Творческая индивидуальность журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Журналистика это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.), а так же одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

Содержание

Введение
1. Журналистика в социальном мире
1.1 Массовая коммуникация и ее исследование
1.2 Личность журналиста в системе журналистики
1.3 Истина в журналистике
2. Характеристика творчества журналиста
2.1 Творчество в журналистике: критерии и формы
2.2 Творческий потенциал журналиста, факторы роста
2.3 Структура творческой индивидуальности журналиста
2.4 Творчество и система, и импровизация
2.5 Творческие показатели журналиста
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Творческая индивидуальность журналиста .docx

— 51.28 Кб (Скачать)

  2. Селективную – отбирая предлагаемые  творческой индивидуальностью способы  и приемы деятельности для  последующего закрепления в коллективной  памяти;

  3. Программирующую – определяя  возможные способы и пути деятельности  журналиста в реальной ситуации.   

  2.2 Творческий потенциал  журналиста, факторы  роста

  В развитии профессионализма журналиста выделяют три уровня: начальный средний, высший.

  Начальный – это такой уровень, при котором  процесс деятельности сводится к  воспроизводству уже известных  приемов в привычных условиях. На начальном уровне происходит освоение навыков. Субъективными условиями  творчества журналиста становятся: знания, навыки, умения в структуре профессиональной деятельности.

  Средний уровень – освоение новых приемов ( идеальные проекты повторяющихся  действий) и методик (нормативные  кодексы). Источники методики журналистской  деятельности разнообразны: теория систем, лингвистика, конфликтология, теории личности, социальная психология, опыт коллег.

  На  этом уровне достигается умелость. Она характеризуется тем, что  человек способен использовать навыки в новых, нестандартных условиях.

  Высший  уровень профессионализма мастерство. Это достижение высокого искусства в своей деятельности и сохранение творческого потенциала. На этой ступени профессионал применяет собственные методы.

  Деятельность  журналиста включает в себя три момента:

  1. Целесообразность самого труда

  2. Предмет труда, т.е. то, на что  направлена эта деятельность

  3. Инструменты, которыми человек  воздействует на этот предмет

  Основными элементами структуры журналистской  деятельности являются:

  – цель – осознанный образ ожидаемого результата

  – способ – комбинация реальных компонентов  журналистской деятельности, благодаря  которой достигается результат.

  – творческое отношение к труду  – в его основе лежит ощущение осмысленности труда, и осознание  цели как своей собственной; стремление создать объективную картину  мира.

  – стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к трудовой активности

  – мотивы труда – внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто  важное.

  – ценности и ценностные ориентации –  этические императивы трудовой деятельности.

  Современная психология делит людей творческого  склада на два типа:

  1. Дивергенты (способны к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; ориентированы на деятельность, требующую богатого воображения, оригинального подхода к проблеме, своеобразного восприятия ситуации и выраженной индивидуальности; могут настойчиво выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого, даже авторитетного, мнения и в своей деятельности руководствуются, главным образом, внутренними стимулами; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам, испытывают удовольствие от познавательных открытий)

  2. Конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

2.3 Структура творческой  индивидуальности  журналиста

  Как и всякий труд творчество имеет специализированный характер. Одна из таких областей журналистское  творчество, однако заниматься ею как  чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие  от творца в области журналистики от творца-художника заключается  в том, что первому формулируется  жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано  на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом  научно-профессионального осмысления действительности.

  Современный журналист должен обладать целым  комплексом профессиональных качеств  и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед  сотрудником редакции задач. При  этом к наиболее важным журналистским  качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и  анализе первичной информации, обладание  индивидуальным стилем письма и др.

  Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая  человека на адекватное отображение  и осмысление действительности, требует  от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого  психофизического склада личности, хорошей  профессиональной подготовки. Среди  подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого  восприятия.

  Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного  и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить  массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные  детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности  их речи и мышления. При этом не следует  забывать, что на человеческое восприятие, обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся  общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д.

  В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления.

  В психологии выделяют различные типы мышления:

  1.  Наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);

  2.  Наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);

  3.  Словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств).

  Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и  продуктивное (творческой), интуитивное  и логическое мышление и др. Среди  умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования  идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий.

  Рассмотрим  принципиальные основы журналистского творчества.

  Принцип - основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт размышления. Принцип на практике находит свое воплощение в методе. Метод - путь, способ исследования, изложения, система правил и приемов подхода к изучению явлений. В отличие от принципов  методы подвижны и изменчивы. Разная степень обобщенности, присущая методам  деятельности журналиста в разных проблемных ситуациях, порождает диапазон различий в способе его деятельности. Выделяются пять уровней, характеризующих степень  обобщенности применяемых методов.

  Первый - философский уровень: всеобщий метод, применяющий мировоззренческие  принципы к процессу познания, творчества, практики, диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология.

  Второй  уровень - общенаучные методы познания, модифицируемые в журналистике в  соответствии с ее социальными функциями  такими как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, сравнение и другие.

  Третий  уровень - специально-научные методы, применяемые в журналистике, например - социологический опрос, психологическое  наблюдение, статистическое обобщение, экономический анализ и так далее.

  Четвертый уровень составляют междисциплинарные  методы, являющие собой синтез научных  методов и способов художественного  отображения действительности. Наконец, пятый уровень включает в себя конкретную методику и творческий прием, адекватные особенностям данной проблемной ситуации, замыслу произведения и  позволяющие добиться максимальной эффективности при воздействии  на аудиторию. Все это составляет определение техники и технологии при сборе, обработке и интерпретации  материала.

2.4 Творчество и система,  и импровизация

 

 

  Творческие  способности в журналистской  деятельности связаны с ее мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом  личности (эмоциональность), умственными  способностями.

  Следовательно, мотивы творческой деятельности во многом взаимосвязаны с особой «системой координат», на которой у каждого индивидуума в некоей последовательности представлены элементы индивидуального творческого мышления (исходя из природных, генетических и ряда других особенностей).

  Такие, к примеру, как видение новых  проблем в стандартных условиях, видение новой функции знакомого  объекта, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные  способы решения проблемы в новый  способ и ряд других. Человек воспринимает обычно в потоке внешних раздражителей  лишь то, что укладывается в эту  «систему координат» уже имеющихся  знаний и представлений, а остальную  информацию бессознательно отбрасывает, не замечая и не оценивая ее должным  образом.

  Специфика журналистского мышления. Она, как свидетельствуют результаты различных опросов журналистов-практиков, определяется самими носителями профессии, прежде всего, как «алогичная», то есть «не всегда и не все понимают, почему журналист обращается именно к данным фактам», «что побуждает его проявлять специфический интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызывают у сталкивающихся с ними людей особых интеллектуальных усилий».

  В теории журналистики, как правило, определяли и определяют специфику журналистского мышления лишь на основании общетеоретических  выводов; не менее интересен, на наш  взгляд, подход, при котором мы будем, опираясь на результаты нашего исследования и суждения самих практиков, говорить о том, что журналисты выделяют как  технологически «продуктивные» показатели.

  Прежде  всего, следует сказать о так  называемой способности к «сцеплению», то есть к объединению новых сведений с уже имеющимся багажом знаний. Всякое мышление включает в себя функцию  получения нового знания путем выведения  из знания уже имеющегося. Но широта предметного поля в журналистике обуславливает концептуально-ориентировочный (термин Р.Г. Бухарцева) характер специальной  подготовки журналиста, когда вершинные  знания изучаемого предмета (порой  мы путаем их с «верхушечными» знаниями) дают ему своеобразный ключ к пониманию, оценке той или иной проблемы или  ситуации.

  Что касается «авторских технологий» стимуляции подобной деятельности, то здесь можно  выделить два подхода. Во-первых, подбор «концептуальных материалов в личном архиве». Подбор чаще всего определяется принципом «то, что дает идеи, а  не конкретную информацию». И, во-вторых, фиксирование каким-либо образом (в  личном дневнике, блокноте) эксклюзивно  полученных сведений, личных впечатлений, размышлений по какому-то поводу и  т.п. Разумеется, фиксирование не «для истории», а по какой-либо системе, помогающей при необходимости быстро найти  этот исходный материал и применить  его в повседневной практической деятельности.

  Высокая мобильность журналистского мышления, подвижность умственной ориентировки личности предполагают и цельность восприятия. Людям сугубо логического склада ума, тем, чья профессия предполагает «мыслительный» характер повседневной деятельности, свойственно как бы дробить предмет восприятия, детально изучать, а уж затем, по выражению знаменитого физиолога И.П. Павлова, пытаться «оживить» для мыслительной деятельности. Журналист же чаще всего понятийное и образное начало диалектически соединяет. Происходит это непроизвольно, таким образом проблема или ситуация словно бы вписывается в более широкие контексты.

  У большинства из участвовавших в  нашем опросе журналистов, как правило, существовали свои подходы к анализируемому явлению. Но почти каждый второй вместе с тем отметил, что, допустим, при  подготовке проблемного материала  «главное – найти точный образ  того, о чем собираешься писать или рассказывать». Еще более  показательно это, конечно, для таких  жанров, как очерк, фельетон. Но понятие  «образ» в данном случае не подразумевает (или не только подразумевает) так  сказать художественно-выразительное  его значение. Образ – это еще  и «упрощенное для себя понятие», и «то, как я вижу развертывание  ситуации, процесс», и «та тональность, которая, в конечном итоге, определит  суть моего материала».

Информация о работе Творческая индивидуальность журналиста