Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа
Цель – проследить то, как творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста и человека.
Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.
Задачи – проследить то, как творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.
Введение…………………………………………………………….….3
Глава І. Журналистика как явление……………………………….….5
История возникновения журналистики…………………..5
Творчество и его значение………………………………...8
Журналистика как средство информации……..………..10
Глава ІІ. Журналистика как творчество………………………….....14
2.1. Сущность понятия журналистское творчество……….....14
2.2. On-line журналистика как творчество……………………16
2.3. Индивидуальное и коллективное творчество...……….....19
2.4. Процесс журналистского творчества…………..………...23
2.5. Творческая деятельность журналиста на примерах печатных СМИ……………………………………………………….26
Заключение…………………………………….……………………..30
Практические рекомендации…………………….………………….32
Список используемой литературы…
Причем, стремясь к максимальному использованию потенциала Интернета, некоторые журналисты и органы информации активно используют творческую и организационную помощь своих читателей. Бывает и так, что частное сообщение становится «новостью дня» на информационном сервере. [11]
Сегодняшняя журналистика - и печатная, и радио, и телевидение - отличается тем, что, как правило, существует в двух формах: традиционной, т.е. печатной, звучащей по радио или в видимой на телевизионном экране, и ее цифрового интернет-варианта, который сохраняется на жестком диске компьютера и распространяется в интернете. Здесь очень важно использовать новые возможности интернет-пространства. Виртуальные учебники могут оказать очень большую помощь и поддержку начинающим журналистам и начинающим издателям газет и журналов, руководителям теле- и радиокомпаний. Поэтому, развитие интернет-журналистики и интернет-учебников имеет большое будущее и уже сегодня играет важную роль в совершенствовании журналистского образования.
Интернет, веб-технологии для журналистов превратились из обычной реальности в жесткую неизбежность. Однако для многих сеть как средство производства все еще в значительной степени напоминает сталкерскую Зону: хождение туда не всегда продуктивно, а порой и небезопасно.
Сетевые технологии, как и другие медийные технологии нашего времени, развиваются с такой скоростью, что рекомендованные сегодня ресурсы, приемы работы с информацией и последние разработки в области соответствующего инструментария уже завтра могут оказаться безнадежно устаревшими.
Представляется целесообразным рассматривать сетевые технологии для журналиста в сочетании с другими медийными, средами. Во-первых, комплекс технологий в руках профессионала всегда дает результат более высокий, чем тот, который достигается в рамках одной технологии. Во-вторых, границы между медийными средами весьма условны, а в перспективе могут вообще исчезнуть.
Интернет-журналистика
в скором времени не затмит традиционную
журналистику, традиции редко забываются,
чаще они отходят на второй план. На данный
момент Интернет-журналистика сосуществует
с традиционной журналистикой, эти две
«журналистики» дополняют друг друга.
Пока всем людям доступ к Интернет-журналистике
не предоставлен, традиционная журналистика
будет иметь вес в жизни человечества.
2.3. Индивидуальное и коллективное творчество
Редакционная
деятельность журналиста обусловлена
теми функциональными и
Профессиональные обязанности сотрудников редакции, в основном, определяются должностными инструкциями, утвержденными главным редактором или положением о персонале.
Основные принципы и нормы профессиональной этики журналиста выполняют роль нравственного регулятора деятельности работников СМИ.[11]
Тесные творческие контакты между журналистами обычно налаживаются тогда, когда они совместно проводят какие-то газетные кампании или акции. В редакционной практике, как известно, широко используются различные формы газетных акций, начиная от журналистских расследований и кончая различными благотворительными мероприятиями. В такого рода мероприятиях, как показывают наблюдения, особенно четко проявляются черты коллективного сотворчества.
Совместная деятельность журналистов всегда подразумевает и наличие творческой состязательности между сотрудниками одной редакции. При сравнимости результатов труда люди неизменно сопоставляют свои индивидуальные возможности с творческим потенциалом соперников. Иногда подобное сопоставление происходит независимо от наличия непосредственного контакта между соревнующимися.
Творческое
соперничество начинается с четкого
определения его целевых
В редакционных коллективах одной из форм поощрения инициативной и творческой работы является авторский гонорар. Вопросы, связанные с его выплатой, каждый журналистский коллектив решает по-своему. Во многих редакциях в расценках гонорара установлены «вилки» по каждому виду публикации, что дает реальную возможность поощрения не столько за размер, сколько за содержание произведения, оригинальную разработку темы, литературные достоинства и т.д.
Журналист, как и любой профессионал, больше заинтересован в конечном результате своей работы, если уверен, что ему за это хорошо заплатят. Материальные стимулы всегда тесно связаны с моральными. Правда, преобладание того или иного вида поощрения зависит от ценностной ориентации личности в данном коллективе. [4]
Как и писатель, журналист сам находит материал для своего выступления в печати, тщательно разрабатывая тему. И для него самым ответственным моментом является творческий акт – написание текста. Здесь он может рассчитывать только на собственные способности и силы, - создание его произведения носит сугубо индивидуальный характер.
Но в отличие от писателя или художника журналист всегда выступает в редакционном коллективе. Его творческая личность является лишь элементом редакционной системы. Он участвует в создании коллективного произведения – выпуска газеты. Успех индивидуальной деятельности журналиста зависит и от понимания им своего места и роли в редакционном коллективе.
Редакционное
задание оставляет журналисту достаточно
широкие творческие возможности для оригинального
поворота темы. Коллективный характер
работы над индивидуальным произведением
определяется и влиянием, которое оказывают
на автора другие сотрудники редакции
– корректировкой хода выполнения задания.
На последующих этапах работы это выступает
на первый план. Заведующий отделом, в
котором работает автор, и сотрудник редакционного
секретариата могут совершенствовать
авторский текст, выделять главное, удаляя
ошибочные положения, заменяя неудачный
заголовок. Все эти изменения в тексте
по идее производятся в содружестве с
автором, в любом случае – с его ведома.
Публикация, появившаяся в результате
в газете, представляет собой индивидуально-коллективное
творчество. [11]
- творческая индивидуальность журналиста
Индивидуальность (уникальность) человека – есть проявление его генетических и физиологических особенностей, феномен общественного развития и результат волевой устремленности на освоение общечеловеческой культуры и творческую самореализацию.
«Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». [1]
Творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный характер. Творчество – это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса.[16, с. 124]
Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.
Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький [3,с.468], важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов», то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением». [4]
Современная психология делит людей творческого склада на два типа: дивергенты (способны к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями), конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованием). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалами, а творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.
Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, обладание индивидуальным стилем письма.
Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. [11]
Творчество
всегда соединяет репродуктивные и
продуктивные формы деятельности. Его
уровень определяется соотношением
составляющих, в котором и проявляется
мера и характер творческих способностей,
умений и навыков журналиста. Очевидно,
что творческие поиски возможны и необходимы
во всех сторонах и шагах деятельности,
требующей максимально полного использования
применимых в конкретной творческой ситуации
наработанных приемов, равно как максимального
включения личностно-уникального компонента.
При этом уникальные свойства возникают
лишь на базе уверенного владения накопленным
в каждой сфере творчества «технологическим»
знанием в разных областях журналистского
труда, составляющим основы методологической
культурой – основа максимальной мобилизации
наличных способностей к творчеству. Свобода
творчества в том и проявляется, что на
базе владения знаниями в сфере необходимости
происходит «прорыв» в сферу творческих
находок и открытий. [12, с. 281]
2.4. Процесс журналистского творчества
Знать возможности достижения эффективности и быть творческой личностью – это еще не все. Чтобы произвести в общественном мнении определенные изменения или получить конкретные административные результаты, надо создать тот самый продукт, материал, то произведение, которое и должны к этому привести.
Творческий процесс у человека в любом виде деятельности непрерывен. Его внутренняя, протекающая на уровне психики сторона – скрытая от глаз лаборатория переработки информации, не знающая передышек. Но внешне он оказывается прерывистым, дискретным: продукция на-гора выдается порциями – отдельными произведениями. Это позволяет работу над отдельным произведением взять за единицу наблюдения творческого процесса, определив ее как творческий акт. Особенности творческого процесса отражаются в нем, как море в капле морской воды.
Начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие преодоления той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией. А вот это в разных видах творчества происходит по-разному. [8]
Процесс
этот сложен, он не зря называется творческим
и в нем нередко причудливо
сочетаются многие факторы объективного
и субъективного свойства.
-поиск темы
Всякое журналистское произведение начинается с темы. И поиск темы – это важнейший элемент всего творческого процесса журналиста. Известнейший репортер довоенного и послевоенного времени Евгений Рябчиков, рассказывая о своей практике, говорил: «одни считают, что тема рождается только из факта и, следовательно, не может быть придумана; другие, к числу которых принадлежу и я, утверждают, что процесс рождения темы – двусторонний. Главное, конечно, идти к теме от факта, но возможен и другой путь: от хорошо продуманной, рожденной жизнью темы – к факту».[13, с. 144]
Поскольку журналист не летописец и даже не писатель, то его должны привлекать не вечные темы, вроде коварства и любви, а те актуальные проблемы, которые сейчас волнуют общество. Именно обращаясь к реальным проблемам и противоречиям, журналист и проявляет свое профессиональное умение исследовать глубинную диалектику социального развития и извлекать из этого анализа полезные уроки.
Информация о работе Журналистика как творческая деятельность