Влияние традиций политической культуры на отечественную журналистику XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются традиции отечественной политической культуры и их влияние на журналистику в течении XX века.
Работа посвящена проблеме взаимосвязи и взаимовлияния политики и журналистики.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении определены цель и задачи исследования, раскрывается актуальность и значимость выбранной темы, формулируется объект и предмет, степень разработанности в литературе, методы исследования.

Содержание

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ..................................................................
РЕФЕРАТ.................................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
I. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ В ТЕЧЕНИЕ XX ВЕКА……….....
1.1. Развитие отечественной журналистики в дореволюционный период …….….. .…………..……….………………….........................................6
1.2. Особенности становления отечественной журналистики в годы советской власти ………..…………....................................................................10
1.3. Тенденции развития отечественной журналистики в постсоветский период ……………………………………………………………………………14
II. ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ XX ВЕКА…………………………….
2.1. Взаимосвязь политики и журналистики…………...................................18
2.2. Влияние политической культуры на отечественную журналистику XX века……………………………………………………………………………..…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…................................................................................................... 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………...........................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЕ …..……………………………………………………….……....30

Работа содержит 1 файл

е я курсовая работа.doc

— 942.00 Кб (Скачать)

     Принятые  в 1995 г. постановления «Об информации, информатизации и защите информации» и «О рекламе» вселили еще большую надежду на коренные изменения в отечественной журналистике. В 1996 г. у нас произошло беспрецедентное событие: главные редакторы региональных газет объединились в свой Клуб и приступили к изданию журнала «Четвертая власть». В редакционной статье первого номера «Слово к коллегам» сообщалось, что в члены Клуба вступили уже сто редакторов и выражалась уверенность, что его членами скоро будут редакторы всех регионов.

     В постсоветский период выяснилось, что  свобода печати, прежде всего свобода  от цензуры, еще «не означает возможность  всегда свободно выражать свои мысли  и идеи. Все более отчетливо выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент. В экономической же сфере выявились немалые трудности для развития свободы печати». И все-таки, вопреки всем трудностям, отечественные средства массовой информации постсоветского периода и количественно, и качественно изменились коренным образом: издания КПСС из официальных правительственных превратились в оппозиционные, официальными же стали президентские демократические газеты и журналы. К 1998 г. у федерального правительства из печатных СМИ имелись: «Российская газета», «Российские вести», «Россия», из электронных – телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс».

     В постсоветский период в газетном мире России произошли значительные типологические изменения. Вместо однообразных партийных стали выходить качественные и массовые, дотируемые из казны и коммерческие, официальные издания, отражающие точку зрения правительства и властных структур, и издания, критикующие существующий режим. Как и в дооктябрьский период, постсоветская журналистика стала многопартийной. Уже в начале 1990-х годов появилось свыше тысячи газет и журналов разных политических направлений. В 1992 г. в стране действовало около 150 разных политических партий и движений, приступивших к изданию своих печатных органов. В числе первых появились газеты «Демократическая Россия», «Речь» (партия народной свободы), «Гражданин» (кадетская демократическая партия). Наиболее многочисленными были издания коммунистической и либерально-демократической партий. Из коммунистических можно выделить газеты «Народная правда», «Молния» и другие. С марта 1995 г. начала выходить газета компартии Российской Федерации «Правда России». Продолжали издаваться также «Правда», «Советская Россия». К середине 1990-х годов компартия объединяла в своих рядах более полумиллиона человек, имела около 120 газет, общий тираж которых составлял полтора миллиона экземпляров.

     Наибольшую  популярность и наибольший тираж  в постсоветский период имеют  газеты, не выражающие открыто своей партийной приверженности, стремящиеся к объективности, независимости своих суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Общая газета», «Труд». Одна из старейших в России газета «Труд», имея полуторамиллионный тираж, распространяется не только в СНГ, но и странах Европы, Америки, Азии и даже Африки. Газета получает сотни тысяч писем в год, что свидетельствует о неизменном интересе читателей.

     Самые значительные перемены произошли в  прессе для детей и подростков. Единственная, издававшаяся в СССР «Пионерская правда» выходит в окружении многих газет, из которых следует выделить «Детскую деловую газету» и «Школьную роман-газету».

     Все больший размах в отечественной  журналистике получают религиозные  издания. Большой популярностью пользуются «Семейная православная газета» (для семейного чтения), «Благовест» (для военных), «Утоли моя печали» (для заключенных), «Татьянин день» (для студентов).

     Существенные  изменения произошли и в отечественной  журнальной периодике. Вместо центрального партийного журнала «Коммунист» издается «Свободная мысль», вместо «Комсомольской жизни» журнал «Пульс». Появились философской ориентации журналы «Логос», «Человек», религиозные – «Мир библии», «Пробуждение». По-прежнему большой популярностью пользуются «Огонек», «Крестьянка», «Работница», «Здоровье», достойное место занимают литературно-художественные журналы «Новый мир», «Звезда», «Москва». Один из старейших и самых читаемых ежемесячный иллюстрированный журнал «Крестьянка» выходит с бесплатным приложением «Хозяюшка», художественной вкладкой «Музеи мира» и ежемесячными подписными приложениями «Наша усадьба», «Мода в доме», «Пятнашки», «Обыватель». Кроме того, для подписчиков «Крестьянки» издается бесплатное приложение «Семейная библиотека». И все это выпускает издательский дом «Крестьянка».

     Появление газетно-журнальных издательских домов  – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ», «Экономика и жизнь».

     Безусловно, самым важным событием в истории  отечественной журналистики постсоветского периода стало относительно стремительное  развитие в России Интернета: если в  начале 1997 г. только 0,15% россиян пользовалось Интернетом, то к 2000 г. их стало 6,3%, или 9 млн. человек. В середине 90-х годов в электронном исполнении появились газеты «Известия», «Аргументы и факты», «Экономика и жизнь», журнал «Огонек», представлявшие точную копию бумажного образца. В 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, а к 2000 г. практически все периодические издания, радиостанции и телевизионные каналы заимели в Интернете свои сайты. Возрастает и группа Интернет-медиа (т.е. СМИ, не имеющих печатных аналогов).

     Незаменимым средством обмена информацией стала  электронная почта Интернета, позволяющая  свободно общаться с собеседником из любого региона планеты. Открылась  возможность мгновенной обратной связи, прямого участия каждого в информационном процессе.

     Итак, к концу XX века происходит становление общества потребления, проникновение стандартов массовой культуры в различные сферы общественной жизни, в том числе и журналистику, развитие массовой рекламы. Всё это оказало существенное влияние на русскую журналистику в целом. Стремительные изменения в российской государственности, а именно распад СССР, связанная с этим экономическая нестабильность, нарушения вертикальных связей между центром и регионами приводят к заметному ослаблению воздействия средств массовой информации на массы. 

Глава 2: ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ XX ВЕКА

2.1. Взаимосвязь политики и журналистики 

            Чтобы иметь четкое представление о проблеме работы, нужно разложить термин «традиции политической культуры» на составляющие его части: «традиции», «политика» и «культура». Понятие «традиция» в переводе с латинского означает «передача, предание». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении и обозначало материальное действие. Сейчас под традицией мы понимаем элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. Исследование каких-либо традиций может многое рассказать об истории народа.

      Второй  термин – «политика». Он означает общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. У понятия «культура» имеется огромное количество толкований, наиболее подходящее к проблеме дает уральский ученый Л.Н. Коган: «культура – это общественная система сущностных сил человека в процессе его многообразной социальной деятельности». Речь идет в первую очередь о духовных ценностях, созданных в течение истории общества. Если соединить эти два термина, то получится термин «политическая культура» - это часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

     Политическая  культура - это система отношений  и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся, постоянно обогащающееся историей в своем содержании и формах, явление, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная революция, научно-техническая, компьютерная, информационная или иные революции.

     Политическую  культуру можно характеризовать  как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему. Политическая культура, как отмечает американский политолог Д. Дивайн, - это "историческая система широко распространенных, фундаментальных поведенческих политических ценностей", которых придерживаются члены данной общественно-политической системы.

     Политическая  культура оказывает существенное влияние  на формирование, функционирование и  эволюцию государственных и общественных институтов и направлена на претворение в жизнь конкретных политических установок.

     В какой же мере политические традиции влияют на жизнь любого общества?

     Во-первых, эти традиции существуют и воспринимаются в качестве основного стержня, связывающего вместе прошлое и настоящее в системе взаимоотношений власти и общества, что позволяет находить пути сближения их взаимных интересов.

     Во-вторых, политические традиции служат механизмом сохранения и реформирования политического  режима. Под воздействием конкретных обстоятельств уже существующие нормы и ценности дополняются новациями,

накладывающими  отпечаток на формирование конкретной социальной практики.

     В-третьих, учет и следование политическим традициям  во многом помогает власти обеспечить свою легитимацию и поддержку  со стороны широких слоев общества, что уменьшает опасность возникновения социальных катаклизмов.

     В-четвертых, политические традиции обнаруживают себя  в качестве важнейшего инструмента, способствующего социализации людей. Они помогают человеку «найти себя» во взаимодействии с органами государственной, политической власти, адаптироваться в окружающей политической среде.

     В-пятых, политические традиции способствуют формированию нации как 

единого организма в решении государственных  и политических задач.

     В-шестых, знание о политических традициях общества позволяет интегрировать его в содержание СМИ, сделав их более воспринимаемыми массовой аудиторией и обеспечив тем самым их тиражи и финансовую состоятельность.  

     Таким образом, политические традиции выполняют  интегративную функцию, позволяющую спроецировать в сознании каждого человека политический опыт предшествующих поколений, заложить основу для воспроизведения данного опыта в ходе повседневной жизни и журналистском творчестве. Вместе с тем политическим традициям свойственен и ряд других функций. В числе важнейших следует назвать нормативно-регулятивную функцию, при которой традиции становятся механизмом регламентации и трансляции политических процессов и явлений. Коммуникативная функция традиций передает от поколения к поколению устойчивые политические установки, нормы и ценности. Ценностная (аксиологическая) функция, в свою очередь, обеспечивает преемственность политических приоритетов, утвердившихся в том или ином обществе и сформировавших менталитет больших социальных групп. Трансляционная функция политических традиций служит для отражения и передачи социального опыта, накопленного в сфере политической практики. И, наконец, человекотворческая функция выводит на первый план личностный фактор, благодаря которому модифицируются сами традиции.

     Отмеченный  перечень функций политических традиций свидетельствует об актуальности их роли в повседневной жизни общества. Политические традиции формируют мировоззренческое начало медиа-деятельности, учитывающей в своем содержании особенности политического устройства общества, степень интереса людей к реальной политической практике.

     Одновременно  журналистика, как транслятор социальной памяти, постоянно воспроизводит  посредством слова эти традиции, конституирует и генерирует их дальнейшее движение в соответствии со сложившимися политическими условиями. Таким образом, включается механизм реализации традиций на практике.

     Журналистику  тоже можно назвать частью общей культуры, как материальной, так и духовной. Она производит информационную продукцию – это материальный аспект, и помогает читателю, зрителю, слушателю в формировании общей картины мира, в формировании своего мнения на какую-либо проблему. Потому содержание журналистики формируется с учетом традиций политической культуры.

      Традиции политической культуры или политические традиции входят в систему традиций в области культуры в целом и представляют собой механизм становления и трансляции устойчивых форм политического сознания и поведения, различных способов организации политического процесса. Именно этот механизм становится тем водоразделом, который отличает просто традиций от политических традиций. Если первые могут быть выражены в обычаях, ритуалах и других формах повседневного бытия, олицетворяющих собой устойчивые идеи, ценности и отражающих сложившийся тип поведения, то последние проявляют себя, прежде всего, во взаимодействии власти и общества.

Информация о работе Влияние традиций политической культуры на отечественную журналистику XX века