Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 16:37, курсовая работа
Цель исследования
Охарактеризовать и проанализировать новый массово-культурный тип издания.
Задачи исследования
* Рассмотреть основные тенденции, по которым формируется новый тип развлекательного, массово-культурного издания
* Проанализировать процесс влияния «нового типа издания» на формирование интересов и потребностей аудитории
* Выявить специфику отличий нового типа издания от развлекательной прессы сходного типа
Введение
1. Молодежная культура в контексте массовой культуры
0. Молодежь как субъект массовой коммуникации. Понятия «массовой культуры» и «молодежной субкультуры»
0. Характеристика основных развлекательных журналов, сходных по тематике с «Афишей»
2. Журнал «Афиша» как сформировавшееся издание «нового типа»
0. Характеристика понятия «новый тип издания» через призму понятия «лейбл-культура»
0. Журнал «Афиша» как издание, формирующее свою аудиторию
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Современные СМИ создают и распространяют информацию о принципах организации и функционирования общества, воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуя в процессе формирования социальной реальности. Важная роль СМИ заключается в их способности к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, трансляции в обществе идей, тенденций, культурных явлений. Социологи рассматривают СМИ не только как институты социализации (родители, школа), но и как агенты влияния, механизмы конструирования идентичности. Именно масс-медиа поставляют нормативные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни.
СМИ, являясь одним из основных агентов социализации, оказывает непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, создаёт и воспроизводит культурные мифы, характерные для современного российского общества.
СМИ
находятся в сфере
В
современном российском медиа-пространстве
происходят процессы формирования нового
типа СМИ – изданий, самостоятельно формирующих
или деформирующих мнение своей целевой
аудитории. Издания нового типа, во главе
которых стоит журнал «Афиша», коммуницируют
с читателем таким образом, что последний
больше живет и мыслит в мире, опосредованном
медиа, чем в самой реальности. Особенность
иллюстрирования этих журналов заключается
в том, что они претендуют на формирование
стиля жизни своей целевой аудитории.
В отличие от специализированных журналов,
посвященных одной теме, например автомобилям,
кулинарии, моде, эти издания охватывают
все сферы жизни современного общества.
Объект исследования
Объектом исследования являются издания развлекательной тематики, ориентированные на культуру массового потребления.
Предмет исследования
Предметом исследования является типология, формирующая общественное мнение, создающая культурный фон и тренды для массовой культуры.
Цель исследования
Охарактеризовать и проанализировать новый массово-культурный тип издания.
Задачи исследования
Степень изученности вопроса
Автором изучены труды культурологов и социологов, изучающих особенности исторически определённых уровней развития общества, трансформации массовой культуры и ценностных приоритетов социализирующихся поколений. Особое внимание в исследовании уделено работам по функционированию средств массовой коммуникации и информации в российском обществе, а также исследованиям, посвященным взаимодействию молодёжной культуры и информационного общества. Доктор социологических наук Алла Черных в книге «Мир современных медиа» работает над вопросом: как можно представить мир современных медиа? Она полагает, что две главные возможности рассмотрения — извне и изнутри; извне — со стороны аудитории, к которой принадлежим мы все, но именно это всеобщность неизбежно привела бы к реализации второй опасности; изнутри, т. е. со стороны участников процесса создания информационного продукта и наделения его смыслом (именно такова основная функция современной журналистики), означала бы утерю целостного взгляда, ибо специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя. В конце концов, Алла Черных приходит к компромиссу, попытавшись показать (конечно же, на основе собственного выбора, выражающего её суждение вкуса.) основные проблемы, с которыми сталкиваются исследователи, т. е. систематизаторы современных медиа, которые в силу профессионализма могут рассматриваться как эксперты. При этом она старается отбирать проблемы по степени их социо-культурной значимости. [Алла Черных. 2007 стр. 10]
Некоторые
исследователи утверждают, что необходимым
условием возникновения и существования
субкультуры является аутентичность,
то есть самостоятельность в процессе
создания системы норм, символов, языка,
мировоззрения и т.д. Н.А. Хренов и
К.Б. Соколов подчеркивают, что субкультурная
дифференциация общества ставит в центр
внимания именно культурные, а не только
социальные или экономические аспекты
расслоения общества и исходит «из способности
каких-то общностей, весьма различных
в количественном плане, к созданию культурных
ценностей». Интересно, что в ряде случаев,
например, в работах С.И. Левиковой, это
требование самостоятельности в творчестве
cлужит критерием разграничения таких
явлений как «мoлoдежная культура» и «культура
для мoлoдых». Исследователь различает
эти явления, подчеркивая, что молодежная
культура создается самой молодежью для
себя, не направлена на массовое распространение,
носит замкнутый характер, то есть, ориентирована
на узкий круг посвященных, характеризуется
нонконформизмом и возникает только в
крупных городах. Культура же для молодых,
напротив, создается «отцами» для «детей»,
ориентирована на массовое потребление,
отличается конформизмом и рассчитана
на молодых людей вне зависимости от того,
где они живут. [Епанова Ю.В. 2006]
1. Молодёжная культура в контексте массовой культуры
1.1.Молодёжь как субъект массовой коммуникации. Понятия «массовой культуры» и «молодёжной субкультуры»
Медиатизация является безусловным фактом не только современной культуры, но и мира в целом, где масс-медиа действительно выступают как один из главных социальных институтов, формирующих сознание. Однако, не стоит демонизировать их, чрезмерно преувеличивая роль в создании наших представлений о реальности. Алла Черных в своей книге «Мир современных медиа», характеризуя роль СМИ в сфере культуры и их воздействие на общество в целом, выделяет две основные характеристики: 1) медиа представляют собой первичные источники определений (значений) и образов социальной реальности и выражение (представление) общей идентичности; 2) именно медиа в самом широком смысле, включая как традиционные (прессу, литературу, театр, кино, радио, телевидение и связанные с последними вещательными средствами источники воспроизведения и тиражирования их продуктов — магнитофоны, проигрыватели и т. д.), так и новые, прежде всего сетевые, включая Интернет, источники информации, являются важнейшим фокусом досуговых интересов, формируя общую культурную среду для большинства людей по сравнению с любым другим социальным институтом. [Алла Черных. 2007 стр. 145]
Предполагается, что, как и любая социальная группа, молодёжь создаёт свою собственную субкультуру. Однако, возможно ли применять термин «субкультура» при описании молодёжи, и что следует под ним понимать? В научной литературе существует как минимум четыре трактовки этого понятия.
1. Субкультура
рассматривается как
2. Под
субкультурой понимается
3. Субкультура
– в чем-то ограниченная
4. Субкультура
как система ценностей,
Как отмечает Щепанская Т.Б., «само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе». Термин появился в научной литературе в 30-х годах ХХ века, однако действительно широкое его распространение было связано с изучением молодежных движений в 1960-х – 1970-х годах. Первоначально в значении термина подчеркивалась значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер подобных явления. В качестве «культуры» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие использовалось в одном ряду с «андеграундом» и «контркультурой». [Щепанская Т.Б. 2003]
По мнению Стюарта Холла, британского теоретика в области культурных исследований, директора Центра Культурных исследований в Бирмингемском университете, понятие культуры значительно демократизировалось, даже искусство перестало рассматриваться как квинтэссенция духовно-культурного опыта: в парадигме «культурных исследований» это всего лишь одна из форм социальной практики. Понятие «культура» стало ассоциироваться со словом «обыденный». Культура — это то, что «пронизывает насквозь», пропитывает все социальные практики в обществе, она олицетворяет собой их коммуникативное ядро. Исследовать культуру — значит понять «структуру чувствования», присущую данному обществу. [А.Р. Усманова. 2003]
М.Р.Жбанков в «Энциклопедии социологии» даёт довольно точное определение термину «массовая культура». «Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Элемент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать массовую культуру заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским "подпольем" и традиционной народной культурой». [М.Р.Жбанков. 2003]
Как
можно разграничить понятия «молодёжная
культура» и «культура для
молодых»? Я полагаю, что молодёжная
культура всё же не направлена на массовое
распространение, носит замкнутый характер
и создаётся самой молодёжью для себя.
Её можно охарактеризовать нонконформистской
и определить место её формирования –
крупные города. Культура для молодых,
сориентированная на массовое потребление,
создаётся для молодёжи, но не ей самой.
В данном случае, создателем культуры
для молодых может выступать издание нового
типа.
1.2.Характеристика
основных досугово-
«Lifestyle». Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) характеризует категорию «lifestyle» следующим образом: «Читая журнал life style, читатель получает более или менее полное представление о стиле жизни той социальной группы, к которой он принадлежит или хочет принадлежать. Он узнаёт, что ему для этого нужно носить; какой парфюм и косметику использовать; какие книги читать, какую музыку слушать, какие фильмы и балеты смотреть; где отдыхать; как строить мои отношения с любимым(ой), мамой, начальником, коллегами и т.д». Читая журнал, потребитель между строк впитывает философию, образ мыслей, способы коммуникации и вообще язык, которые присущи этой социальной группе. «lifestyle» дает все это не просто в виде винегрета, т.е. простой суммы рубрик, а в виде целостного образа». Из западных журналов категории «lifestyle» можно выделит: «Cosmopolitan», «Elle», «Man’s health». Из отечественных – «Apriori», «Beauty», Магия Cosmo», «Она».
Журналы категории «Lifestyle» можно разделить на два типа - имиджевые и потребительские. Первые придают большое значение воспроизведению актуального имиджа, стиля (стиль текста, верстки, фотографий). Для читателей этих изданий статусность употребления той или иной вещи – не пустой звук. Вторые уделяют больше внимания практической стороне жизни. Журнал старается быть полезным, тексты написаны в основном в жанре советов. Существует закономерность, что чем платежеспособней аудитория, на которую ориентируется издание, тем более имиджевый характер оно имеет. И наоборот. Это соотносится с понятиями масс-маркет и премиум. В потребительских журналах текста больше, чем картинок. В имиджевых наоборот – текста меньше, картинок больше. Премиумные журналы лайфстайл требуют ещё более щепетильного отношения к мелочам, которые, в итоге создают общее впечатление продукта с высоким качества во всем. Такой эстетический уровень в этом журнальном сегменте становится основной ценностью, которая, собственно, и формирует бренд.
Информация о работе Журнал «Афиша» - развлекательное издание «нового типа»