Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:41, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение журналистики как «четвертой власти».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю российской журналистики
Рассмотреть журналистику как социальный институт
Рассмотреть влияние журналистики на современное общество
Изучить роль независимых журналистов и журналистского расследования в целом
Введение
1. История русской журналистики
2. Журналистика как социальный институт
2.1. Журналистское расследование
2.2. Независимая журналистика: проблемы существования
3. Роль СМИ в современном обществе
Заключение
Литература
Приложение 1
2.2. Независимая журналистика: проблемы существования
Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей. Вопросы собственности на СМИ и контроля над ними также всегда в центре внимания тех, кого интересует эта область. Влияние, которое СМИ оказывают на общество, тоже порождает множественные дискуссии. СМИ уже по определению находятся на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми для всесторонних нападок. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивает интересы многих.
По
словам известного в прошлом политобозревателя,
а ныне писателя Виктора Гущина:
«За журналистикой закрепились
две общеизвестные
Может быть, Гущин излишне образен, но, справедливости ради, стоит заметить, что, действительно, основные противоречия наших СМИ лежат не в сфере саморегулирования, экономики или общественных интересов, а в сфере взаимодействия с власть предержащими. А что касается «сучковатости» СМИ, то все, до чего у нас дотрагивается понятие «власть», немедленно обрастает проблемами.
Вообще ситуация в СМИ за последние годы совершенно отчетливо изменилась. Еще года два назад модно было говорить о четвертой власти – СМИ как о некоем пласте, над которым возвышались в виде таких же пластов три других ветви власти. Все они давили на СМИ.
Сейчас конфигурация иная. Часть власти объединилась с частью прессы. Горизонтальная структура потеряна. Теперь СМИ и власть (особенно если речь идет о федеральных СМИ) – это скорее некая группа вертикально построенных структур.
Теперь практически любой далекий от СМИ человек твердо знает, что журналиста, телерадиокомпанию, газету или журнал можно купить, а более близкий – за сколько, на какой полосе или в какое эфирное время. В погоне за сенсациями за кадром остается вопрос: какой ценой добыта информация?
В борьбу между собой медиа-магнаты втягивают простых журналистов, зачастую прикрывая свободой слова свои корыстные личные интересы. Виллы и квартиры за рубежом, дорогие автомобили, счета в престижных мировых банках не только владельцев СМИ, но и целого ряда главных редакторов, ангажированных журналистов уже не удивляют общественность.
А с другой стороны, массовые увольнения, низкая заработная плата, отсутствие коллективных договоров в редакциях, страховок, общепринятых контрактов у наемных журналистов, а часто и просто приказов о назначении на работу и трудовых книжек – распространенное явление. Экономическая удавка все туже затягивается на и без того тонкой шее СМИ. Редакции более двух тысяч региональных и областных изданий стали унитарными предприятиями, на их сотрудников распространяется теперь Закон о госслужащих. При этом профессия журналиста продолжает оставаться одной из самых опасных.
«Мы рискуем потерять свободу слова, мы на грани того, что исчезнут последние, так называемые независимые (пусть экономически) средства массовой информации в регионах» – бьет тревогу Союз журналистов России.
Все приведенное выше – некий обобщенный «крик журналистской души», то, что в разных формах, с разными интонациями звучит там, где собираются поговорить «за жизнь» представители российской многострадальной журналистской братии.
Все
они сегодня задают друг другу
вопросы: «Что делать? Что менять? С
чем и за что бороться?». Громче
и чаще других звучат из их уст хорошо
известные слова «
Журналистика вырастает из трех реалий: экономической, правовой и корпоративной.
Первая реалия. Когда журналист получает в месяц 500 рублей (такова зарплата в регионах), сложно говорить о качестве его работы. Заработок не может не влиять на качество. К этой же реалии относится жуликоватый рынок СМИ, мутный рынок рекламы. И именно для формирования инфраструктуры рынка необходимы и аудит тиражей, и координация в деятельности всей индустрии прессы.
Вторая реалия. Правовая. Те условия, которые создает власть. До тех пор, пока не будет закона о телевидении и радиовещании Российской Федерации, журналисты и хозяева каналов будут беспредельно зависеть от власти, будут лавировать, принимая участие в формировании власти, чтобы либо удержать лицензию, либо получить и сохранить любимое дело. Детальный и скрупулезный анализ "Анатомия свободы слова" выявил 89 политических режимов, сложившихся в России. И каждый субъект федерации, каждый режим по-своему дозирует свободу слова.
Третья
реалия – корпоративная. Это и
то, что именуется школой, и то,
что является корпоративной честью.
В нормальном обществе есть журналистика
как обертка продукта, созданного
другими. Но ее четко отделяют от настоящей
журналистики, являющейся одной из
сердцевин информационного
Что нам делать? Превращать мутный рынок в прозрачный. Укреплять законодательную базу, которая бы не позволяла политикам и чиновникам рулить прессой. Создавать условия, при которых для СМИ было бы выгодно быть добросовестными и честными. Формировать корпоративные принципы профессионализма и чести, чтобы потенциальный клеветник знал, что это опасно.
А теперь – непосредственно к свободе слова и печати, условиям ее существования, реализации, ее плюсам и минусам и взглядам на нее с самых разных общественных позиций.
Свобода
журналиста как понятие, проблема появляется
вместе с развитием средств массовой
информации и активным включением их
в политическую жизнь общества. В
настоящее время, в связи с
отменой ряда ограничений, прежде всего
цензуры, возможности свободного выбора
для журналиста неизмеримо расширились.
Потому свобода предстает перед
пишущим не только как объективная
возможность выбора, но и как субъективная
способность правильно его
В свою очередь эта свобода легко оборачивается произволом, если пишущий не имеет четких нравственных ориентиров, тем более что в условиях административно-командной системы трудно было наработать сколько-нибудь солидный опыт свободного и одновременно ответственного обращения со словом. А при нехватке такого опыта воздух свободы способен одурманить не одну горячую голову.
Известно,
что творческий труд вообще не может
быть жестко регламентирован. Чем меньше
в нем стандартных, повторяющихся
моментов, тем большую роль в его
регуляции играют гуманистические
мотивы и моральные ценности. Эта
зависимость усиливается по мере
ускорения социально-
Принимать
решения журналисту все чаще и
чаще приходится самому, во-первых, из-за
стремительных темпов перемен, которые
в условиях газетной и тем более
радио– и телевизионной оперативности
практически не оставляют запаса
времени для сторонних
Свобода
слова – понятие очень
Как
же сделать так, чтобы не нарушить
все эти права? Наверное, через
такие законы, которые не ущемляют
слов всех и каждого. Иными словами,
никто не может владеть свободой
слова таким образом, что при
этом ущемляются права граждан. Это
сказано и в Международной
«Декларации о средствах
Сегодня
пресса утратила свои пропагандистские
функции. Она стала свободной: и
в политическом, и в идеологическом,
и в финансовом смыслах. Что же
такое демократическая пресса? В
очень обобщенном виде – это достижение
равенства прав для выражения
официальных и сугубо индивидуальных
точек зрения, это поток оперативных
сообщений о деятельности разных
ветвей власти, в том числе и
«четвертой», то есть самой прессы.
Наконец, пресса – это живой нерв,
связывающий государство и
Конечно,
процесс демократизации СМИ протекает
сложно, неоднозначно. Говоря о расширении
границ независимости прессы и электронных
средств информации, мы не должны забывать
о необходимости
Свобода слова должна быть подкреплена законодательно и практически. Диалог власти и прессы обязан быть конструктивным и, несмотря на их естественное противостояние, способствовать развитию страны.
В России за десять лет демократического развития не сложилось политических сил, заинтересованных в свободе печати. Партии рассматривают средства массовой информации исключительно как элемент сохранения и приумножения своего влияния. Отсюда и отсутствие у нас подлинной концепции государственных СМИ.
Что же касается негосударственных СМИ и их свободной деятельности, то, мне кажется, многие журналисты и редакторы поддержали бы точку зрения Владислава Старкова, главного редактора газеты «Аргументы и факты». Оговорюсь, поддержали бы теоретически, потому что речь идет о далеко не безопасной работе СМИ. Но речь пока не об этом.
Владислав Старков: «Пресса обязана заниматься грязной политикой, теневой экономикой, коррупцией и все это грязное белье выносить на всеобщее обозрение, стараться отмыть добела. Надеюсь, СМИ как раз и возьмутся за большую общегосударственную стирку. Не правы те, кто пытается прессу зажать, снова превратить «стиральную машину» в ржавую посудину, которую можно выбросить за ненадобностью. Если это случится, государство само заржавеет».
Ответом редактору одной из немногих независимых российских газет может послужить высказывание Президента России Владимира Путина: «Мы не допустим ограничения свободы слова. Свободные СМИ – это главная гарантия развития демократии. Без гражданских свобод и свободы прессы невозможно создание в России либеральной рыночной экономики».
«Можно ли представить себе механизм ограничения свободы слова? Свобода слова – это одна из составляющих свободы личности, свободы человека в целом. За годы, прошедшие с начала демократических преобразований общества, мы стали другими. Попробуйте отобрать у нас ощущение внутренней свободы! Ничего не выйдет. Никто не отдаст его просто так. Если начнется ограничение в правах, ограничение свободы слова, каждый начнет свое собственное противостояние власти...» – вторит нашему президенту Минтимер Шаймиев, президент Татарстана.
Кстати о противостоянии. Оппозиция власти – единственно честная позиция настоящей журналистики – именно об этом предпочитают сразу заявить редакторы и журналисты, которых спрашивают о независимости журналистики. В демократическом обществе оппозиция должна существовать и иметь право на выражение своей точки зрения, на критику властей и проводимых ими акций, ведь без критики не может быть никакого прогресса. Однако, к сожалению, инструмент плюрализма в руках редакторов и журналистов некоторых изданий служит не укреплению демократических институтов, а подчас прямо противоположным целям.