Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа
Журналистика это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.), а так же одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.
Введение
1. Журналистика в социальном мире
1.1 Массовая коммуникация и ее исследование
1.2 Личность журналиста в системе журналистики
1.3 Истина в журналистике
2. Характеристика творчества журналиста
2.1 Творчество в журналистике: критерии и формы
2.2 Творческий потенциал журналиста, факторы роста
2.3 Структура творческой индивидуальности журналиста
2.4 Творчество и система, и импровизация
2.5 Творческие показатели журналиста
Заключение
Список использованной литературы
2.
Селективную – отбирая
3.
Программирующую – определяя
возможные способы и пути
2.2 Творческий потенциал журналиста, факторы роста
В развитии профессионализма журналиста выделяют три уровня: начальный средний, высший.
Начальный – это такой уровень, при котором процесс деятельности сводится к воспроизводству уже известных приемов в привычных условиях. На начальном уровне происходит освоение навыков. Субъективными условиями творчества журналиста становятся: знания, навыки, умения в структуре профессиональной деятельности.
Средний
уровень – освоение новых приемов
( идеальные проекты
На этом уровне достигается умелость. Она характеризуется тем, что человек способен использовать навыки в новых, нестандартных условиях.
Высший
уровень профессионализма
Деятельность журналиста включает в себя три момента:
1. Целесообразность самого труда
2. Предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность
3. Инструменты, которыми человек воздействует на этот предмет
Основными элементами структуры журналистской деятельности являются:
– цель – осознанный образ ожидаемого результата
– способ – комбинация реальных компонентов журналистской деятельности, благодаря которой достигается результат.
– творческое отношение к труду – в его основе лежит ощущение осмысленности труда, и осознание цели как своей собственной; стремление создать объективную картину мира.
–
стимулы труда – внешние
– мотивы труда – внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное.
– ценности и ценностные ориентации – этические императивы трудовой деятельности.
Современная психология делит людей творческого склада на два типа:
1. Дивергенты (способны к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; ориентированы на деятельность, требующую богатого воображения, оригинального подхода к проблеме, своеобразного восприятия ситуации и выраженной индивидуальности; могут настойчиво выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого, даже авторитетного, мнения и в своей деятельности руководствуются, главным образом, внутренними стимулами; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам, испытывают удовольствие от познавательных открытий)
2. Конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.
Как
и всякий труд творчество имеет специализированный
характер. Одна из таких областей журналистское
творчество, однако заниматься ею как
чистым искусством или литературным
творчеством невозможно. Отличие
от творца в области журналистики
от творца-художника заключается
в том, что первому формулируется
жесткая цель, дисциплинирующая воображение.
Журналистское творчество ориентировано
на создание объективно нового произведения,
способного удовлетворить особые, актуальные
в данный момент, общественные потребности.
Журналист выступает субъектом
научно-профессионального
Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др.
Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия.
Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие, обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д.
В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления.
В психологии выделяют различные типы мышления:
1. Наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);
2. Наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);
3. Словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств).
Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное (творческой), интуитивное и логическое мышление и др. Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий.
Рассмотрим принципиальные основы журналистского творчества.
Принцип - основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт размышления. Принцип на практике находит свое воплощение в методе. Метод - путь, способ исследования, изложения, система правил и приемов подхода к изучению явлений. В отличие от принципов методы подвижны и изменчивы. Разная степень обобщенности, присущая методам деятельности журналиста в разных проблемных ситуациях, порождает диапазон различий в способе его деятельности. Выделяются пять уровней, характеризующих степень обобщенности применяемых методов.
Первый - философский уровень: всеобщий метод, применяющий мировоззренческие принципы к процессу познания, творчества, практики, диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология.
Второй уровень - общенаучные методы познания, модифицируемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями такими как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, сравнение и другие.
Третий уровень - специально-научные методы, применяемые в журналистике, например - социологический опрос, психологическое наблюдение, статистическое обобщение, экономический анализ и так далее.
Четвертый
уровень составляют междисциплинарные
методы, являющие собой синтез научных
методов и способов художественного
отображения действительности. Наконец,
пятый уровень включает в себя
конкретную методику и творческий прием,
адекватные особенностям данной проблемной
ситуации, замыслу произведения и
позволяющие добиться максимальной
эффективности при воздействии
на аудиторию. Все это составляет
определение техники и
Творческие способности в журналистской деятельности связаны с ее мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом личности (эмоциональность), умственными способностями.
Следовательно, мотивы творческой деятельности во многом взаимосвязаны с особой «системой координат», на которой у каждого индивидуума в некоей последовательности представлены элементы индивидуального творческого мышления (исходя из природных, генетических и ряда других особенностей).
Такие,
к примеру, как видение новых
проблем в стандартных
Специфика журналистского мышления. Она, как свидетельствуют результаты различных опросов журналистов-практиков, определяется самими носителями профессии, прежде всего, как «алогичная», то есть «не всегда и не все понимают, почему журналист обращается именно к данным фактам», «что побуждает его проявлять специфический интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызывают у сталкивающихся с ними людей особых интеллектуальных усилий».
В теории журналистики, как правило, определяли и определяют специфику журналистского мышления лишь на основании общетеоретических выводов; не менее интересен, на наш взгляд, подход, при котором мы будем, опираясь на результаты нашего исследования и суждения самих практиков, говорить о том, что журналисты выделяют как технологически «продуктивные» показатели.
Прежде
всего, следует сказать о так
называемой способности к «сцеплению»,
то есть к объединению новых сведений
с уже имеющимся багажом
Что касается «авторских технологий» стимуляции подобной деятельности, то здесь можно выделить два подхода. Во-первых, подбор «концептуальных материалов в личном архиве». Подбор чаще всего определяется принципом «то, что дает идеи, а не конкретную информацию». И, во-вторых, фиксирование каким-либо образом (в личном дневнике, блокноте) эксклюзивно полученных сведений, личных впечатлений, размышлений по какому-то поводу и т.п. Разумеется, фиксирование не «для истории», а по какой-либо системе, помогающей при необходимости быстро найти этот исходный материал и применить его в повседневной практической деятельности.
Высокая мобильность журналистского мышления, подвижность умственной ориентировки личности предполагают и цельность восприятия. Людям сугубо логического склада ума, тем, чья профессия предполагает «мыслительный» характер повседневной деятельности, свойственно как бы дробить предмет восприятия, детально изучать, а уж затем, по выражению знаменитого физиолога И.П. Павлова, пытаться «оживить» для мыслительной деятельности. Журналист же чаще всего понятийное и образное начало диалектически соединяет. Происходит это непроизвольно, таким образом проблема или ситуация словно бы вписывается в более широкие контексты.
У
большинства из участвовавших в
нашем опросе журналистов, как правило,
существовали свои подходы к анализируемому
явлению. Но почти каждый второй вместе
с тем отметил, что, допустим, при
подготовке проблемного материала
«главное – найти точный образ
того, о чем собираешься писать
или рассказывать». Еще более
показательно это, конечно, для таких
жанров, как очерк, фельетон. Но понятие
«образ» в данном случае не подразумевает
(или не только подразумевает) так
сказать художественно-