Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:21, курсовая работа
Безусловно, полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвленной системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Весь процесс исторического развития журналистики шел по пути все большей демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка, от рукописных “Курантов” к их многочисленным потомкам в виде современных газет, от глашатая на площади к рупору громкоговорителя и радиоприемникам, чутко ловящим не знающие границ голоса всех стран и народов, от люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере, способной, по словам С. Эйзенштейна, “прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним”.
Введение
I Процесс массовой коммуникации и СМИ
1Массовая информация как центральная категория журналистики
2Информационное общество
II
1 Журналистика и средства массовой информации
2Журналистика как фактор социального управления
Заключение
Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.
Следовательно, журналистика - органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы. Понятие “журналистика” раскрывается перед нами в целом ряде взаимосвязанных, обладающих специфическими особенностями, сторон и проявлений.
Назовем шесть важнейших аспектов целостного явления.
Журналистика - это:
· система соответствующих
идеологических учреждений - редакций
газет, телерадиокомпаний, информационных
агентств, пресс-служб министерств
и ведомств и других подразделений,
необходимых для
· система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений;
· совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены - журналистским профессиям мы посвятим отдельную главу);
· система произведений,
созданных для СМИ, опубликованных
на страницах газет и журналов,
включенных в радио- и телепрограммы.
Это те самые репортажи и очерки,
развлекательные шоу и
· комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект - о способах и средствах ее доставки массовой аудитории;
· совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.
Журналистика - явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.
Журналистика как система
средств массовой информации представляет
собой чрезвычайно
Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.
В систему журналистских видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).
Журналистика как совокупность профессий представлена набором сугубо журналистских специализаций (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист). В то же время, современные СМИ во многом зависят от специалистов в области менеджмента, рекламы, юриспруденции, программирования, инженерно-технического обеспечения.
Журналистика как система произведений включает в себя не только опубликованные тексты, но и внутриредакционные материалы (сценарные и режиссерские планы, сетки вещания, обзоры писем), а также обращения в различные социальные институты (запросы информации и разъяснений, просьбы об аккредитации и т.п.).
Журналистика - это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика - одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.
2.Журналистика
как фактор социального
И так, журналистика
несет аудитории информацию, с
помощью которой создает
Вообще, процесс управления – это такой процесс, который приводит к некоторым изменениям в структуре, деятельности и состоянии самого объекта, на которого непосредственно направлен этот процесс. Управление может быть целенаправленным с ярко выраженными и поставленными целями и задачами. Такое управление наиболее четко прослеживается в журналистском материале. Однако даже если кажется, что материал не несет в себе ярко выраженной управленческой функции, то не стоит говорить о том, что ее вовсе нет. Управленческий процесс рождается в результате возникновения новых задач журналистики. Это же в свою очередь происходит за счет их неизбежного возникновения после осуществления какой-либо одной задачи. Таким образом, получается, что процесс управления массовой аудиторией является неминуемым и непосредственным спутником журналистской деятельности и движения общества в целом.
Однако не стоит
думать, что журналистика всесильна
в своем управляющем
Однако такая способность журналистики воздействовать на аудиторию заставляет журналиста особенно важно отнестись к процессу подготовки материалов, потому как именно на нем лежит ответственность за то, как будет формироваться сознание общества, по какому именно пути пойдет поток информации, направляемой к нему.
Управленческие
возможности журналистики делают ее
«четвертой властью» (помимо властей
судебной, законодательной и
В связи с тем, что роль журналистики в общественно-социальной жизни общества все возрастает и возрастает, возникает требование информационной прозрачности, то есть наибольшей доступности и понятности информации каждому члену массовой аудитории. Также возникает и потребность в расширении возможностей доступа журналистов к источникам информации, так как если журналист как информатор не обладает полным спектром материала по тому или иному вопросу, то аудитория получает информационный поток несколько искаженным, кривым и неполным. Однако не стоит в этих случаях забывать и о том, что журналист не должен нарушать юридические и морально-этические нормы. Говоря о нравственной стороне проблемы, следует обращать внимание не только на прописанные законом требования, но и, прежде всего, на собственные моральные устои. И, скорее, личностные качества журналиста играют большую роль в формировании его социальной позиции. В зависимости от того, какой путь выбирает журналист, какой позиции он придерживается, интересы какой социальной группы он защищает, меняется и степень влияния выдаваемой им информации на потребительские массы, деятельность социальных институтов и их активность.
В теории журналистики выделяют три типа социальной позиции журналиста (схема №3):
1) консервативная;
2) реакционная;
3) прогрессивная.
Консервативная
позиция журналиста нацелена на укрепление
уже существующего порядка
Необходимо также
отметить и то, на чем же непосредственно
основывается та или иная социальная
позиция журналиста. Во-первых, на согласованности
общечеловеческих ценностей с интересами
различных социальных групп. Во-вторых,
на самосознании журналиста, на понимании
того, какое место он занимает в
социальной структуре общества. Именно
через ясное представление
- правдивость;
- достоверность;
- патриотизм;
- национальная гордость;
- интернационализм;
- демократизм;
- гуманизм;
-объективность (схема №4).
Соблюдение
принципов журналистики во
Вообще же, массовая информация на протяжении многих столетий играла важнейшую роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных социально-политических сил. Во все времена была, есть и будет информационная борьба общественно-политических сил, так как это неизменный спутник их столкновений в борьбе за «победу». «Информационные войны» ведутся всегда между теми или иными социальными силами, причем с применением различных сомнительных средств, порой нарушающих морально-этические нормы и устои. Во времена «железного занавеса» глушились все иностранные передачи, проводилась контрпропаганда. Для воздействия на население применяли дезинформацию. Это не отсутствие информации вообще, а подача заведомо ложной информации. Цель такого поступка в том, чтобы создать в обществе ложную систему ориентаций и мировоззрения, сформировать искаженную картину мира, действительности, поставить перед аудиторией ложные цели и ценности. Происходит своего рода информационная агрессия, отчуждающая определенные слои общества. Средства, при помощи которых осуществляется проникновение дезинформации в общественно-социальную среду, весьма разнообразны: это может быть как прямая ложь, так и «полуправда», и распространение слухов, которые в некоторых случаях оказываются верными, и утаивание сведений, и неверная расстановка акцентов в сообщаемой информации и т.д. Проникновение такой информации в общество формирует неадекватную реакцию на мировые проблемы.
Для создания единого
информационного пространства, которое
могло бы в дальнейшем развиваться
и прогрессировать, необходимо единое
взаимодействие коммуникационных систем.
Действия же разнонаправленных общественно-
Говоря об «информационных
войнах», необходимо отметить то, что
они возникают не только в период
мировой нестабильности и не только
на мировой арене, но и в самом
информационном поле одной страны.
Особенно остро это чувствуется
в те моменты, когда идет предвыборная
борьба. Противники в таких случаях
стараются любыми способами, даже противоречащими
нравственным устоям, добиться власти.
В связи с этим возникает вопрос
об информационной безопасности страны
применительно к деятельности СМИ.
Информационная безопасность предполагает
выдачу объективной и проверенной
информации о действительности, а
также независимость массово-
Информация о работе Журналистика как сфера массово-информационной деятельности