Журналистика как творческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель – проследить то, как творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста и человека.
Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.
Задачи – проследить то, как творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….3
Глава І. Журналистика как явление……………………………….….5
История возникновения журналистики…………………..5
Творчество и его значение………………………………...8
Журналистика как средство информации……..………..10
Глава ІІ. Журналистика как творчество………………………….....14
2.1. Сущность понятия журналистское творчество……….....14
2.2. On-line журналистика как творчество……………………16
2.3. Индивидуальное и коллективное творчество...……….....19
2.4. Процесс журналистского творчества…………..………...23
2.5. Творческая деятельность журналиста на примерах печатных СМИ……………………………………………………….26
Заключение…………………………………….……………………..30
Практические рекомендации…………………….………………….32
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

Журналистика как творческая деятельность.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

       Причем, стремясь к максимальному использованию потенциала Интернета, некоторые журналисты и органы информации активно используют творческую и организационную помощь своих читателей. Бывает и так, что частное сообщение становится «новостью дня» на информационном сервере. [11]

       Сегодняшняя журналистика - и печатная, и радио, и телевидение - отличается тем, что, как правило, существует в двух формах: традиционной, т.е. печатной, звучащей по радио или в видимой на телевизионном экране, и ее цифрового интернет-варианта, который сохраняется на жестком диске компьютера и распространяется в интернете. Здесь очень важно использовать новые возможности интернет-пространства. Виртуальные учебники могут оказать очень большую помощь и поддержку начинающим   журналистам   и начинающим издателям газет и журналов, руководителям теле- и радиокомпаний. Поэтому, развитие интернет-журналистики и интернет-учебников имеет большое будущее и уже сегодня играет важную роль в совершенствовании журналистского образования.

       Интернет, веб-технологии для   журналистов   превратились из обычной реальности в жесткую неизбежность. Однако для многих сеть как средство производства все еще в значительной степени напоминает сталкерскую Зону: хождение туда не всегда продуктивно, а порой и небезопасно.

       Сетевые технологии, как и другие медийные технологии нашего времени, развиваются с такой скоростью, что рекомендованные сегодня ресурсы, приемы работы с информацией и последние разработки в области соответствующего инструментария уже завтра могут оказаться безнадежно устаревшими.

       Представляется  целесообразным рассматривать сетевые технологии для   журналиста   в сочетании с другими медийными, средами. Во-первых, комплекс технологий в руках профессионала всегда дает результат более высокий, чем тот, который достигается в рамках одной технологии. Во-вторых, границы между медийными средами весьма условны, а в перспективе могут вообще исчезнуть.

       Интернет-журналистика в скором времени не затмит традиционную журналистику, традиции редко забываются, чаще они отходят на второй план. На данный момент Интернет-журналистика сосуществует с традиционной журналистикой, эти две «журналистики» дополняют друг друга. Пока всем людям доступ к Интернет-журналистике не предоставлен, традиционная журналистика будет иметь вес в жизни человечества. 

 

2.3. Индивидуальное  и коллективное  творчество

       Редакционная  деятельность журналиста обусловлена  теми функциональными и профессиональными  требованиями, которые ему представляются в процессе его работы. Сегодня  взаимоотношения между редакцией  и журналистами строятся на жесткой  контрактной основе. Индивидуальные или коллективные договоры заключаются в порядке и на условиях, определенных общим собранием творческих работников. При этом все профессионально-творческие взаимоотношения между ними определяются особым регламентом газеты.

       Профессиональные  обязанности сотрудников редакции, в основном, определяются должностными инструкциями, утвержденными главным редактором или положением о персонале.

       Основные  принципы и нормы профессиональной этики журналиста выполняют роль нравственного регулятора деятельности работников СМИ.[11]

       Тесные  творческие контакты между журналистами обычно налаживаются тогда, когда они  совместно проводят какие-то газетные кампании или акции. В редакционной практике, как известно, широко используются различные формы газетных акций, начиная от журналистских расследований и кончая различными благотворительными мероприятиями. В такого рода мероприятиях, как показывают наблюдения, особенно четко проявляются черты коллективного сотворчества.

       Совместная  деятельность журналистов всегда подразумевает  и наличие творческой состязательности между сотрудниками одной редакции. При сравнимости результатов труда люди неизменно сопоставляют свои индивидуальные возможности с творческим потенциалом соперников. Иногда подобное сопоставление происходит независимо от наличия непосредственного контакта между соревнующимися.

       Творческое  соперничество начинается с четкого  определения его целевых установок. В итоге соревновательные отношения между сотрудниками данной редакции проявились в довольно примитивной форме и не могли способствовать творческому развитию коллектива.

       В редакционных коллективах одной  из форм поощрения инициативной и  творческой работы является авторский  гонорар. Вопросы, связанные с его  выплатой, каждый журналистский коллектив  решает по-своему. Во многих редакциях в расценках гонорара установлены «вилки» по каждому виду публикации, что дает реальную возможность поощрения не столько за размер, сколько за содержание произведения, оригинальную разработку темы, литературные достоинства и т.д.

       Журналист, как и любой профессионал, больше заинтересован в конечном результате своей работы, если уверен, что ему за это хорошо заплатят. Материальные стимулы всегда тесно связаны с моральными. Правда, преобладание того или иного вида поощрения зависит от ценностной ориентации личности в данном коллективе. [4]

       Как и писатель, журналист сам находит  материал для своего выступления  в печати, тщательно разрабатывая тему. И для него самым ответственным  моментом является творческий акт –  написание текста. Здесь он может  рассчитывать только на собственные способности и силы, - создание его произведения носит сугубо индивидуальный характер.

       Но  в отличие от писателя или художника  журналист всегда выступает в  редакционном коллективе. Его творческая личность является лишь элементом редакционной системы. Он участвует в создании коллективного произведения – выпуска газеты. Успех индивидуальной деятельности журналиста зависит и от понимания им своего места и роли в редакционном коллективе.

       Редакционное  задание оставляет журналисту достаточно широкие творческие возможности для оригинального поворота темы. Коллективный характер работы над индивидуальным произведением определяется и влиянием, которое оказывают на автора другие сотрудники редакции – корректировкой хода выполнения задания. На последующих этапах работы это выступает на первый план. Заведующий отделом, в котором работает автор, и сотрудник редакционного секретариата могут совершенствовать авторский текст, выделять главное, удаляя ошибочные положения, заменяя неудачный заголовок. Все эти изменения в тексте по идее производятся в содружестве с автором, в любом случае – с его ведома. Публикация, появившаяся в результате в газете, представляет собой индивидуально-коллективное творчество. [11] 

- творческая индивидуальность  журналиста

       Индивидуальность (уникальность) человека – есть проявление его генетических и физиологических особенностей, феномен общественного развития и результат волевой устремленности на освоение общечеловеческой культуры и творческую самореализацию.

       «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». [1]

       Творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный характер. Творчество – это  открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса.[16, с. 124]

       Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

       Журналистику  всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький [3,с.468], важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов», то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением». [4]

       Современная психология делит людей творческого склада на два типа: дивергенты (способны к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями), конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованием). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалами, а творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

       Современный журналист должен обладать целым  комплексом профессиональных качеств  и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, обладание индивидуальным стилем письма.

       Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. [11]

       Творчество  всегда соединяет репродуктивные и  продуктивные формы деятельности. Его  уровень определяется соотношением составляющих, в котором и проявляется  мера и характер творческих способностей, умений и навыков журналиста. Очевидно, что творческие поиски возможны и необходимы во всех сторонах и шагах деятельности, требующей максимально полного использования применимых в конкретной творческой ситуации наработанных приемов, равно как максимального включения личностно-уникального компонента. При этом уникальные свойства возникают лишь на базе уверенного владения накопленным в каждой сфере творчества «технологическим» знанием в разных областях журналистского труда, составляющим основы методологической культурой – основа максимальной мобилизации наличных способностей к творчеству. Свобода творчества в том и проявляется, что на базе владения знаниями в сфере необходимости происходит «прорыв» в сферу творческих находок и открытий. [12, с. 281] 

2.4. Процесс журналистского творчества

       Знать возможности достижения эффективности  и быть творческой личностью –  это еще не все. Чтобы произвести в общественном мнении определенные изменения или получить конкретные административные результаты, надо создать  тот самый продукт, материал, то произведение, которое и должны к этому привести.

       Творческий  процесс у человека в любом  виде деятельности непрерывен. Его  внутренняя, протекающая на уровне психики сторона – скрытая  от глаз лаборатория переработки  информации, не знающая передышек. Но внешне он оказывается прерывистым, дискретным: продукция на-гора выдается порциями – отдельными произведениями. Это позволяет работу над отдельным произведением взять за единицу наблюдения творческого процесса, определив ее как творческий акт. Особенности творческого процесса отражаются в нем, как море в капле морской воды.

       Начало  любого творческого процесса связано  с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие  преодоления той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией. А вот это в разных видах творчества происходит по-разному. [8]

       Процесс этот сложен, он не зря называется творческим и в нем нередко причудливо сочетаются многие факторы объективного и субъективного свойства. 

-поиск  темы

       Всякое  журналистское произведение начинается с темы. И поиск темы – это важнейший элемент всего творческого процесса журналиста. Известнейший репортер довоенного и послевоенного времени Евгений Рябчиков, рассказывая о своей практике, говорил: «одни считают, что тема рождается только из факта и, следовательно, не может быть придумана; другие, к числу которых принадлежу и я, утверждают, что процесс рождения темы – двусторонний. Главное, конечно, идти к теме от факта, но возможен и другой путь: от хорошо продуманной, рожденной жизнью темы – к факту».[13, с. 144]

       Поскольку журналист не летописец и даже не писатель, то его должны привлекать не вечные темы, вроде коварства  и любви, а те актуальные проблемы, которые сейчас волнуют общество. Именно обращаясь к реальным проблемам  и противоречиям, журналист и проявляет свое профессиональное умение исследовать глубинную диалектику социального развития и извлекать из этого анализа полезные уроки.

Информация о работе Журналистика как творческая деятельность