Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Безусловно, полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвленной системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Весь процесс исторического развития журналистики шел по пути все большей демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка, от рукописных “Курантов” к их многочисленным потомкам в виде современных газет, от глашатая на площади к рупору громкоговорителя и радиоприемникам, чутко ловящим не знающие границ голоса всех стран и народов, от люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере, способной, по словам С. Эйзенштейна, “прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним”.

Содержание

Введение
I Процесс массовой коммуникации и СМИ
1Массовая информация как центральная категория журналистики
2Информационное общество
II
1 Журналистика и средства массовой информации
2Журналистика как фактор социального управления
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая Т иП ми.docx

— 46.41 Кб (Скачать)

Поддержание нужного жизненного тонуса общества (такого психофизического состояния людей, при котором  в случае необходимости легко  возникает и реализуется готовность к действиям), осуществляется за счет текстов развлекательного характера. Потребность в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, который  способствует согласованности общественных практических действий, находит отражение в публикациях, которые утверждают специфические групповые ценности - национальные, профессиональные, возрастные и т. д.

Справочные, рекламные и  эпистолярные материалы в СМИ  служат для удовлетворения еще одной  потребности в оказании помощи членам общества при возникновении у  них проблем делового или частного характера.

Деятельность средств  массовой информации по сути своей  социальна. Она является одним из важнейших социальных институтов, изучение, которого может очень многое сказать  о тенденциях развития общества в  целом. Кроме того, своими сюжетами, тематизацией тех или иных проблем средства массовой информации творят социальный облик нашего времени.

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность  в информации. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение  к извне поступающим данным».

2.Информационное общество

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера - сфера общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества. Информационная сфера оказывает огромное влияние на социальную и политическую составляющие. В ходе перманентного технического прогресса это влияние будет неуклонно возрастать и играть определяющую роль в становлении информационного общества, общества 21 века. Устойчивость такого общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями.

В рамках сложившейся политической системы одним из основных международных  принципов, регулирующих наиболее важные для данной ступени цивилизации  межгосударственные отношения, является принцип уважения прав, свобод и  интересов человека. Интересы личности в информационной сфере заключаются  в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к  информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального  развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Информационный «голод» и связанное  с ним состояние неопределенности в окружающей действительности становятся главным диссонансом, т. е. фактором, дестабилизирующим сознание. В связи  с этим имеется насущная необходимость  в становлении и образовании  информационного общества. Вполне определенно  можно сказать, что информационное общество, как и любое другое общество со своими показателями, по которым  его, возможно, идентифицировать, обладает конкретными признаками. Мы живем  в постиндустриальной экономической  системе, где лимитирующим фактором является информация, а господствующим классом - собственники информации. Понимание  этого факта имеет важное значение, оказывающее непосредственное влияние на решение задачи определить и понять признаки информационного общества. Логически верным представляется выделение признаков информационного общества в следующие три группы:

· создается сеть гигантских взаимосвязанных накопителей знания - общедоступных банков знаний и  данных;

· доступ к этим банкам из любой точки страны и для любого гражданина в минимальный интервал времени;

· гарантируется законом  и наличием необходимых технических  средств.

С этой целью необходима четкая регламентация в законодательстве гарантий реализации права на поиск, получение, передачу и использование  информации; большинство трудящихся занято в сфере услуг и производства информации; информация здесь становится товаром и наряду с информационной технологией занимает ключевое место в экономике страны.

Сегодня особенно актуальными  являются задачи по разработке и анализу  некоторых баз данных, хранящихся в той или иной структуре, с  целью совершенствования человеческой деятельности. Для решения намеченных задач необходимо постепенно создавать  единое информационное пространство административных органов федерального, регионального  и районного уровней и других заинтересованных организаций.

Информатизация как социально-экономический  и научно-технический процесс  оказывает революционное воздействие  на образ жизни людей; влияет на процесс  образования и работы; становится важным стимулом развития мировой экономики; дает возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески  решать экономические и социальные проблемы, стоящие перед ними. Информатизация в конечном ее завершении - формировании информационного общества - предполагает, и удовлетворение потребностей социально  активной части населения в информационном взаимодействии. Рассматривая положительные  стороны информатизации, нельзя не говорить о том, что этот процесс  на данном этапе связан с различными трудностями, наблюдающимися в настоящее  время и к которым можно отнести следующие:

· противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационном пространстве, что затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства, а также формирование на территории России конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации;

· необеспеченность прав граждан на доступ к информации;

· манипулирование информацией, что ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе;

· нечеткость при проведении государственной политики в области  формирования российского информационного пространства;

· недостаточность государственной  поддержки деятельности российских информационных агентств по продвижению  их продукции на зарубежный информационный рынок;

· ухудшение ситуации с  обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну;

· отставание отечественных  информационных технологий вынуждает  органы власти и управления идти по пути закупок импортной техники  и привлечения иностранных фирм;

 

· утечка информации по техническим каналам;

· противоправное применение специальных средств воздействия  на индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Одной из составляющих национальных интересов Российской Федерации  в информационной сфере является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так  и создаваемых на территории России. Информационная безопасность как главнейшее направление государственной политики в информационной сфере может  быть подвержена (и подвергается) различным  видам угроз. Среди них существует такая угроза как манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации). Единственным способом устранения этой угрозы должно стать четкое законодательное регулирование отношений в сфере массовой информации. В противном случае, манипулирование информацией будет оказывать дальнейшее разрушающее воздействие и вести к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании  различной информации и получившего  название информационного общества.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс  компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит  высокий уровень автоматизации  обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система  ценностей, возрастет значимость культурного  досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что  приводит к увеличению доли умственного  труда. От человека потребуется способность  к творчеству, возрастет спрос  на знания.

Материальной и технологической  базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество - общество, в котором большинство  работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

1.Журналистика  и средства массовой информации

Журналистика (от фр. journal - дневник, jour - день; восходит к лат. diurna - ежедневный) - одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

Синонимы к слову “журналистика” - словосочетания “средства массовой коммуникации” (СМК) и “средства  массовой информации” (СМИ).

Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения  с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо - делаю общим, связываю, общаюсь) акт.

Журналистская информация имеет  характерные особенности.

· Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни - в политике, экономике, науке, культуре, спорте - главное для  журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные  явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и  космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных - безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит  множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.

· Во-вторых, журналистская  информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория  утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.

· В-третьих, журналистская  информация должна быть полезной. К  сожалению, нередко работники СМИ  в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека - это не сенсация; сенсация - если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса  речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для  психиатров; общество же в целом  вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную  информацию, но это маргинальные (находящиеся  в стороне от основного содержания, на обочине, буквально - на полях печатного  издания) новости. Не случайно, материалы  такого рода публикуются обычно под  рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д.

Таким образом, предметом  журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает  субъектом, а массовая аудитория  становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что  речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают  влияние различные журналистские  произведения - заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, - являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Распространяются эти  произведения при помощи разнообразных  каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов  обладает достаточно сложной материально-технической  базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации - большой коллектив, требующий  особой организации работы, умелого  управления, руководства. Условно назовем  реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:

Как видим, журналист черпает  информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и  аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских  произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время  аудитория влияет на журналиста уже  тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может  работать “в стол” - в надежде на понимание потомков. Журналистское  произведение, не нашедшее выхода к  аудитории, мертво. Его, словно, и нет.

Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально  важны для журналиста, тем не менее, никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества - и это хорошо видно  на нашей схеме, где журналистское  произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие  свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.

Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется  в газете или журнале, транслируется  по радио или телевидению. Так  же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные  павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так  и работа журналиста немыслима без  канала связи и массовой аудитории.

Информация о работе Журналистика как сфера массово-информационной деятельности