Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:52, реферат
Вот как определяет понятие «репортаж» Большая Советская энциклопедия: (франц. reportage, от англ. report – «сообщать») – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности.
Вот как определяет понятие «репортаж» Большая Советская энциклопедия: (франц. reportage, от англ. report – «сообщать») – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Репортаж в печати (главным образом в газете) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи. Репортаж, передаваемый по радио, всегда придерживается хронологической последовательности событий, стремясь образным словом воспроизвести картину происходящего. Репортаж на телевидении зачастую перерастает в комментирование события, демонстрируемого на экране.
«Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare» «передавать», «сообщать» [1, с. 84]. Известный теоретик журналистики А.А. Тертычный утверждает, что свое происхождение репортаж ведет от очерка: «Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа» [1, с. 84].
Сегодня
репортаж воспринимается многими как
синоним оперативности, актуальности
и документальной точности. Познавательные
и выразительные возможности
репортажа позволяют
2. Функции репортажа
1.
Передача информации. Репортаж, относящийся
к группе информационных жанров, нацелен
на то, чтобы передать информацию о событиях,
явлениях как с предусматривающим определенным
идеологическим или иным воздействием
на аудиторию или без такового (манипулятивное
воздействие или объективное информирование).
7. Внутренние закономерности репортажа.
1. Динамичность – динамика повествования связана с протяженностью действия во времени и пространстве: «Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием». Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии.
2. Наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности: «А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему» [4, с. 187-188].
3. Предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне).
4. Образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь. Иногда «от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью» [4, с. 189].
Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. «Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ» [4, с. 189].
5. Эмоционально окрашенный стиль повествования – придает рассказу дополнительную убедительность: «Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует в репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции – вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения» [2, с. 221].
6.
Активная роль
личности самого репортера – позволяет
не только увидеть событие глазами рассказчика,
но и побуждает аудиторию к самостоятельной
работе воображения: «В репортаже ключевая
роль отводится автору, так как именно
он является главным распорядителем всего
действия» [3, с. 258]. В репортаже позиция
автора является доминирующей, так как
именно через его личностное восприятие
читателю передается весь колорит происходящего.
Для создания «эффекта присутствия» автор
может поделиться с читателями своими
непосредственными чувствами и впечатлениями,
описать свои внутренние переживания
и эмоции, оценить, привести собственные
рассуждения и комментарии.
9. Композиция репортажа.
Слово «композиция» происходит от лат. сomposition – «составление», «связывание». Вот что говорит о композиции репортажа М.Н. Ким: «В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность».
Для
придания репортажному описанию особой
динамичности необходимо, чтобы в
каждом эпизоде «проглядывалось» действие,
чтобы участники события
Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.
Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа
Основная
задача журналиста – создание целостного
впечатления об эпизоде жизни. «Журналист,
имея в своем распоряжении разнородные
факты, наблюдения, впечатления, мнения,
интересные детали, зарисовки с натуры
и пр., сталкивается с трудностями их структурной
организации. Одна из них обусловлена
необходимостью «свертывания» события
до нескольких наиболее существенных
и значимых эпизодов. Только в этом случае
становится возможным показать определенный
«срез» события, более выпукло обозначить
его движущие силы. В ходе отбора и компоновки
фактов могут возникнуть сложности при
«склейке» различных эпизодов в целостную
картину» [3, с. 258-259]. Как уже говорилось,
отличительной чертой репортажа является
динамично развивающееся действие. Поэтому
для репортера, в отличие от хроникера
или обозревателя, важнее показать то,
как разворачивается само событие, а не
его итог. Отсюда и проистекают сложности
сюжетно-композиционного
построения репортажа: выбор отображаемого
отрезка события; выбор и расстановка
участников события; отбор и расположение
фактического материала в репортаже; отбор
и компоновка наиболее ярких эпизодов
для описания; отбор характерных деталей;
отбор авторских впечатлений.
10. Взаимодействие репортажа с другими информационными жанрами.
1. Жанр заметки можно назвать «исходным» информационным жанром. Заметка вливается в репортаж как новостное сообщение, содержащее информацию, ранее не известную аудитории. Поэтому, элементы событийной заметки в силу фактологического содержания и точности, оперативности и декодируемости, целенаправленности, свойственной публицистическим жанрам присущи репортажу. Так вкупе с элементами заметки репортаж позволяет отобразить динамичную панораму действительности. Как правило, первый абзац репортажа, обычно называемый «лидом» (развернутым подзаголовком), и является мини-заметкой.
2. Интервью очень часто является составной частью репортажа. Использование этого жанра дает репортеру возможность в некоторой степени избавиться от субъективности в подаче информации: когда сообщение «звучит» из уст других очевидцев, оно воспринимается более правдоподобно, а форма диалога делает развитие авторской мысли наиболее доступной для восприятия. Таким образом, включение интервью в репортаж может преследовать следующие цели: – Способ подачи информации (а не мнений либо впечатлений). Исключением могут быть репортажи, построенные на противопоставлении мнений участников события. – Свидетельство спорности факта при различии мнений. – Способ «оживления» репортажа – при помощи остроумных и неожиданных решений, оригинальной трактовки фактов часто подчеркивается «взволнованный» стиль – это придает репортажу эмоциональную окрашенность, напряженность. – Наиболее доскональный комментарий (как правило, компетентных специалистов).
3. Отчет является информационным сообщением о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т. д.).
Элементы
отчета представлены в репортаже
следующим образом: –
Детализация события
– изложение дополнительных подробностей
(максимально полный рассказ о конкретном
событии, лично наблюдаемом автором).
– Вкрапление дополнительных
эпизодов в описание
хода события – в том случае, если повествование
ограничено определенными пространственно-временными
рамками.
12. Взаимодействие репортажа с аналитическими жанрами журналистики.
1. Комментарий. Использование элементов комментария происходит тогда, когда репортер сохраняет новостное ядро передаваемой информации (так называемая актуализация события, проблемы) и проблему, возникшую в событии, стремиться проанализировать, дать оценку описываемым фактам. Если последнее превалирует и становится стержневой доминантой, то репортаж превращается в репортаж-комментарий со свойственным ему рассуждением, прогностической оценкой (о чем уже шла речь). Но комментарий может быть включен в репортаж и как оперативный отклик на событие, не претендующий на исчерпывающую полноту анализа.