Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа
Журналистика это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.), а так же одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.
Введение
1. Журналистика в социальном мире
1.1 Массовая коммуникация и ее исследование
1.2 Личность журналиста в системе журналистики
1.3 Истина в журналистике
2. Характеристика творчества журналиста
2.1 Творчество в журналистике: критерии и формы
2.2 Творческий потенциал журналиста, факторы роста
2.3 Структура творческой индивидуальности журналиста
2.4 Творчество и система, и импровизация
2.5 Творческие показатели журналиста
Заключение
Список использованной литературы
То
есть можно сделать вывод: эмоционально-образная
окраска неких абстрактных (в
силу поверхностности знания сути предмета)
схем и понятий существенна не
только для передачи журналистом
всего комплекса информационно-
Кстати
говоря, психологи на основании многолетних
исследований, экспериментов доказали,
что для категории «
Гибкость мышления, иначе говоря, способность легко переходить от одного класса явлений к другому порой, достаточно далекому по содержанию, также является одной из примечательных характеристик для людей этой профессии. У журналистов он тесно связан с так называемым боковым мышлением, лучше всех которое охарактеризовал французский психолог Сурье, писавший: «Чтобы творить – надо думать около».
Легкость генерирования идей является еще одной важной составляющей творческой личности. Повседневная деятельность в сфере средств массовой информации предполагает достаточно напряженный ритм, причем журналист в силу специфики своей работы вынужден охватывать и объяснять несметное число разнородных фактов, явлений, соединять понятия и т.д. и т.п. Нередко именно он (может быть, даже в какой-то мере интуитивно) описывает явления, становящиеся своеобразным фундаментом для общетеоретических исследований. Особенно это примечательно для последних лет, когда часто в СМИ «обкатываются» или прогнозируются многие экономические, политические, юридические модели деятельности.
По
мнению участников нашего опроса, это
происходит чаще всего потому, что
«в меру «поверхностные» представления
журналиста о том или ином явлении
действительности понятнее аудитории»;
«журналист, не обремененный грузом стереотипов,
взаимных обязательств, разного рода
условностей, выступает в роли человека
со свежим взглядом»; «он зачастую выполняет
обязанности некоего
Способность
к ассоциативному мышлению, умение
сближать понятия легче всего
рассмотреть на примере остроумия.
Конечно же, оно свойственно многим
журналистам, особенно в письменной
речи, но мы в своих экспериментах
попытались выявить особые способности
журналистов к ассоциативному мышлению,
анализируя проводимые интервью. Так,
в пяти экспериментальных группах
журналистов, в которые входили
по пять представителей периодической
печати и электронных СМИ, мы проводили
следующий тест: через короткий промежуток
времени зачитывали отрывки из десяти
различных журналистских
Затем
тот же самый ассоциативный
При
обработке полученных данных мы подсчитывали
слова, сгруппированные относительно
одной идеи или одного объекта. К
примеру, интервью с Леонидом Ярмольником
«уложилось» у группы «не журналистов»
всего в две тематические группы
– «развлечения», «киноискусство»,
у «журналистов» – в пять: к
вышеназванным добавились еще «яркая
личность», «сценография», «звездная
болезнь». А вот интервью с Муслимом
Магомаевым, соответственно в четыре
и девять групп. Многое, кстати, зависело
и от профессионализма автора. Так,
разрыв между «лидером», чье интервью
вызвало наибольшее число ассоциативных
связей, – Владом Листьевым и
«аутсайдером» – местным
То есть на основании этих результатов можно сделать вывод, что способность к ассоциативному мышлению является достаточно четким показателем, характеризующим в целом предрасположенность человека к журналистскому труду. Этот вывод тем более важен, что в традиционной психологии большое количество группировок нередко связывается со случайностью образов, возникающих в сознании.
Что
же касается анализа способности
творческой личности к ассоциативному
мышлению через понятие «остроумие»,
то, мы думаем, здесь больше известного.
На этом принципе зиждутся многие анекдоты,
бытовые шутки, меткие высказывания.
Самый распространенный прием –
использование многозначного
Но
еще А.С. Пушкин заметил, что «остроумием
называем мы не шуточки, столь любезные
нашим веселым критикам, но способность
сближать понятия и выводить из них
новые и правильные заключения».
Мера смысловых расстояний между
понятиями – количество ассоциативных
«шагов». По-настоящему творческий человек
постоянно стремится их сокращать
в мыслительной деятельности, зачастую
даже неосознанно. Чем быстрее это
удается в поиске переходных понятий
при работе, допустим, над письменной
речью в массово-
творческий журналист коммуникация массовый
В целом для характеристики творческих способностей журналиста можно назвать ряд совершенно конкретных «прикладных» показателей. Можно, к примеру, предполагать, что готовность памяти, то есть способность запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта, является одним из главных «компонентов» продуктивного мышления и показателем результативности творческой деятельности журналиста. Способность предвидения позволяет обеспечивать столь необходимую любому человеку, работающему в СМИ, прогностическую деятельность, зачастую интуитивно, предугадать настроение и насущные потребности своей аудитории. Скептицизм, самоирония характерны для определенной части журналистов. Связано это чаще всего с большей, по сравнению с представителями других профессий, информированностью по самому широкому кругу вопросов, с тем, что у них нет пиетета, определенной житейской робости перед авторитетами (ведь этих людей они могут часто видеть и в неофициальной обстановке).
Способность
к доработке, беглость речи, умение
адекватно и оперативно переводить
внутреннюю речь в письменную являются
«профессиональными»
Замысел журналистского произведения. Журналистское творчество изначально индивидуально. Однако индивидуальные особенности мышления, знания, эмоции, чувства в тексте СМИ преобразуются, возвышаются над индивидуальным, обобщаются и становятся в лучших образцах этих текстов общественными, но открывающими читателю, телезрителю, радиослушателю что-то по-новому, в иной форме.
Теоретическое
описание хода творческого акта предполагает
несколько этапов. Первая операция
– формирование замысла конкретного
произведения – включает в себя
окончательное определение
В
изменившихся условиях функционирования
СМИ сегодня уже никого не шокируют
высказывания редактора одной из
самых популярных (и тиражных!) в
России газет, замечающего, что он не
потерпит в редакции журналиста, «ставящего
личные амбиции выше редакционных планов
и обязательств. Творческая неудовлетворенность
пусть реализуется в
Необычность творческой деятельности журналиста в том и заключается, что зачастую нужна не сама информация в научном понимании термина, а некий первотолчок к творчеству. Но ему, как правило, предшествует этап «инкубации».
Внешне
это выглядит как отказ от попыток
решения творческой задачи журналистом,
но на самом деле он лишь непроизвольно
«перевел» ее на бессознательный
уровень. Для творческой личности инкубация,
«вынашивание», «взращивание» идеи,
темы массово-коммуникационного
Да, самое совершенное создание природы и эволюции живого – мозг. А самое фундаментальное свойство мозга – память. Ее иногда сравнивают с магнитной записью. Однако техника только пассивно регистрирует и хранит информацию. Память же человека программирует также ответное поведение, взаимодействие с внешней средой, а в нашем случае еще и поиск путей решения творческой задачи. Как опытный архитектор запомнит об однажды даже виденном здании больше, чем человек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее «обставляет», соберет более солидный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и воспроизвести различного рода детали – это уже творчество.
След полученной информации лежит у всех, но нужно уметь и найти «ключ» к своему подсознанию. И здесь, обобщив опыт и результаты нашего исследования, мы также попытались описать некоторые продуктивные творческие технологии.
Извлечение следа памяти, как правило, обусловлено воспроизведением эмоционального состояния, сопутствовавшего периоду запоминания некоего объема информации. Журналист не должен быть равнодушным регистратором информации (к примеру в блокноте или на диктофоне), если это, конечно, не подготовка произведений в тех жанрах, где главное – точно передать четко ограниченный определенными условиями объем социальной информации. Идеальный вариант, когда можно излагать суть, заглядывая в блокнот лишь для сверки фамилий и каких-то цифровых данных. Лишь в этом случае в творческий процесс включается в полной мере и подсознание. Опорные же сигналы для этого рода работы мозга формируются при четырех условиях:
1. Когда налицо новизна информации;
2. Когда информация подкреплена эмоциями личности;
3. В том случае, если журналист каким-либо образом закрепляет в сознании данный объем информации (допустим, перелистывая время от времени блокнот, слушая диктофонную запись, при этом «всплывают» все новые и новые детали и подробности);
4. Реакция индивида на информацию определяется ее значимостью, то есть лишь в этом случае «запускается» механизм подсознательной работы над произведением, во всех остальных случаях происходит лишь имитация творческой деятельности или бесплодная работа.
Но творческая установка, то есть имеющаяся в сознании программа оценки данной информации, сформировавшаяся на основе подсознательной памяти, – это еще не готовность к действию. Этап озарения, или по-другому – возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения, – это не что иное, как интуиция творящей личности.
Интуиция характеризуется возникновением неосознанного решения с дальнейшим его осознанием. В сфере журналистики, а возможно, и в целом при организации творческой деятельности, интуиция играет главную роль в определении оригинального пути или алгоритма решения задачи.
Специфика творческой интуиции состоит в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то «принуждения», ее можно только «культивировать». Оставив в стороне случаи, когда творческая личность, что называется, от рождения сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной степени одаренными.