Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:46, курсовая работа
Актуальность данной темы связана с проблемой использования литературных норм в печатных СМИ. Современные публицистические тексты часто пренебрегают литературными нормами. Это происходит не только из-за незнания правил культуры письменной речи, но и нежелания принимать этические нормы. Так как при написании статьи журналисты спешат донести до читателей свежие новости в их первоначальном виде, хотя не всегда газетно-публицистических текстах отступление от норм является ошибкой. В большинстве случаев это может быть языковой игрой для привлечения внимания читателя.
Введение стр. 3
Глава 1 . Основная классификация ошибок в печатных СМИ
1.1 Речевые ошибки стр. 4
1.2 Стилистические ошибки стр. 10
1.3 Коммуникативные ошибки стр. 15
Глава 2.Типичные ошибки в печатных СМИ
2.1 Речевые ошибки стр.19
2.2 Стилистические ошибки стр.24
2.3 Коммуникативные ошибки стр.26
Заключение стр.29
По этому поводу высказывается доктор филологических наук – М.А. Грачёв, который одобряет журналистов, относящихся к засорённой жаргонной речи сатирически. Совершенно не соглашается с теми, которые пользуются данной речью без надобности.
Коммуникативные ошибки встречаются и при употреблении варваризмов.
Варваризмы - перенесение на русскую почву иностранные слова, употребление которых носит индивидуальный характер. Варваризмы попадают в речь как окказиональные средства, их употребление не носит общепринятого характера.
Ай бэг ёр пардон, мистер Брэгг!37
Многие исследователи отмечают две особенности: 1.употребление варваризмов по отношению к реальному человеку, согласно их мнению такое применение является оскорблением и нарушением нравственно-этических норм, отвергается нашими публицистами под давлением "хозяина", диктующим подчиненному, о чём он должен писать.
А вторая особенность - погоня за сенсацией. Считается, что новости интересны людям только тогда, когда есть скандал, трагедия, кровь, слезы, такой пряный коктейль "остропёстро"38.
Причиной коммуникативных ошибок, возникающих в результате некорректного представления в тексте той или иной ситуации, становится также расширение границ публицистического стиля. Возможные при этом нарушения языковых норм — свидетельство неумелого использования «чужого» знака — делают дефект ещё очевиднее. Немотивированное использование прецедентных феноменов проявляется при включении в собственный текст интертекста без его связи с изложением. Обычно это обнаруживается при случайном попадании» цитаты в заголовок39.
Следует
подчеркнуть, что создание совершенных
в коммуникативном аспекте
Глава
2. Типичные ошибки в
печатных СМИ
В
предыдущей главе мы познакомились
с типологией ошибок, встречающиеся
в публицистических текстах. В
этой главе мы проанализируем типичные
ошибки на примерах из СМИ. Начнём с
речевых ошибок.
2.1 Речевые ошибки
Известно, что речевые ошибки связаны с нарушением языковых норм. Например, фонетические ошибки, которые относятся к устной речи, но также могут встречаться в письменной речи. В качестве фонетической ошибки можно привести такой пример
в течение года СМИ получило два предупреждения от Россвязьохранкультуры41.… В данном примере ошибкой является сложносокращённая аббревиатура россвязьохранкультура. В аббревиатуре наблюдается зияние и стечение согласных. К тому же читателю не очень понятно значение аббревиатуры. На месте журналиста её необходимо расшифровать. Можно привести и такой пример нарушения неблагозвучия речи. Все газеты мира тогда аплодировали тому, что происходило в России42. Причиной неблагозвучия является рядом стоящие гласные. При прочтении фразы наблюдается протяжность гласного а, это затрудняет чтение и нарушает ритм. Неблагозвучие встречается при нанизывании гласных и согласных. Например, …когда все всего боятся и не знают, чем всё кончится43…. В этом примере режет слух одинаковые сочетания все и всего. К тому же все является первой частью сложных слов в значении охватывающих всех, поэтому помимо неблагозвучия здесь также можно обнаружить пример лексической несочетаемости.
Лексические ошибки можно
Прежний губернатор Тишанин поссорился в своей вотчине с кем только можно и вообще откровенно не тянул44.
Во-первых, слово вотчина – родовое наследственное земельное владение в Древней Руси45. В данном предложении автор статьи хотел употребить его в значении область. Так как данное слово является историзмом, у него нет синонима. Поэтому в предложении его место неоправданно. Во-вторых, если употреблять его в значении владения, тогда получается, что предложение звучит следующим образом. Прежний губернатор поссорился в своей владения… Здесь ошибка заключается в том, что слово не поставлено в нужную падежную форму.
В предложении может быть нарушение логики из-за неверного подбора рядом стоящих слов.
Всё обошлось тихо и как-то до пошлого стыдно46.
Слова пошлость и стыд принадлежат разной семантике. Во-первых, пошлого – низкий в нравственном отношении. Во-вторых, стыд – позор, бесчестье, чувство сильного смущения.47 Эти два слова рядом стоять не могут, так как они не сочетаются друг с другом. Кроме того, рядом стоящий предлог до обозначающий завершения действия, несёт в себе канцелярский оттенок. Если рассматривать предложение полностью, то видно, что после словосочетания Всё обошлось, идёт нарушение логики за счёт неправильного построения слов. Например, предлоги как-то и до, первый предлог обозначает действие происходящее неизвестно как, вне времени, в предлоге до действие приобретает значение завершённости. Когда эти предлоги столкнулись в предложении они внесли неясность. Также употреблённое в начале предложения наречие тихо никакого отношения не имеет к пошлому стыду. Такое не сочетание приобретает искажённость высказывания.
К
лексическим относятся и
И в августе 2007 года суд окончательно и бесповоротно постановляет в том духе, что Даглас Кент на момент ДТП находился на дипломатической службе48.
Во-первых, возникает вопрос, в каком духе постановляет правительство? Во-вторых, нарушение устойчивого словосочетания В духе. Оно употреблено без учёта его семантике. Также как и в предыдущих примерах, встречаются лишние слова в предложении, приводящие к речевой избыточности. К ним относится наречие бесповоротно. Сюда же следует отнести неправильное образование падежной формы слова постановляет. Так как суд окончательно постановил.
Необходимо отметить, что в газетном тексте в начале предложения числительные пишутся, как правило, прописью. В следующем примере есть нарушение данного правила.
29 ноября 2007 г. состоялась презентация первого тома собрания сочинений В. К. Арсеньева в 7 томах….49
Морфологические ошибки, как известно, связаны с неправильным образованием форм слова.
И вот как-то по "Эху Москвы" слышу, а зачем нам это нужно50…
В
предложении существительное
Ошибки
в образовании формы
Агропромышленный комплекс занимает важнейшее место в экономике страны51.
Здесь ошибка заключается в
том, что прилагательное
Ошибки в образовании форм местоимений.
На этом месте хотели как-то организовать площадку, но и о ней уже пришлось забыть52.
Ошибка заключается в том, что предлоги в сочетании с местоимениями не требуют после себя вставки н.
Ошибки в образовании форм числительных. В наших материалах они не встретились. Это доказывает, что корреспонденты пытаются следить за написанием числительных.
Ошибки в образовании форм глаголов.
Многие эксперты убеждены, что при президенте Медведеве властный ресурс Черемизова может уменьшится53?
Ошибкой в данном примере является неправильное окончание глагола совершенного вида.
К речевым ошибкам относятся и синтаксические ошибки, которые связаны с нарушением норм построения словосочетания, простого или сложного предложения.
Людмила Николаевна Кокорина с соседками пришли поделиться своей бедой с Игорем Сергеевичем Пушкаревым54.
В этом предложении нарушение в согласовании предлога и существительного. Неправильная падежная форма у глагола пришли. Неверно объединены слова в словосочетания, что повлекло нарушение грамматической связи.
Успехи сеть, как свидетельствует та же статистика: за отчётный период "административной реформы" Россия вышла на второе место в мире по уровню числа жалоб55….
В этом примере произошла замена именительного падежа вместо косвенного как свидетельство той же статистики.
Кроме синтаксических ошибок есть также и словообразовательные ошибки. Передавая свои эмоции, журналист создаёт порой слова, которые придают речи разговорный оттенок, или становятся непонятными.
Расчёт на то, что глупый жилец, получив всамделишный иск, совершенно упадёт духом и побежит гасить задолженность…
Ошибка
состоит в образовании
2.2 Стилистические ошибки
На
втором месте в нашей классификации
располагаются стилистические ошибки.
Они возникают в результате внедрения
в текст слов другого стиля. Наиболее
типичными стилистическими
В ноябре прошлого года Фрунзенский райсуд в качестве обеспечительной меры по иску прокуратуры наложил арест на часть имущества начальника56.
Ошибка вызвана неуместным употреблением предлога по в публицистическом тексте. Подобные модели с этим предлогом свойственны деловой речи.
Стилистическая ошибка может быть вызвана использованием слова с иноязычной окраской при наличии у него русского синонима, более понятного читателю.
Приморский истеблишмент представленный краевыми чиновниками57…
У многих читателей может возникнуть вопрос. Какой такой истеблишмент представлен? Это что – организация, устав или что-то другое? Поэтому нужно было употребить его синоним учреждения.
Также хотелось сказать о таких ошибках, как смешение стилей. К примеру, можно отнести как смешение молодёжного сленга и разговорной лексики, либо может встретиться в одном предложении слова с разной стилистической окраской.
Можно заметить, что в последние годы шумиха поутихла58.
Ошибка состоит в том, что первое словосочетание Можно заметить несёт в себе оттенок деловой речи, тем более наречие можно с глаголом заметить не употребляется.
Согласно словарю Ожегова, наречие можно употребляется только с глаголом сказать, является разговорным59. Слово шумиха имеет окраску разговорной неодобрительной речи60.
Представителями стилистических ошибок являются также плеоназм и тавтология.
Ведь родственники опираются лишь на рассказ мальчика, который от обиды мог наговорить неправду или преувеличить грехи учителя61.