же согласился помочь, хотя ехал по делу весьма значительному. Финиш был совсем неожиданный. На месте происшествия художник не нашел ни замороженной машины, ни жены. Он не нашел ее также в родильном доме. Только тогда он догадался вернуться домой. Оказалось, что жена ждать не могла, потащилась на свой четвертый этаж и немедленно родила у себя в комнате. Ребенка принимали перепуганные соседки. Пуповину перерезали обыкновенными ножницами, которые впопыхах забыли хотя бы вытереть спиртом. Ожидали заражения крови, гибели матери, гибели ребенка. Но тут наконец повезло -- все окончилось благополучно. Одна беда: ожидали мальчика, а родилась девочка. Но это уже общественного значения не имеет. (Прим. авторов.)
Равнодушие. -- Впервые опубликован в газете "Правда", 1932, No 331, 1 декабря.
4. Давид Заславский
Посмотрите в Википедии.
Ленин называл Заславского
Заславский в 1917 году зарекомендовал себя продажным журналистом, с особым остервенением распространявшим клевету о Ленине и Троцком как германских агентах. В ленинских статьях этого периода десятки раз встречались характеристики Заславского как "клеветника" и "негодяя шантажа". "А кто сегодня пишет в "Правде" статьи с травлей Троцкого как агента гестапо? Тот самый Заславский! Это ли опять-таки не символ". Выступал против большевиков, за что подвергся суровому осуждению со стороны В. И. Ленина.
После смерти В.И.Ленина в 1924 г. и перед тем, как приступить к работе в партийной печати, он поместил в газете Правда письмо о полной солидарности с большевистским курсом. В 1925 он возобновил работу как фельетонист сначала в ленинградской «Красной газете», затем в «Ленинградской правде», с 1926 — фельетонист газеты «Известия ЦИК», с 1928 — в редколлегии газеты «Правда». В 1934 г. был принят в ВКП(б). «Заславский, один из главных сотрудников самого ненавистного Ленину издания — меньшевистской газеты «День», стал при Сталине одним из видных сотрудников «Правды». По свидетельству старых правдистов, в 20-е годы коммунисты «Правды» трижды отказывали Заславскому в приеме в партию. Он был принят только тогда, когда принес рекомендацию Сталина» [3] Дальнейшая биография Заславского разительно отличалась от биографий большинства «оппортунистов». Заславский избежал ареста в 1937–1938 гг. Он также не был арестован в 1948 г., хотя и входил в Еврейский антифашистский комитет. Обошли Заславского гонения и аресты евреев, деятелей культуры, в пору так называемой борьбы с «космополитами» (1948–1949).
Талантливый журналист, Заславский удачно приспособился к условиям советской печати, охотно и много писал о внешней и внутренней политике советских властей, чутко улавливал конъюнктурные изменения. Его хлестко и живо написанные фельетоны с частыми цитатами из М. Салтыкова-Щедрина (которому Заславский посвятил ряд литературоведческих работ) и других русских сатириков и юмористов сделали Заславского одним из наиболее влиятельных советских журналистов 1930–1950-х гг. Геростратову славу в истории русской литературы стяжали Заславскому его статьи, шельмовавшие О. Мандельштама (1929) и Б. Пастернака (1958). Он становится автором постоянным и незаменимым. Немногие из партийных журналистов могли бы так быстро, оперативно, предельно доходчиво, как Заславский, написать статью на любую, самую ответственную и острую тему. Такие статьи обычно появлялись в газете без подписи автора, подобно передовицам, и тем самым давалось понять, что выражают они собой не просто мнение редакции «Правды», но политическую установку, безапелляционную директиву ЦК партии.
Такой была вышедшая из-под безотказного пера Заславского статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», возвестившая кампанию против «безродных космополитов», статьи «О художниках-пачкунах», направленная против художников-формалистов, и «Балетная фальшь», обличающая балетных артистов. Статья «Мечты и звуки Мариэтты Шагинян» (коллеги Заславского по «Известиям» 20-х годов) также принадлежит его перу. Конечно, систематически публиковались в «Правде» и статьи Заславского с его подписью на текущие злободневные темы.
Это его перу, как со временем выяснилось, принадлежит печально знаменитая редакционная статья в «Правде» «Сумбур вместо музыки» (1936 г., 28 января), Дмитрий Шостакович, лично знавший Заславского, не догадывался об авторстве статьи, на долгие годы закрывшей его оперу «Катерина Измайлова». Композитор полагал, что к сему руку приложил сам «хозяин», то есть Сталин. Понятно, один был заказчиком, другой — исполнителем.
По партийной разнарядке Заславского посылают «поднимать» журнал «Крокодил», редакция которого была предварительно разогнана за свою неблагонадёжность. Довольно часто выступал Заславский на страницах «Правды» во время Великой Отечественной войны. Его вполне обстоятельные и добротные статьи нельзя было сравнить с острыми, эмоциональными, своеобразными памфлетами Эренбурга в «Красной звезде», но Сталин был Заславским доволен. Обласканный Сталиным, он удостоился отдельного, персонального указа о награждении журналиста орденом Ленина за «военно-литературную работу».
Принято считать, что Заславским
двигал не шкурный страх, а бурливый
темперамент политического
Политическое долгожительство Заславского объяснимо тем, что он не просто ловил из воздуха идеи времени, но был в буквальном смысле рупором этих идей. [6] Сталин же, с присущим ему иезуитством, жаловал людей с червоточинкой, которых можно было держать на крючке, не сомневаясь в их преданности и ревностном служении. В каком-то смысле Заславского вполне устраивает двусмысленная роль «сукиного сына» или прохвоста, отведённая ему Сталиным: «Смешно, как американская и английская печать представляют себе мою роль и мое положение. «Видный», «влиятельный» журналист, «близкий» к Наркоминделу… Я — только пишущее перо в руках руководства. Но и в этом — честь для меня. Если я хорошее перо Сталина, — значит, живу недаром на свете».
После Сталина
Заславский в качестве ведущего партийного журналиста оказывается где-то совсем близко от самого высшего руководства страны. Настолько близко, что любые изменения наверху чреваты и для него. Но и после смерти Сталина, в период десталинизации, Заславский сохранил свое влияние в партийных кругах; был выразителем официальной линии партии при Н.С. Хрущеве. Возглавил кампанию по травле Б. Пастернака после присуждения писателю Нобелевской премии. В период «холодной войны» был рупором советского внешнеполитического ведомства.