Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:52, реферат
Вот как определяет понятие «репортаж» Большая Советская энциклопедия: (франц. reportage, от англ. report – «сообщать») – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности.
Пути
включения комментария в
2.
Корреспонденция.
Аналитическая корреспонденция также
содержит в себе сообщение о событии, явлении.
Однако само сообщение не является целью
данного жанра. Оно лишь дает представление
о событии, анализирует, истолковывает
его, объясняя его причины, определяет
степень его значимости, ценности, прогнозирует
его дальнейшее развитие. Включая в репортаж
элементы корреспонденции, репортер получает
так называемые «картинки с натуры»
– моменты действительности, подвергшиеся
разностороннему авторскому анализу.
Жанр аналитической корреспонденции удачно
сочетается с репортажем по следующим
причинам: – Факт является
основой авторского
текста, поводом для его интерпретации.
– Авторские рассуждения,
вытекающие из обобщения
описываемых фактов,
строятся по цепочке: тезис – аргументация
– демонстрация – вывод.
13. Эффект присутствия в репортаже.
17. Авторское «я» в репортаже.
Активная роль личности самого репортера – позволяет не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждает аудиторию к самостоятельной работе воображения: «В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия» [3, с. 258]. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.
Репортаж
– один из самых эффективных жанров
публицистики, поскольку соединяет
в себе преимущества оперативной передачи
информации с ее анализом. Стержнеобразующим
жанровым элементом здесь является отражение
события в том виде, в каком оно происходило
на самом деле. Как и любому публицистическому
жанру, репортажу свойственно специфическое
воспроизведение времени и пространства.
Это жанр фабульный (как и отчет): основу
повествования составляет последовательное
описание события. В сочетании с наглядностью
последовательность описания создает
эффект присутствия репортера на месте
события. Активная и субъективная роль
журналиста как раз в том и состоит, что
он волен отбирать наиболее значимые с
его точки зрения эпизоды происходящего.
Жанр репортажа дает журналисту проявить
свой талант наиболее ярко. Именно поэтому
репортаж является одним из наиболее излюбленных
жанров современной журналистики.
14. Историческое развитие репортажа как жанра журналистики.
Понятие, “репортаж” возникло в первой половине XIX века и происходит от латинского слова “reportare”, означающем “передавать”, “сообщать”. Поэтому многие справочники и по сей день, определяют репортаж как '' “сообщение о различных событиях, зачастую сенсационного характера”1.
Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и тому подобное. Позднее такого рода “репортажи” стали называть “отчетами”. А “репортажами” начали именовать публикации несколько иного рода, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет ввиду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их “имени”, и являются генетическими предшественниками и ближайшими “родственниками” нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в российской теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.
Репортаж
является одним из наиболее излюбленных
жанров отечественных журналистов.
История российской журналистики помнит
десятки имен выдающихся репортеров
и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского
(“дядюшки Гиляя”, “короля репортеров”),
прославившегося в конце XIX – начале XX
века своими талантливыми рассказами
о мрачных трущобах московского Хитрого
рынка, о страшном событии на Ходынском
поле, о жизни рабочего люда на промышленных
предприятиях Москвы и т. д. Многие репортеры
стали известными писателями, но слава
их выросла, прежде всего, на репортаже.
И это в немалой степени объясняется возможностями,
которыми обладает данный тип материала.
15. Виды репортажа.
1. Событийный
Наиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно значимой теме.
Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой – те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия» – читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия. Средства, с помощью которых достигается этот эффект, разнообразны:
- Использование ярких деталей и подробностей – через подобного рода содержательные элементы можно описывать различные предметы или объекты материального мира, давать характеристики поведения людей, обрисовывать внешнюю обстановку события и т.д.
- Использование речевых стратегий – мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реально существующих людей.
2. Аналитический (проблемный)
Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития, «несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков» [2, с. 221].
Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.
Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, как некий итог уже осмысленных автором данных.
3. Познавательно-тематический
По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению» [2, с. 221]. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.
- Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения» [4, с. 187].
Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.
- В репортаже-расследовании, в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в российской журналистике были Л. Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.
4. Репортаж-комментарий
Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий: «Комментированный репортаж – это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах: 1) информация, 2) интерпретация, 3) мнение. Как правило, имеет интригующее начало» [4, с. 215]. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям.
В
репортаже-комментарии могут
- Расширенный комментарий – пространное разъяснение факта. - Синхронный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших подробностей. - Комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами.
Во
всех этих случаях репортажный
5. «Репортер меняет профессию»
В основе этого репортажа лежит «включенное наблюдение», когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делает это, главным образом, для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия. Кроме того, включенное наблюдение позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей и радиослушателей. Фотоаппарат и магнитофон, весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего.