Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 10:36, курсовая работа
История современной телевизионной журналистики, по большей части, формировалась как история эволюции ее жанрового ряда. Телевидение, зародившееся, как инструмент информирования и пропаганды, с развитием теоретических основ журналистики и ее практических возможностей, из средства массовой информации превратилось в средство «массового развлечения», «просвещения», «коммуникации» и др.
Введение
Глава I. Система жанров телевизионной журналистики на современном телевидении
1.1 Классификация основных направлений и жанров телевизионной журналистики на современном российском ТВ
1.2 Проблема жанрового взаимопроникновения, понятие infotaiment`a
Глава II. Анализ эволюции жанровой структуры «Новгородского областного телевидения» в период с 2008 по 2011 гг.
2.1 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2008/2009
2.2 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2009/2010
2.3 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2010/2011
Заключение
Список литературы
Документальный фильм — Основная форма существования жанра документального (также неигрового) кино. Номинально причисляется к информационной журналистике.
Заметка (видеосюжет) — общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией».
Интервью — (от англ. interview — обмен мнениями) — жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д. Также составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах, позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию.
Отчет — жанр информационной публицистики, пограничный с некомментированным репортажем, по сути или по крайней мере по форме (в имитации) подающий протокольно–фиксированную информацию о событии или мероприятии в длительном и детальном показе.
Репортаж — жанр информационной публицистики, Типичный репортаж в составе новостной информации включает авторскую работу оператора и корреспондента (репортера), который, согласно господствующей концепции, должен служить «беспристрастным и точным посредником между зрителем и реальностью».
К группе аналитических жанров можно отнести:
Беседа — жанр аналитической журналистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации
Выступление (в кадре) — монолог на общественно–значимую тему. Жанр информационной или аналитической публицистики, создающий эффект плюрализма на ТВ как СМИ.
Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность.
Журналистское расследование — своеобразный и распространенный на крупных компаниях «внутренний» аналитический жанр.
Комментарий — жанр аналитической публицистики, разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой.
Корреспонденция — жанр аналитической публицистики, в отличие от репортажа или заметки (сюжета или информации) — субъективно персонифицированный и обязательно содержащий аналитический комментарий в качестве неотъемлемой составляющей. Существует в двух формах — о событии (быстро устаревает) или по проблеме.
Обозрение — жанр аналитической публицистики, позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем ключе события (факты) одного временного («Мир за неделю») или тематически–адресного («Кинопанорама», «Футбольное обозрение») ряда.
Пресс–конференция — жанр аналитической публицистики, представляющий собой усложненный вариант интервью с несколькими (многими) журналистами, проводимое по жесткой схеме, в ограниченное и фиксированное (назначенное) время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте
Теледебаты —аналитическая журналистика. Вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является неотъемлемой необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.
Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило географически удаленных друг от друга, с помощью техники спутниковой связи.
Ток–шоу — разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому
К жанрам художественной журналистики относят:
Бенефис — жанр художественной журналистики, связанный с выигрышным показом единственной замечательной личности. Имеет постановочную природу. В современном варианте эволюционировал в понятие «клипа».
Водевиль — художественный жанр. Игровой музыкальный зрелищный сценический и экранный жанр, как правило с переодеваниями и с преимущественной рекреационной функцией. На современном телевидении яркий пример «водевиля» - новогодние эфиры на центральных и региональных ТВ-компаниях
Зарисовка — идущий без комментария или с закадровым ассоциативным текстом зрелищный высокохудожественный жанр короткого видеосюжета или последовательности видовых кадров обычно без драматургической композиции и иногда без сюжета, при обязательном высоко профессиональном операторском мастерстве, с использованием неожиданных ракурсов, различных планов (детальных и общих) и ассоциативного монтажа. Зарисовки используются ассоциативно–тематически, т.е. транслируются для перебивки напряженной новостной информации или спортивных репортажей для возможности релаксации зрителя.
Игра — телеигра типа «Поля чудес», «КВН» или «Что? Где? Когда?», в прошлом — викторина. Зрелищность жанра поддерживается высоко профессиональной режиссурой, незаурядностью личности ведущего, неизвестностью исхода и интерактивным режимом — зритель может задать вопрос и даже выиграть этап (раунд) игры.
Клип (видеоклип) — синтетический жанр (англ. clip — ножницы, стрижка), возникший как способ предварительного изготовления рекламного зрелищного продукта в виде короткой (от двух до десяти минут) видеозаписи с использованием всевозможных изобразительных средств, компьютерной обработки изображения и обычно выполненной высокого уровня профессионалами.
Очерк — жанр литературы, кино и ТВ, основанный на создании художественного образа документальными средствами.
Сатира — в прошлом — группа жанров (в основном фельетон и памфлет), в настоящее время скорее способ (стиль) отображения реальности, используемый во многих журналистских жанрах для поддержания остроты восприятия и расширения аудитории.
Телемарафон — художественная журналистика. По аналогии с психологическим зондированием личности длящаяся 24 часа передача, обычно в прямой трансляции и с одним ведущим, организуемая как правило с благотворительными целями (например, чтобы собрать средства на лечение детей, больных одной конкретной болезнью), проводимая в интерактивном режиме — зрители имеют возможность звонить в студию, предлагая пожертвования и частично влияя на ход передачи.
Эссе — монологичный жанр художественной, в основном литературной, публицистики, авторство которого приписывается Монтеню. Из современных телевизионных передач к настоящему жанру можно отнести «Реку времени» Дмитрия Захарова.
1.2 Проблема жанрового взаимопроникновения. Понятие передачи. Явление infotaiment`a.
Диффузия жанров характерна для публицистики в целом, но особенно очевидна именно в телевизионной публицистике - в силу не столько новизны телевидения как рода журналистики, сколько благодаря огромному богатству языка - движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. На стыке жанров, на их сломе подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени [7].
Телевидение развивалось, идя по пути освоения традиционных жанров. Затем - их преломления согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Поэтому в ТВ-программе стали в равной степени привычными как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанра интервью).
Существует два типа взаимопроникновения жанров. Первый из них представляет «объединение видеоматериалов разных жанров в концепции одной телевизионной программы». Такие конгломерации в журналистике принято называть «передачами». Примером передачи может стать трансляция футбольного матча, в перерыве которого журналисты берут интервью у главных тренеров команд, а по итогам которого – показывают обзор. В рамках «передачи» возможны сочетания информационных жанров с художественными и аналитическими. Передача – это первый, появившийся на телевидении вид агрегации телематериала. Появилась она еще в середине 20 века, в формате киножурнала.
Киножурнал — распространенная в прошлом форма экранной продукции, несомненно представляющая собой самостоятельный жанр, при которой произведение составляется из коротких игровых, документальных или мультипликационных сюжетов с насыщенной драматургической или информационной композицией. Может объединять материалы разных жанров.
Наиболее известный ее формат – новости. В принципе, подача новостной информации — стандартный метод и его надлежащее место должно было бы быть в следующем разделе. Однако, как это внедрилось на отечественных СМИ начиная с электронных, некоторые компании (например, «Эхо Москвы») или конкретные ведущие (с чего начинала Татьяна Миткова, фактически утвердив индивидуальный имидж) организуют подачу новостей в столь выраженно–неповторимой, узнаваемой авторской форме, фактически представляющей собою самостоятельный жанр телепублицистики с высоким зрелищным эффектом достоверности.
По похожему принципу, только в иных масштабах строится понятие «канала», - протяженной по времени «сборной» телевизионной программы, включающей в себя иногда вполне самостоятельные передачи (составные части), но тем не менее обладающая легко обнаруживаемым единством – либо территориального, либо тематического характера
Другой вид – это собственно «жанровая диффузия» или «межжанровый синтез». Когда в одной «телеоболочке» материала смешиваются черты разных жанров.
Межжанровый синтез, как явление мало изучен в теоретическом аспекте, так как пока еще не существует достаточного количества фактов для сколь-нибудь серьезных обобщений.
Среди его причин. Самарцев О.Л., например, называет:
«Целый ряд факторов как социального и эстетического, так и технологического характера, обуславливающих эволюцию ТВ-журналистики.» [13]
При этом, о межжанровом синтезе не всегда можно говорить в положительных тонах – в некоторых случаях он является признаком неудовлетворительной работы редакции, технического брака.
Наиболее современным проявлением межжанрового синтеза, как явления эволюционного стало понятие «infotaiment`a». Которое можно охарактеризовать «повышением удельного веса развлекательного момента в форе подачи информационной или аналитической журналистики».
Исследователь Олешко В.Ф. в своей работе «Журналистика – как творчество», пишет: «информируя – развлекай. Сухая подача информации не интересна читателю. Иногда нужно находить разные грани вопроса, не столько важные, сколько занимательные. Например, обыкновенную поездку с премьером за границу можно подать гораздо интереснее для простого читателя: кроме протокольных встреч описать, что премьер кушал, какие достопримечательности посетил (с их описанием), какой был у него костюм, какое платье у супруги – все по бытовому интересное, связанное с визитом.» [13]
В работе мы будем использовать понятия «передачи», «межжанровой диффузии» и «инфотеймента». При этом, постараемся все-таки высчитать удельную доли того или иного жанра в каждом образце телепродукта «Новгородского областного телевидения».
2.1. Анализ жанровой структуры «Новгородского областного телевидения» в телесезоне 2008/2009 гг.
Мы приступаем к анализу вещания «Новгородского областного телевидения» в соответствии с выведенными в теоретической части терминами и определениями. Здесь мы рассмотрим список проектов, заявленных телекомпанией на сезон, определим из них процент контента собственного производства и долю закупаемого контента. Материалы, произведенные каналом «НОТ» будут классифицированы по жанровой принадлежности, по типологии функции вещания. Мы рассмотрим хронометраж , частоту и время выхода в эфир. Выясним приоритеты руководства канала в жанровой структуре вещания, вычислим удельный вес информационной, аналитической и развлекательной продукции. Рассмотрим случаи межжанрового проникновения.
Для начала – ознакомимся с историческим контекстом и теми внешними факторами, которые влияли на стратегию развития канала в 2008-2009 гг.
Телесезон 2008-2009гг. продолжался с 20 января 2008 года по январь 2009. Такая хронология не соответствует общепринятым представлениям о телесезоне (стандарт которого – работа с сентября по январь) и был вызван заменой руководства канала. Время суточного вещания канала составляла 14 часов (эфирный день начинался в 9.00 и заканчивался в 23.00).Для АНО «НОТ» 2008 г. был годом финансового и кадрового кризиса. Компания, остававшаяся в нестабильном состоянии с момента разделения с ГТРК «Славия», имела проблемы с лицензированием вещания, а также – редакторским составом. Работники, потерянные при разделении редакций с ГТРК «Славия» заменялись менее опытными и профессиональными. Объем финансирования канала за 2008г. – является наименьшим за годы, рассматриваемые в моей работе.
Генеральным директором компании в марте 2008 года был назначен А.Н. Лавров. Директор заявил о «курсе на реформу сетки вещания и антикризисные меры».
О своих тематических приоритетах он заявил в интервью ИА REGNUM
«Cегодня в основе нашей работ - две составляющие - идеологическая и организационная. Идеологическая заключается в перепозиционировании существующего имиджа Новгородской области в информационно открытую, инвестиционно привлекательную, с высоким потенциалом социально-экономического роста, потому что сегодня за регионом все еще сохраняется имидж "бандитского заповедника", "государства в государстве", - в целом, закрытого информационного поля. Мы говорим сегодня об информационной открытости, хотим обеспечить потребителя качественным продуктом, перейти на качественно новый уровень, потому что требования к качеству - так называемые информационные стандарты - определяет потребитель.»