Сущность спорта на телевидении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Спортивные масс-медиа — неотъемлемая часть сознания любого современного человека, даже если он и не интересуется спортом. В наши дни ни одно спортивное мероприятие, ни одно состязание профессиональных спортсменов немыслимо без участия телевидения. В то же время и телевидение очень многим обязано спорту как зрелищу. Такие события, как Чемпионат мира по футболу и Олимпийские игры, становятся явлениями массовой культуры и затрагивают жизнь множества людей — и не только спортивных фанатов.

Работа содержит 1 файл

сУЩНОСТЬ СПОРТА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Введение…………………………………………………………………………...2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Спортивные масс-медиа — неотъемлемая часть сознания любого современного человека, даже если он и не интересуется спортом. В наши дни ни одно спортивное мероприятие, ни одно состязание профессиональных спортсменов немыслимо без участия телевидения. В то же время и телевидение очень многим обязано спорту как зрелищу. Такие события, как Чемпионат мира по футболу и Олимпийские игры, становятся явлениями массовой культуры и затрагивают жизнь множества людей — и не только спортивных фанатов.

Изучение взаимодействия телевидения  и спорта, а также взаимовлияния, которое они оказывают друг на друга, представляется актуальным, поскольку  среди многих факторов развития спорта в разных странах телевидению принадлежит особая роль. С тех пор, как телевидение начало транслировать спортивные передачи, его влияние на развитие спорта огромно.

Не случайно исследователи многих стран мира считают телевидение  одним из важнейших факторов развития спорта в отдельных странах и в мире в целом. Сейчас значимость спорта стала определяться, прежде всего, его развлекательной функцией, коммерческими возможностями того или иного вида спорта или спортивного состязания и меркантильными соображениями. И главную роль в этом спортивном движении играет телевидение.

Телевидение также заинтересовано в спорте, потому что спорт, как  ничто иное, способствует расширению телевизионной аудитории; не случайно объем спортивных передач на телевидении неуклонно растет. Интересы спорта и телевидения сближаются: благодаря телевидению аудитория, следящая за спортивными соревнованиями, расширяется до размеров всего земного шара, а это открывает для спорта поистине неограниченные возможности привлечения аудитории, а, следовательно, и воздействия на нее.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ. В настоящее время показ спортивных соревнований на телевидении уже успел обратить на себя внимание.

Самые сильные изменения, произошедшие в спорте благодаря телевидению, обязаны тому факту, что вслед  за появлением некоторых видов спорта на экране намного больше людей, чем раньше, стало принимать участие в спортивных соревнованиях. Когда появилось радио и телевидение, хозяева команд сначала вполне оправданно встревожились, что СМИ помешают людям посещать игры лично. Только гораздо позднее они оценили по достоинству потенциальную финансовую прибыль от продажи телевизионных прав.

Телевидение внесло тысячи мелких изменений  в спортивные игры. В них появились  новые яркие краски: теннисные  мячи из белых превратились в ярко-желтые. Из традиционно элитарного теннис, с помощью телевидения, стал массовым видом спорта. До появления телевидения на футбольных стадионах было не так много раскрашенных ярких барьеров с рекламой, отделяющих зрителей от игроков. Вместо «кричащих капитанов», болеющих за студенческие футбольные команды, перед Второй мировой войной появились привлекательные женские команды поддержки. У самих игроков теперь более красочная униформа, их имена специально для телепередач пишутся на футболках. С тех пор как начали строить закрытые стадионы, матчи уже реже переносят, или откладывают из-за дождя, мешающего телевизионной трансляции. Технология компьютерной графики позволила сделать красочные яркие табло. В хоккее центральная линия на поле из сплошной превратилась в пунктир, – так она лучше видна на экране.

ЦЕЛЬ. Исходя из темы данной курсовой  работы, ее целью является теоретическое историко-культурное обоснование сущности спортивных телепередач.

ОБЪЕКТ. Объектом  данной курсовой работы является спорт.

ПРЕДМЕТ. Предметом в данной курсовой работе является спорт на телевидении.

ЗАДАЧИ. Исходя из темы курсовой работы, а также поставленной цели, был сформулирован ряд задач:

    1. Изучить специализированную литературу по дисциплине «Журналистика» на тему курсовой работы «Спорт на телевидении. Историко-культурный аспект».
    2. Провести теоретический анализ подходов разных авторов к теме курсовой работы «Спорт на телевидении. Историко-культурный аспект».
    3. Провести собственный теоретический анализ темы курсовой работы «Спорт на телевидении историко-культурный аспект».
    4. Подвести итог результатов выполненной работы.

 

Теоретические обоснования  исследования

В литературе данный вопрос освещается незначительно. Так, большинство авторов, например, Н. Ивашов, Ратнер А., Гуськов С.И., Хуссам М., уделяют внимание финансовым аспектам взаимодействия спорта и телевидения. Многие, например, С.А. Михайлов, А.Г. Мостов, Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский, П. Бурдье, Р.А. Борецкий, Г.Н. Бровченко, М.Е. Голдовская затрагивают проблемы развития спортивной журналистики, профессиональности и объективности спортивных комментаторов.

История развития спорта на телевидении  раскрывается неполно. Лишь некоторые  авторы, такие как  А.Н. Фортунатов, С.Н. Кононыхин кратко описывают исторические аспекты взаимодействия телевидения и спорта. Чаще всего они ограничиваются лишь хронологией.

Отдельно следует отметить Р. Харриса, который в своей монографии «Психология  массовых коммуникаций» рассмотрел взаимодействие спорта и телевидения  с психологической точки зрения.

Перспективы развития взаимоотношений между спортом и телевидением открываются весьма привлекательные. Об этом, в частности упоминают  В. Зверева, С.Петунин, которые справедливо замечают, что союз телевидения и спорта взаимно выгоден и, в то же время, он приводит к трансформации обеих сторон.

 

Практические применения исследования

С практической точки зрения у сотрудничества телевидения и спорта есть большое  будущее, поскольку телевидение  освоило и заняло особую нишу в  опосредовании и конструировании  спорта. Особенность любой камеры состоит в ее способности представлять зрителям событие более разнообразно, выигрышно и интересно, нежели чем без помощи медиума. Кино-, видео- и телекамера может наделять взгляд зрителя дополнительными возможностями: она фиксирует слишком быстрое движение и показывает его замедленно, приближает удаленные объекты, вглядывается в мелкие детали, позволяет смотреть на происходящее с таких точек, которые невозможны для невооруженного глаза.

Современное телевидение борется  со своими ограниченными способностями к передаче ощущений. Оно стремится сообщить зрителю иллюзию его личного присутствия на месте события, его участия в действии, передать полноту чувственного восприятия действительности. Желание включать в трансляции спортивных программ элементы интерактивности, пока недостижимые для телевидения в полной мере, также отражается в освоении новых технологических приемов.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СПОРТА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

 

    1. Телевидение и спорт. Исторический очерк

 

Первое спортивное событие, зафиксированное на голубом экране, – Олимпийские игры, проходившие в Берлине в 1936 году: они транслировались только на территории, непосредственно расположенной рядом с городом. Первые спортивные телевизионные репортажи состоялись в США в 1939 году, когда транслировалась игра в бейсбол между Коламбией и Принстоном и боксерский матч Лу Новы и Макса Баера, трансляция проходила для жителей Нью-Йорка и распространялась приблизительно на 200 телевизионных блоков (Guttman, 1986). Телевидение стало повсеместным после Второй мировой войны (1939–1945). Сперва телевизионные технологии позволяли показывать на экране лишь небольшие ринги и участки стадиона.

Первая, не считая технических экспериментов, внестудийная телевизионная передача в Москве - репортаж о футбольном матче на стадионе “Динамо” - состоялась в 1949 году. Интересно, что уже в 1933 году режиссер А. Разумный с помощью известного советского спортсмена В. Гранаткина попытался осуществить телевизионный репортаж о футбольном матче. Игра была снята на немую кинопленку, и Гранаткин комментировал ее за кадром во время демонстрации фильма в эфир. При всей достоверности зрелища у передачи был существенный с точки зрения жанра изъян: репортаж шел в эфир на следующий день после матча. А 29 июня 1949 года телезрители видели футбольный матч в то самое время, когда он происходил. Передача осуществлялась 2 камерами из временно оборудованного на стадионе “Динамо” трансляционного пункта. У микрофона был В. Синявский, за режиссерским пультом – Иван Петрович Зарайцев.

В 40-е и 50-е годы на телевидении  расцвели бокс и борьба, а бейсбол, баскетбол и футбол завоевали  популярность намного позже, когда  пришла технология, позволявшая устанавливать  несколько камер, фиксировать шумы, панораму и мгновенные переигровки.

В это же время спортивных комментаторов можно было пересчитать по пальцам: В. Синявский, В. Дубинин в Москве, Ник. Шедов (Молдавия), В. Набутов (Ленинград), Э. Манджголадзе (Грузия). В 1950 году спортивный комментатор Виктор Иванович Дубинин стал тренером московской футбольной команды “Динамо”, вести репортажи пригласили Николая Озерова.

В 50-е годы Центральная студия телевидения  постоянно увеличивала количество спортивных трансляций. Практически  все соревнования, проходившие в  Москве, переносились на телеэкран. Из наиболее значительных спортивных событий, кроме матчей на первенство СССР по футболу и хоккею, следует отметить чемпионат мира по конькам с московского стадиона “Динамо” в 1950 году, трансляции чемпионата мира по хоккею в Москве в 1957 году с 24 по 5 марта из Дворца спорта в Лужниках.

Первое телевизионное  освещение Олимпийских Игр состоялось в 1964 году. Но если Зимние Олимпийские  Игры в Инсбруке, на которых работали в основном по радио комментаторы Н. Озеров, В. Демушкин и корреспондент  в ГДР А. Светличный, на телевидении были представлены лишь фрагментарно, в информационном варианте, то летние Игры в Токио уже были представлены в эфире достаточно широко. Впервые через спутник телепередачи распространялись телеорганизациям, включая СССР. В Токио работала уже достаточно представительная группа корреспондентов и комментаторов: Н. Озеров, Ш. Мелик-Пашаев, Н. Еремина, В. Набутов В. Семенов, Г. Саркисьянц, А. Овсянников. Советское телевидение включилось в мировую глобальную телесистему.

Кульминацией развития спортивного телевидения в стране стали Олимпийские игры 1980 года в Москве. К ним оно подошло хорошо подготовленным — как в творческом, так и в техническом отношении. К этому времени рядом с телецентром в Останкине был сооружен Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК). Он был способен обеспечить подготовку и выдачу в эфир 20 телепрограмм и 100 одновременных комментариев к ним.

Международное изображение на стадионах  создавалось 255 стационарными и 27 ручными  телевизионными камерами (международным  принято называть телевизионное изображение спортивных соревнований, которое показывает преимущественно не спортсменов какой-либо страны или группы стран, а ориентируется на чисто спортивные результаты). Кроме того, американская компания Эн-би-си располагала дополнительно 23 стационарными и пятью переносными камерами. Подавляющее большинство стационарных телекамер, работавших на стадионах и в Олимпийском центре, были разработаны советскими конструкторами и изготовлены отечественной промышленностью. Широкое применение нашли здесь функционально новые устройства: электронная рирпроекция, электронные часы, телесуфлер, блоки буквопечати в изображение, электрическое раскрашивание фона, то есть аппаратура, которая обеспечивала уровень технологии подготовки программ, отвечающей самым высоким требованиям.

Олимпийские игры стали полигоном, где широко испытывались новейшие аппараты и системы вещательной техники, которые затем вошли в повседневную практику телевидения. Разработка и  внедрение в серийное производство комплекса новой телеаппаратуры были связаны с общими программами модернизации отечественной техники телевещания. Олимпийские игры, где эта аппаратура выдержала строгий экзамен, ускорили темпы их разработки и внедрения.

По количеству создаваемых программ, объему использования, новизне оборудования и другим параметрам московский телерадиоцентр значительно превосходил подобные комплексы, использованные на предыдущих Олимпиадах.

Главной отличительной чертой олимпийских  телепередач из Москвы явился не объем  программ, сам по себе рекордный, не количество и разнообразие использованных технических средств, далеко превосходящее предыдущие Олимпиады, и даже не уникальная, близкая к абсолютно возможной стабильность работы. В Москве удалось создать крупнейший телекомплекс, функционировавший как единая большая система. Именно это обстоятельство обеспечило гибкость работы, дало возможность различным телеорганизациям дать единый по замыслу и максимально широкий по охвату событий портрет московской Олимпиады, максимально учесть интересы зрителей.

Только в Советском Союзе  передачи из олимпийской Москвы ежедневно  смотрели 180 млн. человек. Общая ежедневная зрительская аудитория Олимпиады-80 превысила 1,5 млрд. человек. По подсчетам  специалистов, XXII Олимпиада за 16 дней собрала к голубым экранам  почти 25 млрд. человек.

 

1.2. Влияние телевидения на развитие спорта

 

Телевидение во время своего зарождения, безусловно, сильно влияло на развитие спорта, но распространению и росту  спорта и СМИ способствовали также  и глубокие социальные перемены, происходившие в тот период времени. В годы после окончания Второй мировой войны беспримерный экономический подъем привел к строительному буму и массовой миграции населения из центральных городов в новостройки пригородов). Жизнь в пригородах зависит от наличия у людей автомобиля, поэтому, когда люди стали переселяться в пригороды, произошел переход от пользования общественным транспортом к поездкам на собственной машине. Вскоре это привело к строительству более удобных дорог и автострад и упадку или даже полному исчезновению общественного транспорта.

Одновременно  изменился и досуг. По мере того как  все больше людей приобретали  собственные дома с большим внутренним пространством и чудесными дворами, отдых и свободное время люди все чаще стали проводить дома или у соседей. Совершенно прав Ф. Блаттер в том, что одним из распространенных видов домашнего отдыха стал просмотр телевизионных передач и фильмов1. Уже не было необходимости садиться на троллейбус и ехать в кинотеатр, чтобы посмотреть кино; то же самое удовольствие можно было бесплатно и в более комфортной обстановке получить и дома, посмотрев телевизор. То же было верно и в отношении спорта. Хотя многие спортивные сооружения обветшали или находились в городских трущобах, там, где было мало парковок или современных удобств, ничто уже не могло остановить перемен в этой области.

Информация о работе Сущность спорта на телевидении