Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:40, реферат
Цель реферата: изучить процесс взаимоотношения первой и четвертой властей как взаимное влияние друг на друга.
Для этого автор поставил задачи:
1. Определить, каким бывает влияние СМИ на политику правительства
2. Определить, какие субъекты правительства могут влиять на СМИ
3. Определить, с какими сталкиваются проблемами пресса, при давлении на нее со стороны правительства
4. Определить, какие нормативные акты регулируют данные отношения.
5. рассмотреть случай взаимоотношений СМИ и власти на примере газеты «Золотая горка»
Введение
Теоретическая часть……………………………………………………….……4
1. Влияние СМИ на власть…………………………………………………...…..4
2. Влияние власти на СМИ…………………………………………………….....5
2.1. Субъекты воздействия на СМИ…………………………………………......5
2. 2. Проблемы, связанные с воздействием на СМИ власти…………………...5
3. Писаные правила взаимоотношений………………………………………….7
II. Практическая часть…………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….....13
Список литературы………………………………………………………………14
Приложение………………………………………………………………………15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. М. Горького
факультет журналистики
ВЗОИМООТНОШЕНИЯ ПЕРВОЙ И ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ БЕРЕЗОВСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «ЗОЛОТАЯ ГОРКА»)
Сдала:
Студентка 2 курса
Нечаева Д. Н.
Проверил:
Фаюстов А. В..
Екатеринбург
2011г.
Оглавление
Вступление……………………………………………………
I. Теоретическая часть……………………………………………………….……4
1. Влияние СМИ на власть…………………………………………………...….
2. Влияние власти на СМИ…………………………………………………….....5
2.1. Субъекты воздействия на СМИ…………………………………………......5
2. 2. Проблемы, связанные
с воздействием на СМИ власти……
3. Писаные правила взаимоотношений………………………………………
II. Практическая часть…………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Вступление
Средства массовой информации (СМИ) не зря называют четвертой ветвью власти, т.к. они выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных ее ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. Средства массовой информации - важнейшие инструменты реализации политического процесса и формирования общественного мнения.
3 мая отмечается Всемирный день свободы прессы. И этот праздник, на мой взгляд, становится актуальнее из года в год. Не менее актуальным и является мой реферат, в котором я постараюсь рассмотреть не только оказываемое влияние на прессу политикой государства, но и способы давления государства на СМИ.
Предметом моего реферата является взаимоотношение власти и СМИ, а объектом - взаимоотношения власти города Березовского и газеты «Золотая горка».
Цель моего реферата
изучить процесс
Для этого я поставила задачи:
Пособия, которые помогли мне при написании реферата – это «Профессиональная этика журналиста» Г. В. Лазутиной, Д. С. Аврамова, «Русская журналистика в документах. История надзора» а также Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ», ФЗ «О СМИ», ФЗ «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ», ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и сайт газеты «Золотая горка»
I. Теоретическая часть
1. Влияние СМИ на власть
В современных условиях влияние СМИ на государство в целом настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня невозможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.
Чтобы активно освещать политическую жизнь, СМИ должны быть свободны и независимы. В ряде работ исследуется вопрос о том, как связаны эти характеристики с разумным управлением страной. В основном делается вывод о том, что уровень коррупции, как правило, ниже в странах со свободной прессой, там, где меньше газет, принадлежащих государству, и больше зарубежных СМИ. Хотя эти исследования достаточно показательны, на их основании трудно сделать вывод, что свободная и независимая пресса снижает коррупцию. Свобода прессы зависит от действий правительства, а коррумпированное правительство имеет мощные стимулы заглушать голос СМИ. Поэтому корреляция коррупции и структуры СМИ может быть простым следствием совместного определения этих переменных.
Но существует ли реально независимые СМИ? Это наиболее дискутируемый термин в теории и практике СМИ, которые не финансируются, не дотируются, не льготируются, тем самым, не подвергаются контролю со стороны государства в области содержания и формы журналистских материалов. Разделяющие вторую точку зрения, считают, что независимые СМИ могут быть только те, кто сами зарабатывают необходимые средства для нормального функционирования и за все платят самостоятельно. Третьи полагают, что независимых СМИ нет и не может быть, так как список зависимостей не ограничивается только государственной или финансовой. СМИР зависят от аудитории, таланта и профессионализма журналистов и многих других обстоятельств. Целесообразнее разделять СМИ на государственные (или с участием государственных структур) и частные.
2. Влияние власти на СМИ
2. 1. Субъекты воздействия на СМИ
Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.
СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики, таких как политические партии, общественные организации, отдельные политические группировки внутри правящей элиты и органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.
В Союз журналистов России в месяц поступает в среднем 10 сообщений «о притеснениях СМИ со стороны властей». Среди них наиболее встречаемые – это:
Огромное число
Во-первых, практически все местных СМИ учреждены муниципалитетами, которые оказывают на них влияние, навязывая свое мнение и оценки редакторскому коллективу. Разногласия между администрацией и редактором всегда заканчиваются увольнением последнего. В условиях отсутствия разработанной информационной политики властей, редакции боятся «навредить» отношениям с администрациями глубокими аналитическими либо эмоционально окрашенными статьями.
Во-вторых, информация, предоставляемая администрациями СМИ, в значительной степени дозируется, что объясняется не умышленным стремлением скрыть от общественности какие-либо факты, а непониманием, как их представить населению «в выгодном свете». Поэтому большая часть материалов носит уведомительный характер. В вопросах освещения деятельности администраций, а также многих острых социальных проблем, СМИ превращаются в подразделения муниципалитетов, что приводит к потере обратной связи с населением. Население же не проявляет к местным СМИ особый интерес. Таким образом, СМИ дистанцируется от населения и не участвует в формировании общественного мнения, косвенно способствуя его стихийному формированию.
3. Писаные правила взаимоотношений
Взаимоотношения властей
со СМИ регулируются в настоящее
время Конституцией РФ, Федеральными
законами “О средствах массовой информации”,
“Об общих принципах
Конституция РФ:
Федеральный закон “Об общих принципах организации МС в РФ”:
Федеральный закон “О средствах массовой информации”: